Павловск - место счастья

Елена Шувалова
   
   Мне очень радостно, что моё отношение к Павловску "разделяет" великий поэт Серебряного века Анна Андреевна Ахматова.

Всё  мне  видится  Павловск   холмистый ,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.

Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь...

   Что бы ни было до этого, грусть ли, печаль ли, утрата, - но за воротами Павловска всегда живёт Радость, детское полновесное Счастье. Для меня это - так.

   Хотя мало я там бывала - раза четыре, наверное, всего. Но каждый раз - это ощущение счастья, - какое было только в детстве в начале лета, - когда - говоря словами другого поэта, - "И было до конца каникул Сто лет свободы и любви..."*


   Отчего это так?
 
   Павел - одна из самых таинственных и трагических фигур Русской Истории.

   К нему можно относиться по-разному; он заслуживает, вероятно, жалости. (Сам великий Пётр его пожалел!)

   Но лично я не могу простить ему того, что он в сильный мороз сдёрнул шапочку с курчавой головы годовалого ребёнка. Этого я ему простить не могу.

   Но в Павловске я обо всём плохом забываю. Здесь живёт Счастье. Здесь всегда всё хорошо.

   Отчего это так - не всё ли равно!

*Сергей Гандлевский.
 

Фото - я в Павловске на балюстраде Большой каменной лестницы. Июль 2013.


Дополнение.


   Да, я с детства склонна к такой полнейшей безмятежности, несовместимой, в общем-то, с реальной жизнью... Тогда мне было ещё странно смотреть на снимки уничтоженного фашистами Павловска, и я с досадой отворачивалась от них. Мне хотелось думать, что этого и вовсе не было, что Павловск был всегда!

   Но теперь я узнала, что Павловска и вовсе могло не быть в моей жизни, в нашей жизни. После разрушения его не хотели восстанавливать!

   Теперешним Павловском мы обязаны хрупкой маленькой женщине - тогдашнему директору музейного комплекса - Анне Ивановне Зеленовой. Это она добилась возможности реставрации дворцового ансамбля. Она же и разработала уникальную технику реставрации, которая была использована потом в Пушкине и в Петергофе. Павловск восстанавливали с 1944 года, с момента снятия Блокады, и восстанавливают до сих пор. То, что мы видим сейчас, - чудо и подвиг советских реставраторов во главе с Зеленовой. Забывать об этом нельзя.