Про простые загадки и непростые отгадки

Сергей Марковский
     Тёмный свод подземелья навевал мрачные мысли о близкой опасности и почему-то об ипотеке. Полумрак заставлял воображение самостоятельно дорисовывать детали пейзажа, и воображение пользовалось этим явно не в пользу своего хозяина. Бильбо немного поёжился и попытался плотнее запахнуть свой бесполезный летний плащ. Запахнуть не от ветра, которого здесь быть не могло в принципе, а от окружавшей его действительности.
     Странный вид собеседника тоже уверенности в хоббита не вселял. Бильбо ещё раз попытался вглядеться в него. В полумраке пещеры поворот головы Голлума напоминал профиль работника архива паспортного стола – уверенный и бессмысленный. Редкие четыре волоса, уложенные в аккуратный пробор, смотрелись неестественно на гладком черепе, туго обтянутом сухой шелушащейся кожей. При этом отсутствие одежды в данных обстоятельствах неестественным не казалось.
     Между новыми случайными знакомыми продолжался абсурдный разговор. Уже обсудили погоду, колебания курсов валют и нестабильность работы бумажной промышленности Средиземья. Общие темы закончились, и разговор неминуемо подходил к главному. Главным в данном случае было различие целей собеседников. Если желанием Бильбо было выбраться из подземелья наружу, то Голлум определённо хотел сожрать своего гостя. Пока он старался вести себя как можно дружелюбнее. Этому способствовал меч, висевший на поясе Бильбо. Хоббиту этот факт тоже придавал некоторую уверенность, которая была бы ещё больше, умей Бильбо с этим мечом обращаться.
     - Загадки, моя прелес-с-сть! – Вдруг воскликнул Голлум.
     - Загадки, - непонимающе повторил хоббит, и на всякий случай добавил, - существительное женского рода в именительном падеже во множественном числе!
     - Какой он грамотный, моя прелес-с-сть, он может быть даже думает, что умнее нас?
     - В общем, не дурак! – Хоббит на всякий случай положил ладонь на рукоятку меча.
     - Пусть у нас будет состязание! Если моя прелес-с-сть спросит, а он не догадается, моя прелес-с-сть его съест. Если он спросит нас, а мы не отгадаем, мы покажем ему дорогу, моя прелес-с-сть.
Голлум хитрил. Загадывать и отгадывать загадки было единственным его развлечением, с тех пор как он отбился от отряда метростроевцев и заблудился в многочисленных подземных линиях метрополитена. Раньше он ещё пытался составлять кроссворды, но карандаш сломался уже пятьдесят лет назад, а точилки у Голлума не было.
     - Согласен! – Хоббит тоже был уверен в себе. В своей деревне среди сверстников он всегда неплохо кидал каштаны, а, по его мнению, отгадывать загадки было ничуть не сложнее.
     - Пусть мы начинаем! – зашипел Голлум – Мы старше и у нас на боку нет меча!
     - Да ради бога! – Бильбо поудобнее утроился на камне и обратился в слух.
     - Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
     - Ха! Это совсем просто! Это наш портной Иван Кузьмич Бухалов!
     - Нет, моя прелес-с-сть! Он не угадал! – Голлум аж подпрыгнул от радости.
     - Ещё как угадал! Решительно Иван Кузьмич! Всё в точности! И иголки и булавки! И даже про лавку верно – постоянно из-под неё выползает!
     - А молока ему зачем?
     - Да не молока, а молотка! Опечатка была в твоей книжке с загадками! Молоток он сапожный потерял на прошлой неделе.
     - Это нечестно, моя прелес-с-сть! Ответ не такой!
     - Мой тоже подходит, так что ты не прав, а я прав!
     - Чур играть до трёх раз, моя прелес-с-сть! Мы старше и у нас на боку нет меча!
     - Да, пожалуйста!
     - Летом серый, зимой белый! – Голлум потёр руки в предвкушении  лёгкой победы и скоромного ужина.
     - Тьфу, не оригинально! Это зарплата у портного нашего Бухалова Ивана Кузьмича!
     И без того огромные глаза Голлума увеличились ещё вдвое: - Это как это моя прелес-с-сть?
     - Да очень просто! Летом к нам дачники приезжают, и Иван Кузьмич часто мимо кассы работает. Отсюда и зарплата серая! А зимой, какие дачники? Только по установленным расценкам и только через кассу! Белая зарплата зимой!
     - Но правильный ответ Заяц! Заяц, моя прелес-с-сть!
     - Чушь это всё! Правильный ответ – зарплата Ивана Кузьмича! У тебя доказательства какие? Здесь в подземелье зайцев не было никогда! А я при необходимости могу ведомости расчетные предъявить! – Хоббит уверенно пошелестел чем-то в кармане, но доставать ничего не стал. – Давай третью загадку, мне домой уже пора!
     - Этот зверь зимой в берлоге спит, иногда даже храпит. Когда проснётся, начнёт реветь. Как зовут его?
     - Бухалов Иван Кузьмич! Всё, я пошёл! Дорогу давай показывай!
     - Какой ещё Иван Кузьмич, моя прелес-с-сть? Этот хоббит-с издевается над нами! Это медведь! Медведь, моя прелес-с-сть!
     - Как ты мне надоел! Бухалов спит в берлоге! Иначе его комнату назвать язык всё равно не повернётся. Причём спит он там зимой. Летом, между прочим, тоже спит! А храпит так, что мама, не горюй! А если ты желаешь узнать, как Иван Кузьмич ревёт когда проснётся, могу адрес дать! Хочешь? Дорогу давай показывай!
     - Нет, моя прелес-с-сть! Теперь наша очередь! Пусть он нам загадывает, а мы отгадывать будем! Если угадаем, всё равно съедим его!
     - Да легко! – Бильбо усмехнулся – Какой элемент получается путём создания из двух других химических элементов?
     - Чего?
     - Я тебя не переспрашивал!
     - Это нечестно, моя прелес-с-сть! Нечестно! Мы задавали общие загадки, а не специальные!
     - Так это курс общеобразовательной школы! Эх ты, серость подземная! Гальванический элемент получится!
     - Пусть он загадает нам вторую! Вторую, моя прелес-с-сть! – Голлум отчаянно пытался вернуть себе главенствующее положение.
     - Ты ещё не угомонился? Пожалуйста: Цена одной скрипки — три капли йода. В магазине не продаются скрипки, но в подсобке там стоит канистра бензина. Бензин стоит дороже, чем скрипка. Сколько стоит три барреля нефти?
Голлум сел на камень, обхватил свою яйцевидную голову обеими руками и стал мучительно думать. В отчаянии он даже вырвал один из четырёх оставшихся волос.
     - Эта задачка не имеет решения, моя прелес-с-сть! При таки условиях не имеет!
     - Очень даже имеет! Баррель нефти на бирже стоит пятьдесят долларов. Это значит, три барреля стоят сто пятьдесят. Вот и всё!
     - А почему же он рассказывал нам про йод и скрипки, моя прелес-с-сть?
     - Потому что ты дебил! Пойду я уже! Надоел ты мне!
     - Нет, моя прелес-с-сть! Последнюю! Пусть он загадает последнюю!
     - Ну хорошо: кто это - маленький, в земле живет, на “Щ” начинается?
     - Бухалов Иван Кузьмич? – в  надежде поднял глаза Голлум.
     - Э, нет! Это Щервячок! Пока! – Бильбо встал и отряхнул плащ.
     - Сто одёжек и все без застёжек? – судорожно спросил абсолютно потерянный Голлум.
     - А вот это как раз продукция портного нашего Бухалова Ивана Кузьмича. Тоже мне, Сфинкс! – усмехнулся Бильбо. – Учи фольклор, дружище!
     - И провожать не надо? – Голлум смотрел на Бильбо с видом побитой собаки.
     - Да на фига ты мне нужен такой необразованный? Заведёшь ещё куда-нибудь! Я уж сам по навигатору доберусь.
     И Бильбо двинулся на юг от озадаченного Голлума. "Всё же эрудиция – великая вещь!" – думал он, осторожно ступая по тропинке. Не зря, получается, он столько времени провёл в долгих беседах с Анатолием Вассерманом, которого по непонятной для Бильбо причине в Средиземье все называли Гендальфом Серым.