Вертикаль

Лернастан Айрапетов
        Создание и совершенствование политической системы с разделением властей происходило на протяжении многих веков. Попытки организации подобной системы власти  предпринимались задолго до того, когда в XVII – XVIII веках  Д. Локк и Ш. Монтескье сформулировали ее основные положения  (в Персии,  Древней Греции,  Римской республике – в  VI – V вв. до н. э., в Исландии  –  в X в., в Англии  –  в XIII в.). Разделение властей позволяет эффективно защищать права и свободы граждан, частную собственность, реализовать потенциал капиталистического способа производства. Страны, которые ее используют, стали наиболее успешными: в этих странах высокое качество жизни населения, в них сформировался крепкий средний класс, богатства общества  сравнительно равномерно распределены среди граждан.
       
        Наспех созданная в России вертикаль власти привела к поляризации общества: политические и экономические ресурсы  сосредоточили в своих руках бюрократия и приближенные к ней лица, а подавляющее большинство населения оказалось лишенной этих ресурсов, средний класс малочислен и слаб, государственная машина его интересы  защищает плохо. Россия занимает первое место в мире по обеспеченностью природными ресурсами. У нас вторая по мощности армия.  В то же время по данным специалистов ООН мы занимаем лишь 65 место по качеству жизни населения, а по исследованию ВЦИОМ у 9% россиян, а это – 13 миллионов человек,  денег не хватает даже на еду.

        Если  у нас  была бы вертикаль исполнительной власти, с этим еще можно было бы  как то смириться. Хотя лучше когда и исполнительная власть на всех ее уровнях функционирует не по вертикали, а по закону. Но проблема в том, что в вертикаль встроена и законодательная власть, и суды, и СМИ (за некоторым исключением). На вершине находится  исполнительная  власть  во  главе с президентом. Это  сделало  судебную систему зависимой от исполнительной власти,   создало круговую поруку во властных структурах, привело к тому, что в отношении чиновников не действует принцип неотвратимости наказания за нарушение закона. Надо полагать, выстроить вертикаль много проще, чем отладить разделение властей с системой сдержек и противовесов. Но скорые решения  –  далеко не всегда лучшие.

       Созданная вертикаль  унаследовала  родимые пятна советского строя. Более того, в СССР бюрократия формально не являлась собственником средств производства.  В современной России бюрократия стала и собственником капитала, в явном и скрытом виде. Произошло сращивание бюрократии и буржуазии.  Государство в полной мере стало собственностью бюрократии, о чем К. Маркс и Ф. Энгельс писали в Манифесте Коммунистической партии 170 лет тому назад. Вертикаль власти – это государственное устройство, где ветви власти не уравновешивают и не контролируют друг друга, где нет сдержек и противовесов. Попытки ограничить произвол чиновников при сохранении вертикали власти носят косметический характер, приводят лишь к тому, что ресурсы общества перетекают от одних групп бюрократии к другим. Они никак не влияют на ситуацию в стране и не улучшают условия жизни основной части населения. Сейчас Россия является одной из наиболее коррумпированных стран мира,  а  значительную часть богатых  россиян составляют чиновники и их приближенные. По  индексу восприятия коррупции, который ежегодно рассчитывает международная неправительственная организация Transparency International, Россия стабильно  занимает одно из последних мест в мире, рядом с такими странами, как Камерун и Нигерия.  И результат плачевный:  в стране негативный инвестиционный климат, что препятствует развитию экономики.
 
          В соответствии с п.1 статьи 80  Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является главой государства». Являясь главой государства, президент становится  главой и законодательной власти, и исполнительной власти, и судебной системы, ибо они являются составными частями государства, главой которого является президент. Такое положение находится в  противоречии со статьей 10  Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».  П.1 статьи 80  Конституции не согласуется и с п. 2 статьи 16  Конституции: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», поскольку статья 10 Конституции является одной из статей, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Статье 10 и  п. 2 статьи 16  Конституции противоречит и п. «е» статьи 83 Конституции, согласно которому президент «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов».

        В условиях разделения властей никто не может быть главой государства, иначе разделение властей становится простой декларацией и к реальной жизни  отношения не имеет. Противоречия конституции стали основой, на которой была построена авторитарная по своей сути вертикаль власти. Это явилось препятствием на пути демократического развития страны и строительства правового государства. Значительную роль в построении вертикали власти  сыграла лазейка, которую создает слово «подряд», в п. 3 статьи 81   Конституции.

       В 1993 году произошел конфликт между Президентом России и Верховным Советом. Этот конфликт отразился на Конституции, принятой в том же 1993 году. Полномочия президента были неоправданно расширены: он стал главой государства, гарантом конституции, стал, как заметил  В. Жириновский,  верховным  правителем. В структуре государственной власти появилось дополнительное звено – глава государства. И это изменило ее характер: она утратила демократические качества и стала авторитарной, самодержавной (рис. 1 и 2). Во все времена конституции ограничивают самодержавие. Мы же пошли своим, особым путем: конституция установила самодержавие, ибо кто такой глава государства, если не самодержец? В 21 веке в России создана особая форма правления – Конституционное Самодержавие, самодержавие, учрежденное конституцией!

        Мы  любим слово «глава»: глава государства, глава Чечни, глава Республики Крым. Глава республики???   Грандиозное словосочетание.  Словосочетание, настолько же грандиозное, насколько и скорбное. Слово «глава» должно быть выметено из нашего политического лексикона.  Необходимо провести конституционную реформу и устранить  имеющиеся в Конституции противоречия. Президент не должен быть  главой государства. Президент должен осуществлять исполнительную власть, он должен быть ответственным (не главой, а ответственным) за ее эффективное функционирование на основе закона. Это создаст правовую основу формирования реального разделения властей в соответствии со  статьей 10 Конституции, строительства правового государства, экономического развития страны. Гарантом конституции должна быть вся система государственной власти, построенная на демократических принципах. Современное общество не может эффективно функционировать в условиях  вертикали власти. Для этого нужно реальное разделение властей, и прежде всего – независимый суд. Нужна судебная реформа. Судебную систему необходимо вывести из-под зависимости от исполнительной власти. Судебная система должна стать, если угодно, государством в государстве, функционировать автономно  на основе закона, а не как один из элементов вертикали власти. Арбитр должен быть независимым.  Верховным правителем должен стать Закон. Без этого страна не может развиваться, и все наши планы останутся лишь благими намерениями.
 
        В России громоздкая трехзвенная исполнительная власть с президентом и его администрацией, правительством с премьер министром и многочисленными министерствами и прочими структурам и советом безопасности.  Это неповоротливая, неэффективная конструкция. Все значимые решения принимаются в администрации президента, а роль правительства становится чисто технической. Принимаемые решения исполняются плохо, и не потому, что в правительстве работают некомпетентные люди, а потому, что сама система не позволяет реализоваться их потенциалу. Сегодня Россия – одна из самых забюрократизированных стран с крайне низкой эффективностью государственного управления: до 30% трудовых ресурсов страны заняты на госслужбе и содержатся за счет бюджетных средств. (В США – 14%, в Китае – 9%).
 
         В соответствии с законом единства и борьбы  противоположностей, государство, защищая граждан, защищая общество, в то же время им и противостоит. Когда государство становится слишком мощным, монолитным, оно начинает подавлять, угнетать народ. Чтобы этого не происходило и используется разделение властей с системой сдержек и противовесов.

        Мы никак не можем признать того, что Великие Государства, Империи вырастают на костях, хотя именно об этом свидетельствует история. К выстраданным на протяжении тысячелетий западным ценностям сейчас приобщаются и на востоке. Япония, потрясенная жестоким поражением во Второй мировой войне, освободилась от вериг величия. А победившая Россия – все еще нет. Объем функций государства, государственный аппарат, затраты на его содержание должны быть минимизированы, а  самодеятельность граждан – существенно расширена. От ручного управления необходимо переходить к созданию эффективных саморегулируемых механизмов управления;  работать должны не структуры, а законы. Сверхсложная открытая диссипативная система должна обладать определенной степенью свободы, иначе в ней возникают напряжения, которые приводят к ее  разрушению.
 
        Двуглавую исполнительную власть с президентом и его администрацией и премьер министром с правительством нельзя считать оптимальной. При такой конструкции верховодит или президент, а роль премьер министра и  правительства становится чисто технической, или –  премьер министр, и тогда роль президента становится скорее декоративной. Между этими двумя структурами возникают трения и столкновения за первенство.  Исполнительную власть должен осуществлять или президент и  тогда не нужен премьер министр, или премьер министр  и тогда не нужен президент. В мировой практике такие системы власти используются, и они доказали свою эффективность.
 
         Необходимо провести конституционную реформу, построить компактную  непротиворечивую эффективную систему власти с целью создания базы демократического развития и экономического процветания страны.

        Следует исключить слово «подряд» из п. 3 статьи 81 Конституции, как создающее  предпосылки для воздвижения вертикали власти; пора освобождаться от монархических настроений. Смена власти сама по себе прогрессивна. Оптимальными могут считаться не более двух сроков по 5 лет.  Этот оптимум складывается стихийно, сам собой, из опыта многих и разных стран.  Дальше начинается застой. Но стабильность, застой не могу длиться долго.  Общество, страна, государство или развиваются и прогрессируют вместе с мировым сообществом,  или сваливаются в депрессию, деградируют и разрушаются.  Стабильность  весьма коварна. Смена власти не должна восприниматься как подрыв устоев.  Смена власти  должна быть обычным, рутинным конституционным процессом. Вечная власть – неприлична.
   
       После распада в 1991г. СССР, в бывших советских республиках происходит перемена общественно-экономической формации: Советский строй разрушается, капиталистический строится, старые экономические отношения разрушаются, новые строятся. В середине 1990-х годов экономики большинства стран – бывших советских республик достигли «дна» и началось их постепенное восстановление. Во второй половине 1997 г. и экономика России показала признаки оживления. Начинают действовать механизмы, созданные в начале 90-х годов. В условиях экономической свободы и многократного увеличения цены нефти  (с $10-$12 в начале 1999 г. до $146  в середине 2008 г. за один баррель марки брент), быстро растет и экономика России.

       Однако  после кризиса 2008-09 г. г. экономика России уже не восстановила прежних темпов роста, хотя цена нефти оставалась достаточно высокой. Создаваемая  на противоречиях Конституции РФ вертикаль власти чрезмерно укрепляет позиции чиновников и силовиков, они  опутывают экономику и препятствуют ее развитию. Малое и среднее предпринимательства развиваются медленно, все больше укрепляется неэффективный государственный сектор, создаются госкорпорации. Ничего не делается для диверсификации экономики, развития высокотехнологичных отраслей, страна прочно садится на «нефтегазовую иглу». Вертикаль власти вступает в активную фазу. Законодатель и суд становятся послушными исполнительной власти.  Коррупция, рейдерство достигают угрожающих масштабов. Инвестиции сокращаются, экономика скатывается в стагнацию (любимую властью «стабильность»), а затем и рецессию.  В 2015 г. на фоне негативной геополитической обстановки ВВП России сократился на 3,8%, в то время как мировая экономика в целом продолжает расти (в США –  на 2,6%, в Китае – на 6,8%).

        По данным минпромторга за последние 25 лет произошло значительное сокращение ключевых отраслей российской экономики.  Доля импорта в радиоэлектронной и легкой промышленности, станкостроении доходит до 90%, в тяжелом машиностроении, фармацевтической и медицинской промышленности –  до 80%. Это создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом.  Уменьшается число рабочих мест, условия жизни большинства россиян значительно ухудшаются. Доля государства в экономике доходит до 70%.  Это результат недоверия власти народу. Так неумелое наше государство вместо того чтобы пестовать заботливых хозяев, плодит временщиков, цель которых схватить и урвать. И это ставит под сомнение не только настоящее, но и будущее страны.
 
      Политика должна способствовать экономике. В нашем неумелом государстве экономика платит за промахи политики.  Попытки создать нечто «свое» в обход общих законов развития приводят к отставанию России от западных стран. Так произошло в октябре 1917 года, так происходит и сейчас.  Российская Федерация – чрезвычайно сложная страна, со сложной, противоречивой историей. Поэтому мы тем более должны использовать достижения, накопленные  человечеством за тысячелетия  развития.

       Современное государство не может быть устроено подобно армии. Задача армии —  победа над врагом, цель и смысл государства — развитие, создание высокого качества жизни граждан страны. Разные цели диктуют и разные принципы устройства. Единоначалие, необходимое в военном строительстве, недопустимо для государства, здесь оно превращается в авторитаризм, самодержавие. В армии действует верховенство приказа: приказ командира обязателен для исполнения подчиненным. В государстве должно быть верховенство права, в том числе и даже в первую очередь в отношении верховной власти. Подмена права целесообразностью недопустима.

        Самодержавная монолитная «сильная» вертикаль власти бессильна перед преступным личным интересом, незаконным обогащением, круговой порукой, коррупцией,  а дробная, субтильная, либеральная демократия с горизонтальным взаимодействием ветвей власти на всех уровнях государственного устройства их успешно подавляет. Такая система сверху донизу настраивается на профилактику коррупции.
 
      Российская Федерация имеет все возможности  войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения. В международном разделении труда Россия должна занимать передовые позиции в области высокотехнологичной продукции, а не быть сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Для этого необходимо, прежде всего, провести конституционную реформу, чтобы законы применялись не выборочно и не целесообразно, а единообразно и неотвратимо. И тогда можно строить планы экономического развития страны. Иначе все попытки оживить экономику, развивать малое и среднее предпринимательство неизбежно будут наталкиваться на противоречия Конституции, отсутствие независимого суда, произвол чиновников, коррупцию, незащищенность частной собственности, на рейдерство.

        Сто лет тому назад  П. Столыпин пытался провести в России реформы. Но пытался он это сделать при сохранении и укреплении самодержавия, что было уже невозможно. Попытки создать Великую Россию из одряхлевшего самодержавия привели к великим потрясениям.   Экономический потенциал капиталистического способа производства может быть реализован в условиях адекватной ему политической системы с разделением властей, независимым судом, эффективной защитой частной собственности и инвестиций. Вписать новую экономическую модель в старую политическую систему невозможно. Сегодня перед нами стоит та же задача, что и сто лет тому назад: создать новую модель развития страны. Но если мы пойдем путем П. Столыпина, мы и получим то, что и получил П. Столыпин. Какие бы планы экономического развития мы сейчас не строили, в условиях авторитарной, самодержавной вертикали власти  мы получим те жалкие 1,5% годового роста (в 1,5...2 раза меньше среднемирового),  о которых совершенно обоснованно говорит Министерство экономического развития. Если же мы пойдем западным путем, проведем конституционную реформу, демонтируем  вертикаль власти, построим демократическое общество, то и мы  будем иметь то, что имеет Запад: $40, $60, а то и $100 тыс. ВВП на душу населения в год. Потенциал роста в России не просто имеется, он огромен, и его следует привести в действие. Нам необходимо избавиться от противоречивой ельцинской конституции, иначе мы все больше будем скатываться на обочину мирового прогресса. Политика должна соответствовать Времени.

       Вертикаль власти не решает наших проблем. Она на время их приглушает, создает видимость решения, загоняет внутрь. Но перманентно они выходят на поверхность. Традиционно произвол и незаконное обогащение считаются привилегией власть предержащих. Так было при царях и при императорах, и при советах. Не освободились мы от этой традиции и сейчас. Произвол препятствует развитию экономики и приводит к бедности основной части населения при роскоши привилегированных. Для защиты привилегией в обществе культивируется воинственность. Триада коррупция-бедность-воинственность становится основным содержанием общественного устройства.

        Просматриваются два варианта политического развития страны. Конституционная реформа будет проведена, вертикаль власти  демонтирована, проведен комплекс политических, экономических, социальных мер по демократизации жизни в стране «сверху». В этом случае можно рассчитывать на сохранение Российской Федерации в нынешних границах.

        Второй сценарий: вертикаль власти будет разрушена «снизу».  В этом случае Российская Федерация рискует  повторить путь СССР,  и вероятность ее распада  станет весьма высокой.  Но время  еще есть, а у  В. Путина для проведения конституционной реформы есть политический ресурс.