Одним студентом стало меньше

Станислав Климов
В нашем мире всегда и все относительно, примерно и неточно. Так и получилось с моим земкараваном, когда десять дней назад заместитель начальника по флоту, приезжал в Волжский. Он тогда решительно настроил меня на работу после ремонта, но только появились мы в затоне и все пошло совсем наоборот:
- Не выгорела работа, денег на топливо нет, команда твоя на эту навигацию расформирована, все при деле, поэтому работать не пойдешь, - спокойно поведал мне заместитель начальника техучастка по пути, когда я пришел в прорабство сдавать документы по ремонту.
- Нет, так нет, - так же спокойно ответил ему я, - я сильно-то и не надеялся, тем более что механик задумал головки с главного снимать и облицовочные кольца на грунтовом насосе поменять, - а мне надо отгулять отпуск и готовиться к сессии.
- Ну и добре, занимайтесь ремонтом, в ноябре ты в отпуск пойдешь, а механик на кран, который поведут на зиму менять ворота шестого шлюза, - подвел итог начальник.
- Хорошо, до какого ноября работаем? – задал я последний вопрос.
- После праздника и пойдешь отдыхать, - имея в виду очередную годовщину революции, ответил Сергей Григорьевич.

Придя на судно, я рассказал приятную весть своему механику, и мы спокойно начали заниматься тем ремонтом, который было нам под силу вдвоем одолеть. Никуда не торопясь, не спеша, демонтировали навесное оборудование с главного дизеля, разобрали всасывающий трубопровод грунтового насоса и само колесо с крышками и облицовками. Увидев, какие там износы и раковины, заказали в ремонтном пункте сварочные работы по нему.

Так с неторопливой работой прошел октябрь, прохладный и дождливый, ветреный и серый. В саду я убрал весь выросший и не посохший урожай яблок и груш, клубники и смородины, винограда и вишни, что сумел, переработал на варенье и компоты. Насколько возможно, укрыл молодые деревья от голодающих полевых грызунов, в больших количествах охотящихся малоснежной холодной зимой за корой молодых плодовых деревьев, обгрызая ее по самую сердцевину. Перекопал под деревьями и кустами землю, подготовил почву к холодам, удобрив, чем придется и укрыв старыми опавшими листьями. Уложил под «крышу» культурный виноград, начавший в уходящем году радовать нас своими сочными сладкими плодами на больших гроздьях. Попытался что-нибудь сохранить до приезда моей семьи, сложив аккуратно урожай плодов и овощей в погребе сарая, подвесил, как учили местные жители, виноградные гроздья под его потолком, на небольшом расстоянии друг от друга. Красота, да и только, спускаешься в подвал, а там на полках соления и компоты, в ящиках переложены газетой и опилками яблоки, груши, картошка и свекла, на тонких металлических прутиках висят виноградные гроздья. Можно жить и припевать в таком подвале…
- Привет, а я диплом защитила! – с неподдельным счастьем и восторгом проворковала в телефонную трубку Оля, позвонив мне однажды из Москвы. – Все, я окончила институт, завтра к маме за детьми и домой!
- Молодец, поздравляю! Одним студентом в нашей семье будет меньше, хотя, скоро уже сын в школу пойдет, - моей радости тоже не было предела.

Я действительно сильно обрадовался за жену, которая из-за рождения наших сыновей училась в институте десять лет, да еще благодаря стараниям и шатаниям нашей страны из угла в угол, институт несколько раз переименовывался. Но на сегодня все закончилось и хорошо, что закончилось успешно, в конце концов, высшее образование никогда еще никому не помешало, тем более по линии коммунального хозяйства.
- Так, когда мне ждать домой мою путешествующую семью? – спросил я, когда немного улеглись страсти по обучению, а точнее, по его окончанию.
- Думаю, через десять дней, не больше. Только посмотрю, как там дети у бабушки себя ведут и приедем, - ответила жена, - все, пока, целую, до встречи, - и положила трубку…

Они вернулись через два дня, как я пошел в очередной отпуск, наводя дома порядок перед их приездом. На вокзал мы с другом выехали затемно, часа в четыре утра, на его машине, поезд из Нижнего Новгорода приходил в половине шестого. Примчались мы вовремя, ни один переезд не задержал нашего стремления скорее доехать и встретить мою семью и, выйдя через туннель на длинный перрон, я с нетерпением ждал прихода поезда. Вот он появился вдалеке, высвечивая прожектором из утренней темноты свой путь и стал медленно подходить к нам, а мое сердце билось сильно-сильно, предвкушая долгожданную встречу с Олей и детьми.

- Папа, привет! – закричал Илюха, увидев меня перед дверью вагона. За ним стоял надутый, как мыльный пузырь Никитка.
- Не обращай внимания, папа, это он не выспался. Всю ночь не могла уложить, ему в машинки подавай играть, а утром еле подняла, - пояснила жена, когда мы все уже стояли с сумками на перроне.
Саша подхватил самые тяжелые сумки и пошел к выходу с вокзала, кинув нам реплику:
- Потом нацелуетесь, давайте скорее из города выбираться, через полчаса пробки начнутся, переезды будут закрывать.
- Хорошо, - ответил я, подхватив еще одну сумку в одну руку и зажав ладонью другой младшего сына, явно пытающегося уснуть на ходу…

- Ну, что, студентка или, точнее, выпускница, с тебя стол на обмыв диплома, а то не впрок будет! – повеселев от занимающегося красного холодного ноябрьского рассвета и удачно оказавшегося сзади второго переезда, проговорил Санька, когда мы оказались за городской чертой и помчались по трассе Волгоград – Ростов, уже забитой машинами, спешащими в обратном нам направлении.
- Да без проблем, вот только пару дней от путешествий отдохнем с детьми и позовем вас с Олей в гости. Саш, за мной не заржавеет! – так же весело отозвалась моя супруга, улыбнувшись водителю в зеркале заднего вида.
- Заметано, будем ждать приглашения, - отозвался он…

Через три дня, под выходные, мы приятно с друзьями и новоиспеченной семьей Олиного брата Сереги собрались за кухонным столом нашей маленькой, но уютной квартиры, под красивую музыку, при свечах и весело справили долгожданное окончание учебы моей жены.
- Я очень рад, что наконец-то ты, Любимая, закончила десятилетнее обучение и получила диплом. Извини, конечно, что я стал тем препятствием, которое не позволило тебе получить его раньше, но, жизнь есть жизнь, - произнес я искреннюю речь за первого инженера в нашей семье.
- Спасибо, Любимый, что ты меня поддерживал на всем протяжении этих долгих и в то же время быстро пролетевших, десяти лет. Спасибо за чертежи к диплому. Что чертил со мной по ночам. А что за детей, так они радость в нашем доме и ничего страшного нет в том, что они помешали мне раньше окончить институт, - ответила она мне с Любовью, - мы же его окончили!

Приятный осенний вечер пролетел в одно мгновение, теплая дружественная обстановка домашнего уюта и доброты друзей помогла нам всем не заметить, что за окном наступила холодная ноябрьская ночь, удлинившая свое темное состояние еще на две минуты, отняв дневной свет на такое же время. Но это поздняя южная осень, темная и непроглядная, безлунная и беззвездная…

Декабрь уходящего девяносто седьмого года опять ознаменовался холодными, пронизывающими насквозь, ветрами с колючим снегом, запомнился красными яркими рассветами и гололедом, мешающим комфортабельно двигаться пешеходам и автомобилям. Трескавшаяся от отсутствия снега земля своим удручающим серо-коричневым видом не предвещала ничего хорошего на следующую весну. Мы отдыхали в отпусках и из своего окна третьего этажа дома наблюдали за полетами сухой листвы и пожухлой травы, вперемежку с мелким серым снегом, по серым тротуарам и дорогам поселка.

Строительство дома перед нашими окнами как резко и весело началось два года назад, так же весело и скоропалительно закончилось через два месяца после начала с отъездом бригады и вывозом стройматериалов и вагончиков, обрубив нам все надежды на успешное завершение строительства. Государство в очередной раз в отдельно взятом маленьком развивающемся молодежном поселке речников показало свое бездействие, безволие и безразличие к судьбам своих подданных, обеспечивающих в течение длительной южной навигации безопасный вывоз за границу материальных ресурсов и полезных ископаемых. Люди снова были брошены на самозащиту от богатых мира сего, скупающих на корню все и вся, не гнушаясь при этом залезть в его, государственный, карман, но, то ли еще нам предстояло пережить в следующем году…

А мне стоило теперь только ждать вызова на пятый курс водной академии и готовиться к поездке домой, к маме…