Скандальная история, Сарджент. Портрет мадам Х

Алина Алексеева-Маркезин
Джон Сингер Сарджент.Портрет мадам Х.1884г.Музей Метрополитен, Нью-Йорк

      Сегодня «Портрет мадам Х» художника Джона Сингера Сарджента считается блестящим изображением классической красоты и женственности. Однако в 1884 году, когда был написан данный портрет, разразился скандал.

            "Мадам Х" - на самом деле мадам Виржини Готро, американская эмигрантка, чья красота была известна по всему Парижу. Она получала частые приглашения от художников, которые хотели написать ее портрет, но неизменно отказывала им.

        На картине изображена дама в чёрном вечернем платье с бретельками из драгоценных камней. На первоначальной версии картины одна из бретелек была кокетливо спущена. Портрет характеризуется контрастом между бледной кожей с тёмным платьем и фоном.

      Для окончательного варианта портрета Сарджент выбрал для Готро позу, когда корпус развёрнут к художнику, голова повёрнута в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Так создавалось напряжение, позволявшее подчеркнуть элегантные контуры модели. Даже после выбора композиции работа шла медленно, лишь к осени портрет был близок к завершению.
До завершения работы над картиной Вирджини Готро была очень воодушевлена и уверена, что портрет окажется шедевром.

          Первый показ в Парижском салоне под названием «Портрет мадам ***» в 1884 году вызвал скандал и шок у публики. Намерение художника сохранить анонимность модели было безуспешным. Любому представителю французского высшего общества было ясно, что на картине изображена мадам Готро. Подчёркнутая бледность кожи модели и розовый оттенок её уха были восприняты как намёк на косметику, применение которой считалось признаком вульгарности и дурного вкуса в высшем свете и ассоциировалось с женщинами низкого социального положения.

      Мать Готро потребовала у Сарджента убрать портрет с выставки, однако он отказался. Сразу же после показа в Салоне картина стала объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья. Появились карикатуры на тему портрета.

         Позже художник переписал бретельку платья, подняв её на плечо и сменил название на «Портрет мадам Икс», чтобы сделать картину более безличностной и загадочной, однако ситуацию это уже не спасло. Реакция публики обернулась разочарованием как для модели, так и для художника.

            Мадам Готро была унижена скандалом. Карьера Сарджента, которую он тщательно выстраивал в парижском обществе, была разрушена, богатые клиенты отменили все свои заказы, и художник был вынужден в скором времени переехать в Лондон, а затем в США, где прославился как талантливый портретист и написал портреты президентов и известных бизнесменов.

        Сарджент выставил «Портрет мадам Икс» сначала в своей парижской, а потом в лондонской мастерской. С 1905 года картина была показана на нескольких международных выставках и в 1916 году продана в Музей Метрополитен, директору которого Сарджент написал:

     «Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент» Вторая, неоконченная версия портрета в такой же позе, но с опущенной правой бретелькой выставлена в Галерее Тейт в Лондоне.

 Хотя репутация Готро была подорвана "Портретом мадам Х", она не умерла от досады, как пророчила ее мать. Она действительно отошла от светской жизни на несколько лет, но затем вернулась.
 
      Семь лет спустя после портрета кисти Сарджента, Густав Куртуа написал новый портрет мадам Готро с лицом в профиль, в платье схожего фасона, однако ещё более откровенном. На этот раз реакция публики была более благосклонной. В 1897 году Вирджини Готро позировала для портрета работы Антонио де ла Гандара. Именно этот портрет она считала своим лучшим изображением.