Он уходит!

Галина Кисель
              ОН  УХОДИТ!
                Галина  Кисель.

   Он сказал: « Я  ухожу. Насовсем!»Вот так просто взял и сказал! И обьяснять ничего не стал. Удар прямо под дых.У меня руки опустились. Сижу и смотрю через  открытую дверь кухни в комнату, как на экран телевизора.
  Я  пила свой утренний кофе  и обдумывала, как   управиться с  покупками и не опоздать на урок  в интеграционный центр.  Я веду там  занятия с  сеньорами. Учу их  говорить и , главное, понимать   немецкий язык. Получается не очень. Моим ученикам  почти  семдесят, память уже не та. А потом  нужно еще успеть приготовить  обед, чтобы муж не ворчал. В последнее время он стал капризным и раздражительным.. Все ему не так, все плохо.
 Его завтрак уже стоял на столе. Салат из свежих овощей, творог, кофе. Стакан с водой и таблетки. Белая до еды, розовая после.
 А он в кухню даже и не зашел, Остановился в дверях, сказал, не глядя на меня:
- Есть не буду. Некогда! За мной  сейчас приедут!
 Недоумение и обида захлеснули меня, не давали дышать.
  Он согнулся   возле шкафа, кряхтит. Ему трудно,живот мешает.  Ведь не молоденький! В чемодан  летят рубашки, брюки. Галстук в белый горошек  упал на пол. Мой подарок на  Новый год.   Оглянулся и  сунул его под рубашки  Раньше сказала бы:
- «Поставь чемодан на стул, чего мучаешься?» А сейчас   горло  перехватило как удавкой.
 Что же это?  Другая женщина? Кто? Откуда? Не могу поверить!
    Я думала, у него депрессия из - за дочки. Муж совсем сник,  ночей  не спал, ворочался.  Опять начал курить.
      Дочка  окончила   УНИ, писала вербунги,  мечтала найти работу  в Гамбурге  или  Мюнхене.  .Мы не препятствовали, но очень  надеялись, что она  останется  в Бремене. Так и вышло. Ждали,что она будет  будет жить дома.  Отдельная  комната! Нам в ее возрасте и не снилось! Забота  родителей, внимание.   А она  нашла себе квартиру в центре. « Хочу пожить  одна! Сама себе хозяйка, на миту я  заработаю! Я вас не бросаю. Буду забегать, звонить». Снялась и улетела. Все они здесь такие.
Другое время, другая страна, другие нравы.
 
  Что он ищет  в кладовке?  Ящик грохнулся на пол..Хоть бы ничего не разбилось! Выглянул. Смотрит в сторону.
- Где   сумка, ну та, что для обуви. « Адидас»?
- Дочка забрала!
      Слава Богу, голос прорезался. А то смотрю молча, будто это меня не касается. Что делать?  Требовать обьяснений?  Скандалить? На шею вешаться? Нет уж, уходя – уходи!
 Кивнул,не глядя.  Во мне вместо удивления  и обиды наростает гнев.
А я –то   сочувствовала  ему,  переживала. Что называется,  « окружила вниманием». Забросила свой учебник для эмигрантов,  начинающих изучать немецкий  . В интеграционном  центре одобрили, обещали издать.  Ну да, мне  повезло, это он так говорит.  Я была учителем немецкого  и осталась. А  что может инженер-конструктор без языка?    На что ему рассчитывать?
 Вынес чемодан в переднюю.
 Звонок.  Это  Гриша. Совещаются  у дверей и быстро уходят. Григорий  даже  и не заглянул, не поздоровался. А ведь  дружим семьями!
  Внизу  заурчал мотор и  машина  отъехала.
. Я совсем растерялась. Вот теперь пришли слезы. Как же так? Сколько лет женаты, дочку  вырастили!  В жизни чего только не бывало!  Его мать три года  лежала после инсульта.. Кто ее выхаживал?  Все на мне: и  очереди, и сумки неподьемные таскала  на третий этаж. А дочкины болезни?   А в школу на ковер за   ее грехи?  Небось когда  она  завоевала второе место на матиматической  олимпиаде, так он вызвался  ее  сопровождать!
  Что, если дочка знает, к кому он ушел? Скрывает от меня? Нет, не  может быть! Позвонить ей? Но она же на работе!
  Боже, о чем я думаю, что вспоминаю? Разве это сейчас важно? Что  же  делать?
  Глянула  на часы. Ну вот! Через два часа урок.!  Как мне сегодня работать?  Люди прийдут, пожилые.  Не отправлять же их домой? Учитель – тот  же артист. Что бы не случилось- пожалуйте к доске!  Но там Эмма, будет, кому пожаловаться, с кем посоветоваться.
 Эмма тоже из наших.  Русскоязычных. Она в Германии  с детства. Окончила Берлинский университет. Адвокат. Помогает  эмигрантам  интегрироваться. Дает  советы, разъясняет  документы.  Заступается за них в разных учреждениях. Возле ее кабинета всегда очередь.    
   Она из-под  Перми. Мать у нее русская, а отец немец из бывшей  Республики немцев Поволжья. Ветеринар. Он хлебнул по полной: высылка,  трудармия,  голод, лесоповал. Жили в сырых землянках, ходили  за десять километров отмечаться.  Жена и ребенок  погибли. Потом , когда полегчало, женился в поселке  на русской. Успел отстроить дом,  родились дочки. Но как только  им разрешили, уехал на историческую  Родину, в Германию,  и забрал старшую с собой. Жена ехать наотрез отказалась. Плакала, убивалась, но  так и не  решилась оставить дом, хозяйство, привычный уклад. Родню. Эмму не отличишь от местных, но дружит она с нами. « Русскими.»
   
    Как я выдержала  этот урок? И удивленные взгляды  женщин. Их у меня в группе  большинство. Нет, не удивленные – сочувствующие. Знают? Может быть, все уже в курсе, что меня бросил муж? Смеются за спиной? Или мне это показалось?
  Спускаюсь   к маленькому кабинету  Эммы. Из него как-раз выходит дама с  ребенком.  Больше, кажется, никого.
  Эмма поднимает взгляд от бумаг, улыбается.
-  Кофе будешь? У меня  булочки с сыром...- Э, да на тебе лица нет! Что стряслось?
- Леня ушел к другой!  Насовсем!
Ох, как трудно выговорить  эти слова! Сразу ком в горле.
- Леонид?  Светопредставление! К кому?
-  Вот и я  хотела  бы знать – к кому?   Собрал вещи и  удалился. Гриша его увез.
- Какой Гриша? Ваксберг?  Ну, я с ним поговорю!
- А вот этого не надо! Не собираюсь унижаться!
- Может, и не надо...- У нее на лице недоумение – Как он без тебя?  Ты же ему все дороги забегала?
 Она  встает и  усаживает меня   на потрепаный диванчик. Обнимает  за плечи. Булочки забыты.  В глазах сочувствие.Именно то, что мне сейчас необходимо.
- И это мне благодарность  за то, что я  его вывезла!. Сидел без работы, когда завод  приказал долго  жить, ныл .  А делать ничего не хотел, «Я еще не готов!» Я его уговаривала, просила... С  пяти часов очередь у консульства   занимала!
 _-Ладно, это я уже  слышала, и не раз! И не  паникуй! Ты мне лучше скажи, что у вас  вечером   произошло?
-Вечером? Да  ничего... Он  сидел  за  компьютером   в   бывшей Леночкиной комнате. Ты же знаешь?   Устроил себе там  кабинет.  Перетащил  всю технику, полки с книгами. Для  интеръера . Мои учебники  выселил на подоконник. « Ты мне все нарушишь, ничего не трогай!» А компьютер,  между прочим, мы вместе покупали! Готовлюсь к занятиям, когда его  нет  дома. Принесла ему  таблетку и стакан воды. . Ка-ак он  меня шуганет! Я мигом очутилась  на  кухне. А спит  он в  своем « кабинете» , на диване. Отделился . Говорит, я храплю. А сам...
-Знаешь, здесь что-то не так. Он же вечерами дома ?
- Вообще из дому не выходит! Только на работу. Заделался  писателем! Два раза в нашей  русской газете напечатали. Так он  возомнил....
Эмма пожимает плечами
  -Вот видишь? На   другую женщину мало похоже. Постараюсь выяснить. Они что, попрежнему  по ночам  убирают цеха   на « Мерседесе»?
-Ну да! За  Евро в час. Высоко квалифицированная рабочая сила! Два инженера и архитектор.
Эмма   поднимается и  достает  из шкафчика кофеварку, разворачивает  на салфетке булочки. Тоже наша, отечественная, привычка. Местные немцы завтраки с собой не носят, ходят  в кафе. Но на меня это действует успокаивающе.
 Мне есть совершено не  хочется, но  пухлая булочка с сыром и листиком салата   выглядит так аппетитно!  И я свой кофе   так и не  допила.  Подставляю чашку.
   
   А вобщем - то  Эмма  уход  мужа  трагедией  отнюдь не считает. Скорей наоборот. Три года назад ее сын сдал абитур и уехал в  Гамбург, поступил в Университет. А они с мужем немедленно разбежались. Странно.. Почему среди эмигрантов так много разводов? Казалось бы, на чужбине должно быть наоборот?  Люди должны сплотиться?
 Но она сочувствует мне.
 Потом мы  идем ко мне домой.  Под унылым  дождиком, и  под одним  зонтом.  . Эмма не хочет оставлять меня одну..  Открываю дверь и застываю на пороге..
- Ого! Тут что, обыск был? Ну и бардак! – удивляется  она..
 На полу валяются  какие-то бумаги,  вещи.  Ящики комода выдвинуты, из верхнего свисает    лифчик. Что он искал  в моем белье?
На столе  деньги. Значит, конто он забрал.
 - Знал, что ты на работе!  Прибежал тайком. Боится разговора. Вот трус!  Все мужики такие!  Ну что же , давай приберем! А то смотреть  стыдно! – Эмма засучивает рукава.  Мне бы  сейчас лечь, укрыться с головой... Баюкать свое горе. Но не оставлять же ее одну  наводить порядок?

Вечером приходит  Леночка. На лице смущенная улыбка. В серых глазах недоумение и вопрос. Я понимаю, что  она  уже знает. 
- Ты как, ма? В порядке?
   Дочка  снимает  в прихожей куртку,  вытерает   ноги и идет в комнату. Местные  обувь не  снимают, нет у них  такого обычая. И она туда же.
  Садится  рядом  со мной на диван,  вид озабоченный. . Она и сама растеряна.
 - Отец мне  позвонил.   Представляешь, заявил, что уходит в подполье!   Ты что-нибудь понимаешь?  Сказал, чтобы мы не беспокоились, он в порядке, будет  о себе сообщать! .Но номера  телефона не дал!  По моему, у него крыша поехала! И голос какой-то залихватский!
    Мне  становится страшно.
- Я тоже не понимаю. Сказал, что должен побыть один.
 - Знаешь, -  убеждает меня дочка. - Давай  выждем пару дней!  Может, что –то прояснится?
- А у меня есть другой выход?
 Я смотрю на нее, такую гибкую,  стройную. Каштановые кудри   свесились на грудь., глаза и губы чуть- чуть подкрашены. Она полна  жизни, энергии, вся  радостно устремлена вперед. А тут два старика    путаются под ногами со  своими   проблемами. Непонятными. Здоровы.  Квартира есть,у отца пособие, мама работает. Жили бы себе, не  тужили. Так нет!   
  Но мы же не  старики! Нам чуть больше  пятидесяти! Мы тоже пытаемся найти  свое  место  в новой   жизни. А это ой как трудно!
- Хорошо, пусть будет  по-твоему.  Подождем...  Поднимаю на нее глаза. –    Переночуешь сегодня  дома?  Мне  что-то очень...неуютно?
 Я вижу по ее лицу,  что ей этого очень  не  хочется, но отказаться она не может.
 Задумалась на минутку.
 - Я  сейчас!- вышла в прихожую, достала  из кармана  свой «хенди», и  что-то быстро говорит по немецки. 
 Вот оно что!  Этого я и боялась.  Бой-фрейнд? Так это теперь называется?
-Она возвращается, облегченно вздыхает
- Переночую у тебя,  так будет  лучше!
-  Кто он?- Ты бы нас познакомила?- В моем голосе  звучит  несмелая  просьба. На ее лице появляется очень знакомая  гримаска. Она означает решительное  Нет!
 - Зачем, ма?  Это касается только нас. Его  родители тоже не в курсе. Если  будет нужно, мы вас познакомим, не сомневайся! А пока  это  секрет!
Вот так!  Наши бабушки и дедушки женились и выходили  замуж.  Это считалось  нормой. До свадьбы- ни-ни!  Выполняли неукоснительно  вековые свадебные  обряды  и  традиции. Незаконный ребенок – какой позор!
 Родители  боялись  парткомов больше, чем Бога.  А нам приходится привыкать  к  бой-фрейндам. Распадаются семьи... Хорошо это или плохо? Не знаю...   Но приходится  принимать  жизнь такой, какова  она есть.
 Леночка постелила себе в своей бывшей комнате и быстро заснула..
    А я лежу без сна. Мне  страшно.  И  одиноко.  Я только сейчас поняла, что никогда не жила одна.  Всегда вокруг меня были люди. Родители. Бабушки и дедушки,  Тетки.   После войны, когда вернулись из эвакуации в разрушеный Киев, получили на всю семью 11- метровую комнату в общей квартире. .В каждой комнате по семье. Уж это, как водится. Туалет на десять человек. В  кухне три  газовых плиты и три  кухонных стола. Старушка- учительница   в кухню и не заходит, готовит себе что-то в комнате на электрической плитке. Про нее говорят, что ее сын при немцах  служил в управе.  И на этом основании ее можно всячески притеснять. Соседи    выставляли  ночные горшки у ее дверей, завесили стенки в коридоре своими вещами. А она молчала, терпела. Только  смотрела полными муки,  загнанными глазами.
  Я  незаметно  проскальзывала  к ней в комнату . Она встречала  меня доброй улыбкой. У нее  много книг , в углу  сохранился деревянный конь-качалка с ободранным хвостом и гривой.  На нем можно было , раскачиваясь и  закрыв глаза, мчаться   вдаль по полям, по лесам, прямо в сказку! Она была  рада мне, рассказывала  интересные истории, иногда даже кормила. Мама здоровалась с ней и разговаривала, но только не дома. .. 
      Где я спала? Не помню.. Но помню, что любила опускать руку и  трогать маму за ее крутые локоны. Мама уходила на работу, а я в школу. Дома оставалась бабушка. Ее задачей было отоваривать  карточки и хоть что-нибудь придумать всей семье на обед. Помню, как она  плакала, когда  на выходе из магазина  мальчишка  выхватил у нее  из рук хлебную карточку. Соседи  клали ломти  несколько дней  на наш кухонный  стол.
      Все споры  решались в коридоре. Бывали ссоры и  сплетни. И наговоры.   Но в  беде и в радости  были, как одна семья.  Мечтали разъехаться. И через много лет так и  произошло. А потом долго ходили в гости друг к другу.

Утром позвонила Эмма:
. -Твоего Леонида и раскалывать не пришлось!  Знаешь  племянника Гриши  Ваксберга? Он с семьей  уехал работать в  Канаду. А квартира у них своя. Купили уже давно.. Оставили Гришу  смотреть за  порядком. А он сдал  ее твоему подпольщику.  Так что никакой бабы! Но мое мнение – дай ему  вкусить свободы и независимости!  Пусть хоть узнает, что это такое!

 Оказывается, это совсем не так плохо, жить одной, и заботиться только  о себе.  Выбросить из головы вечную  тяжкую  мысль: что  готовить на обед!!!Можно не спешить в парикмахерской. Пусть  мастер подстрижет, подкрасит  волосы. Сделает  маску. Можно  раздумчиво  перебирать  одежду, долго решать, что  надеть.  Никто не торопит.И я узнала наконец, что за удовольствие шопинг!  Ходишь по магазину без определенной цели. Вдруг попадется что-либо  интересное? Потратили  часа три, не меньше.  Накупила себе  всякую всячену!
- Ну вот, ты помолодела  лет на десять! – Эмма довольна Она  взялась  отучать  меня от семейной зависимости. – Пошли сегодня в  «Глоке» на концерт! Билеты, конечно, ой-ой! Но это же  оркестр  Андрэ Рейо!
 - Сто лет нигде не была! –Конечно, пойдем!  Пусть дорого!
Почему-то  у нас считается, что  для культурной жизни достаточно  библиотеки, телевизора и интернета. Но где  взять дома ощущение праздника?  Возвышающее чувство от общения с музыкой напрямую, а не  по записи? Побыть на  публике, в театре,  поглазеть  на  наряды?  Правда, местная  публика в театр не   наряжается, бриллиантами  себя не украшает . И залы не блистают роскошной позолотой и лепниной, как у нас. Все это  бывает только  на   «парти», куда меня, естественно, не приглашают. 

      Я теперь  почти не бываю дома  В  рододендроновом парке  расцвели пышные   кусты. Цветут азалии.  Набухли почки у  лотоса между огромными  листьями на  многчисленных прудах. Мы отправляемся  туда на целый день.
 - Да не бери ты бутерброды!  Поедим в ресторане! Пора тебе приобщаться к европейским обычаям!- Убеждает меня Эмма.
    И правильно! Какое удовольствие  сидеть в парке, слушать легкую музыку, любоваться цветами и не спеша  выбирать  в меню  разные  вкусности! И ловить  взгляды и улыбки  симпатичных джентнльменов.
А потом на занятиях мы  разыграли в лицах « Посещение  парка». Урок получился живой и веселый! 
 Но поздно вечером, когда  гаснут огни и становится тихо, меня охватывает  грусть.  Я бы дорого дала, чтобы знать, как им там без меня? Лена укатила на недельку в Испанию. Звонит   по  утрам.  А о подпольщике я и слышать не желаю! Но это далеко не так. Совсем не так.  Мне без него плохо.
 Сижу на балконе, кутаюсь в шаль, смотрю на звезды  и  тоскую.Затихает постепенно  птичий гомон в листве  за окном. Как мне одиноко!   
 Тут к соседке  не забежишь  поболтать или пожаловаться на жизнь. Не сунешься одолжить морковку или луковку. На улице встречаемся – улыбка, поклон. Можем   обменятся мнением о погоде. А в квартиру запросто  заходить не принято. «Мой дом – моя крепость!» А я не хочу жить в крепости!
 Леночка приносит мне скупые новости об отце. Дескать, жив- здоров, чего и вам желаю.  И даже призналась, что он  расспрашивает ее, как там мама? Беспокоится, выходит...

- Послушай, как у тебя  с велосипедом? Ездишь ? – спрашивает  Эмма.
- Так это же мой личный транспорт! Из Нетто в Лидл или  Альди. Я даже в Кауфгоф  езжу  на велосипеде. Получается гораздо дешевле, чем городским транспортом.!
- Вот  и хорошо! В воскресенье  наше общество велосипедисток   устраивает  путешествие в  Ворпсведе, в городок  художников.   Походим  по выставкам.   За  городом  сейчас  чудесно!   .Ты там  бывала?
- Была когда -то давно на экскурсии. А твои меня приймут? Лет  пять-шесть назад я попыталась, было,    попасть в этот ферайн. Меня очень  вежливо приняли, выслушали с сочувствием и отказали. Я, конечно,  обиделась. Но потом  до меня дошло.  Они собираются   своей компанией, старинные знакомые и друзья, чтобы  расслабится и отдохнуть, а тут  иностранка... Нужно устраивать прием, напрягаться. Чужой  среди своих. Да и говорила я тогда  еще не очень.Так что я не знаю...
Эмма  улыбается, хлопает меня по плечу.
- Не трусь, я договорилась. Дамы  согласны.

 Вернулась поздно вечером, полная впечатлений от городка,  от художников,  резчиков по дереву, скульпторов  и гончаров!   И от  спутниц.  Как  просто и весело в их обществе!  Никто  особенно мной не занимался, не  обременял себя и меня  вынужденной беседой., расспросами.  А  как прекрасно   не спеша ехать по  узкой дорожке  в поле,  через лесок,  дышать  ароматами   природы  и ни о чем  серьезном и печальном не думать, не вспоминать!
    В багажнике лежит заботливо  упакованная  изящная  керамическая лисичка.  Автор этого чуда уверял, что  форма разбилась.Такая  будет только  у  меня! Онляйн!
 Занесла  велосипед в келлер, подняла  случайно глаза, а у меня в окнах  свет!
  Леночка? Подпольщик? Только у них есть  ключи. Медленно поднимаюсь по лестнице. Устала страшно. Мне бы сейчас  в душ, стаканчик  чаю и в постель! Я не готова к переговорам!
 Открываю дверь в ярко освещенную переднюю и меня встречает широко улыбающийся  Леня в тапках, тренировочных  брюках и майке. Из ванной пахнет полузабыто  бритвенным  кремом.. В углу  обнажила  свое нутро его  дорожная сумка.
     Он обнимает  меня за плечи. Меня обволакивает  родным теплом.
- Где ты  так поздно пропадаешь? Я уже и ужин приготовил, жду тебя, жду. Твои любимые творожники! Пальчики оближешь!
 Ну что мне делать?  На скандал не хватит ни сил, ни желания, Когда такая встреча!  Он приготовил ужин. А? Такое бывало  разве что в первые годы нашей  совместной жизни.
 Когда это я превратилась    из «дорогой»  в «Мать, где мои носки?»!  Очень давно.  Я за все несла ответ  и решала все семейные проблемы! Я  вставала  раньше всех и ложилась позже всех. Дудки!  Так больше не будет!
 Леня сидит на подоконнике, окно  открыто  в  ночь. За его спиной  светятся огни города. Жирок на пузике он за это время растерял.  Сейчас он похож на прежнего  Леонида, решительного, быстрого, уверенного в себе.
  - Знаешь, я многое  понял за это время.  Я без вас не могу. И по старому  тоже. Ты так увлеклась, что мне казалось -  Вот-вот  погладишь меня по головке и сунешь  мне соску  в рот! И не таскай  ты меня по врачам!  Я ничем не болен!  Каждый врач  считает своим долгом выписать рецепт. Я все их таблетки  сунул в мусорное ведро.
 Конструктором   я уже не буду. И писатель  из меня никакой. Но у меня же есть руки!
  И кой-какой опыт. Без дела не останусь.  Вон в  еврейской  гемайнде  нужно перестилать полы. Мы с Гришкой   подрядились...Попробуем. Чтобы два инженера да не справились? Не так ради денег, как ради  дела. Почувствовать  себя  опять мужиком.
 -А Аркаша?-
- А он хочет  попытатся  в строительной  фирме. У него столько  наработок. Правда,  один раз он уже пробовал. Давно. Сделал для  турецкой  фирмы   несколько   прекрасных проэктов коттеджей.  Заплатили, как чертежнику и уволили.  Наработки, естественно, остались в фирме. Оказалось, его и брали на работу не как архитектора, а как чертежника.  И ничего не докажешь. Здесь тоже надо держать  ухо  востро!
 .  Блинчики немного подгорели,но все равно вкусно.
 Мы вместе, как  когда-то прежде, очень давно.   Нет больше  заботливой  сиделки  и капризного пациента.. Может быть, есть смысл  вернуться замуж?

  Галина Кисель.
Бремен. 2016г.