Первый самостоятельный бизнес

Станислав Климов
Вторая половина семидесятых захлёстывает страну Советов зарубежной эстрадной музыкой. «АББА» и «Боней М», Африк Симон и Демис Руссос. Куда с ними тягаться нашим «Весёлым ребятам» и «Самоцветам». Некуда! Красочные грампластинки, выпускаемые самым нашим крупным заводом «Мелодия», заполоняют полки магазинов и выметаются оттуда за считанные минуты, с драками и скандалами, криками и шумом любителей повеселиться…

За окном тёплый июль и школьные каникулы. Футбольная секция с выездными и домашними играми чередуется с активным отдыхом на Тёплом озере. Дневное время пролёживается на пляже и барахтается в воде, а утром и ночью у костра на берегу, с удочкой и сеточками, сигаретами и долгими мечтательными предрассветными разговорами «за будущую взрослую жизнь вдалеке от родичей»…

- Надя, через пару дней брат старший приезжает с семьёй из Эстонии, - папа разговаривает с мамой на кухне.
- Где остановятся? – любопытствует мама.
- Мальчишки, наверное, у нас, у Серёги маловато места для всех.
- Поместимся, - спокойно отвечает мама, продолжая заниматься домашними делами.
- Пап, а кто они? – уже вбегая в кухню, любопытствую я.
- Мой старший брат Саша, военный лётчик, с семьёй. У них два сына – Петя и Игорь, ты их не помнишь. Они приезжали в последний раз лет двенадцать назад, ты ещё маленький был.
- А мальчишки взрослые? – не унимаюсь я.
- Петя только из армии вернулся, а Игорь в девятый класс перешёл…

Через пару дней я обалдел от этих братиков – старший почти лысый, как котелок в свои двадцать три года, а младший, школьник, с волосами ниже плеч. Такого роскошества в нашей школе не позволяют никому. Все ходят с аккуратными короткими волосами. По малости лет я ещё не понимаю, что Прибалтика уже живёт своей «самостоятельной» жизнью от нас, давно заглядываясь на «загнивающий» капитализм и во всём ему подражая. Вот и подарки они привезли соответствующие…

- У меня старшие братья приехали из Эстонии! – с восторгом кричу я друзьям, выбегая на улицу в полном восторге. – Жвачки кучу привезли, пластинки роковых групп «Кисс» и «Смоуки», и фотографий много! А ещё маленький такой магнитофон кассетный на продажу, японский и несколько пар джинсов!
- А вынесешь фотки посмотреть? – заинтересовался Лёшка, у которого свой фотоаппарат есть.
- Если дадут? – тут же беру назад я свои слова, боясь, что у меня их растащат. А братья мне их привезли в подарок, целую стопку больших и маленьких.
- Да ладно, я только посмотрю, - настаивает он.
А как же не принести! Дух же захватывает похвастаться такими продвинутыми братьями и их подарком! Через пару минут мы, сидя на лавочке, рассматриваем чёрно-белые снимки зарубежных ансамблей, сделанных, скорее всего с журналов или пластинок. Сделанные они качественно, не то, что у Лёшки получаются смазанные и неказистые.

- А братья где сейчас? – не унимается старший наш друг и всё пытается допытаться до пластинок, которые пока лежат у меня дома.
- Ушли к бабушке с родителями.
- Пошли пласты посмотрим, - заговорщицки тихо произносит Лёшка.
Ну как же не пустить, опять же, похвалиться надо, ведь, и магнитофон со школьный учебник размером, тоже дома лежит…

- Классный мафон! И пласты классные! – восторгается Лёшка, специально захваливая, а я расплываюсь в довольной улыбке. – Дело есть к тебе, - и он отводит меня в сторону.
- Какое?
- Я сейчас принесу фотик свой и щёлкну пласты и большие фотки. Потом распечатаю и продавать буду. Доля за фотки твоя будет, решай, пока никого нет.
А что тут решать, деньги бы не помешали. Меньше у мамки на мороженое и конфеты клянчить, а тем более, сигареты дорогие будет на что купить. Как раз самое время разгара игр во взрослых и мы все курим втихушку на пришкольном участке или за стадионом. Я одобрительно кивнул головой, а Лёхи уже и след простыл…

- Слушай, чёткие фотки получаются. Копеек по двадцать пойдут свободно. Только у меня бумага мелкая, вот продам несколько штук, куплю пачку больших листов и крупные сделаю, дороже продадим, - мы стоим в темноте Лёшкиной комнаты лаборатории и печатаем снимки с пластинок и фоток, что у меня дома.
- А почём большие идут? – уже не унимаюсь я, понимая, что друг обещал долю мне дать.
- По полтиннику свободно берут в школе, - Лёшка поднимает вверх большой палец, рассматривая очередной листок фотобумаги, вынутый из закрепителя, - классно получается…

Братья копят на мотоцикл спортивный и потому быстро и дёшево продали все свои привезённые зарубежные вещи и пластинки. Через пару недель они уехали, а мне на память остаётся пачка фоток и обещание прислать ещё много, когда я рассказал про бизнес с их пластинок. Игорь одобрительно похлопал меня по плечу, улыбнувшись:
- Молодец, братан, так и надо. Я тебе пачку снимков пришлю, занимайся…

Через месяц из Эстонии на адрес бабушки Оли пришла посылка со знаменитыми эстонскими шпротами. А сверху бумажный конверт с надписью «Стасику. Лично в руки», мне и передали. Когда я с нетерпением разорвал конверт, моему счастью чуть не выпрыгнуло из шорт! Там находились такие шикарные снимки рок-групп, что весь двор от зависти болтал о них месяц. А я с разрешения мамы наклеил самые красивые на внутреннюю часть двери в нашу с сестрой комнату и, ложась спать, любуюсь ими и вспоминаю братьёв из Прибалтики, которых больше никогда в своей жизни не видел…

Мы с Лёшкой зарабатываем деньги на конфеты и лимонад, фотобумагу, закрепители и проявители, не забывая на сигареты. Продаём снимки и практически у каждого пацана в посёлке наши фотки. Правда, бизнесмены из нас не ахти и почти все деньги уходят на дорогие сигареты и мороженое. Зато у мамы просить перестал, чем очень её озадачил, и она постоянно допытывается у меня, где я пропадаю. Каждый раз по приходу домой обнюхивает одежду на предмет курения. Я выворачиваюсь враньём, как могу, пока однажды…

Но это уже совсем другая история…

А через несколько лет мама и папа развелись, мы разъехались в разные квартиры и я потерял с папиной роднёй связь…

Спустя тридцать пять лет, когда в нашу жизнь прочно и надолго вошли айфоны и скайп, моих сыновей, учащихся в Костроме, нашёл через интернет Игорь. Узнав, что они дети того самого Стасика, он вышел на меня и мы стали общаться через скайп, общаться не далёкими школьниками конца семидесятых, а пятидесятилетними главами своих семейств из двух сопредельных суверенных государств, идущих разными дорогами и в разных направлениях. Что, собственно, совсем не мешает нам тепло и по-братски общаться, вспоминая то далёкое прошлое и мой первый самостоятельный бизнес…

Но это тоже совсем другая история…

15 мая 2016 года