Аз да Буки избавляют нас от скуки

Томас Памиес
- Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель.
(Джозеф Конрад)

- Читать - серьёзно вредит вашему невежеству
(фраза с плаката в книжном магазине провинциального городка)

/////////////////


В качестве продолжения к статье «Почему вы пишете?» трехлетней давности, получившей много живых и интересных откликов, автор, на этот раз, позволил себе обратиться к читателю с вопросом: ПОЧЕМУ МЫ НУЖДАЕМСЯ В ЧТЕНИИ? в надежде, что отзывы окажутся не менее любопытными и разнообразными, чем в прошлый раз. Такой обмен мнениями в кругу прозорян поможет дополнить к морю опубликованного по этой теме что – то сугубо личное, затаённое, своё. Тем более, что в данном случае, в беседе участвуют пишущие и читающие в одном лице.

В сети можно найти массу цитат и афоризмов на поставленный вопрос. Приведу лишь некоторые из них:

- Книги – дети разума. (Джонатан Свифт.)

- Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (А.И. Герцен)

- Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. (А. Декурсель)

- В разном возрасте для любого из нас содержание книг будет различным.
(Милорад Павич, «Хазарский словарь»)

- Книги приучили меня думать, а «думки» помогли мне стать независимым в суждениях (Герман Гессе)

- Книга –это ледокол для входа в замёрзшие моря наших душ (Франц Кафка)

- Книги самые верные друзья, самые мудрые и доступные советники и самые терпеливые учителя ( Хасинто Бенавенте)

- Пусть другие гордятся тем, что написали, я же горжусь тем, что прочитал (Хорхе Луис Борхес )

- Научиться читать - это лучшее, что произошло в моей жизни. Почти 70 лет спустя, вспоминаю с предельной ясностью, как та магия превращения книжных слов в картинки обогатила мою жизнь, разрушив барьеры пространства и времени…(Марио Варгас Льоса, из нобелевской речи 07 декабря 2010 года)

Фраза «Почему мы читаем?» для меня, как и для многих других, не вопрос, а осознанная необходимость. С раннего детства любил подолгу листать книги, складывая буквы в слова, а слова в фразы, большей частью не понимая смысла написанного, но упиваясь самим открытием познания многочисленных возможностей новой игры. Одной из первых книг привлекших моё внимание стал роскошный том о тавромахии в тисненом кожаном переплёте на испанском языке, который непонятно каким образом оказался у нас дома. Текст был иллюстрирован гравюрами Гюстава Дорэ , напоминающими рисунки черного периода Франсиско Гойи. Не удивительно, что по ночам мне снились кошмары и маме приходилось будить и успокаивать начинающего 5-ти летнего читателя. Видимо, книга эта слишком рано попала в мои руки. Однако, именно первые и острые эмоции от знакомства с ней побудили меня попытаться вникнуть в причину того будоражащего действа, которым насыщен волшебный книжный мир и послужили мощным стимулом к чтению.

В школе я добровольно проводил долгое время в библиотеке, где открыл для себя, что читается лучше в одиночку и в тишине. Библиотекарша - пожилая женщина, у которой не было детей,  прониклась к тихому и любознательному мальчику какой-то особой теплотой и научила его выбирать авторов, чтобы не читать запоем всё подряд, подсказала, как лучше вникать в происходящее за кулисами переплета и что даже можно задавать сопутствующие происходящему вопросы, на которые далеко не всегда получишь ответы, тем более в таком раннем возрасте.

Недавно прочитал в прозеру прекрасный рассказ Эльмиры Пасько. Называется он «Спасибо книге» . Настоятельно рекомендую всем, кому не безразлична книга и её судьба.  Авторшу беспокоят слухи о том, что книга отомрёт и на смену ей придёт клон в форме интернетной версии. Правда, она тут же торжественно декларирует свою непоколебимую веру, преданность и вечную любовь к традиционной старой и умной БУМАЖНОЙ книге на “которой выросло человечество”. И приводит вот такой жизнерадостный пассаж :
”Когда я  вхожу в библиотеку и вижу их стройные ряды, то поневоле замедляю шаг. Мне хочется говорить им  ласковые и ободряющие слова поддержки, гладить их корешки  и обложки, потому что помню: книги любят, когда к ним прикасаются тёплые человеческие  руки. Они ведь знают, как  нужны они тем, кто хочет учиться,  набираться ума, познавать мир, искать истину”.

Рассказ аукнулся унисоном в глубине души и я тут же отозвался рецензией, созвучной с резюмешкой на моей страничке:   “Трудно понять не читающему бумажных книг острое наслаждение от чтения хорошей книги, когда уютно разместившись в кресле в компании с верным другом - торшером, проливающим теплый свет на страницы, читатель окунается в историю в них изложенную. Всё отступает во тьму, в световом конусе возникают живые персонажи, увлекая читающего в круговорот событий, просыпается мысль и правит балом магия хорошей прозы (или поэзии). Электронные форматы полезны и практичны, но нет ничего волшебнее одетой в бумажное платье её Величества КНИГИ с тонким ароматом типографского парфюма.
Спасибо, за приглашение поделиться размышлениями, Эльмира!”

Опыт многолетнего книгочея позволяет подвести итоги и привести некоторые аргументы в пользу книги: 

- это , как правило, верная и молчаливая собеседница, с которой можно поговорить с глазу на глаз в любое удобное ей или тебе время;

- она воспитанна, бесконечно терпелива и, главное, не перебивает.

- и, наконец, к ней можно вернуться через много лет и она тебя любезно пригласит на чай и будет столь же снисходительна и великодушна, как при первой встрече. Правда, на этот раз она откроет тебе, повзрослевшему, другие секреты.

Беседа с этой достопочтенной дамой представляется мне спокойной и неторопливой. Она не терпит суеты. Её особое очарование – в загадочной недосказанности. Читателю предстоит дорисовать картину, которую наша собеседница представила его вниманию. Очень может статься, что повезёт и она вознаградит его удачей, подсказав простой ответ на давно мучающий вопрос. Обычно, случается такое неожиданно, кратким сполохом, в момент, когда его совсем не ждешь. Видимо, наступила зрелость. А может, осенило! А за озарением, даст бог, посетит вдохновение в образе её туманного Сиятельства - Музы. Здесь я несколько отошел от темы, поскольку тонкая грань между процессом чтения и письма для пишущих читателей -  а я  обращаюсь именно к ним - почти неощутима, И коль скоро она навестила Вас, будьте с ней поделикатнее и постарайтесь её не спугнуть, она у нас барышня ревнивая и непостоянная, вильнет хвостом и адью мон шер! Раскланяйтесь с предыдущей собеседницей и уделите новой гостье всё ваше внимание… и тогда, авось, удастся переселить, капля за каплей, весь душевный сумбур, или часть его, на чистую страницу. Процесс, порой, долгий и мучительный, но наслаждение вам обеспечено…Как там у Петрова-Блисса?: “Всю ночь гореть и не сгорать/ И биться раненою птицей,/ И изумленно замирать,/ Когда на чистую страницу/ Миров волшебных вереницы/ Стекают с кончика пера”

И продолжая начатый разговор о наслаждениях, связанных с книгой, позвольте спросить: разве могут кого-нибудь оставить равнодушным (а может быть, и вдохновить) такие строчки бессмертного классика в его “Вечерах на хуторе близ Диканьки”?
“Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! “

Льётся, как родник! Ай да Гоголь! , ай да сукин сын![с позволения Пушкина – (*)]
Красота не имеет срока давности! Классика есть классика. Время - единственный ей судья.

А вот ещё любопытное открытие: в одной из лучших биографий Лорки есть интервью, где журналист задаёт поэту вопрос:

- Федерико, в чём состоит секрет твоего успеха у публики?

Ответ великого андалузца прост и гениален:

- Поэзия хоть и любит поклонников, но предпочитает любовников.

Ни убавить, ни прибавить. Вот он – настоящий Лорка! Безгранично любящий людей и безрассудно сжигающий себя в пламени страсти с любовницей-музой, которая отвечает ему взаимностью. Как живопись -   Гойе, как музыка - Моцарту …

И завершая экскурс в мир книги еще раз вернемся к искомому: почему же мы так нуждаемся в чтении? Ответов множество: путешествовать, открывать новое, неизведанное, находить ответы, размышлять, мечтать и т.д. Но главное, наверное в том, что чтение напрямую связано с эмоциями. Хорошая книга это постоянный источник положительных эмоций. Более того, книга без эмоций – это не книга. Искушенный читатель всегда найдёт волнительные моменты даже в самых неуловимых деталях текста и станет от этого душевно богаче. В этом, мне кажется, и кроется один из ответов на поставленный вопрос.

Есть замечательная фраза английской писательницы 18-го века Мэри Уортли Монтегю: “Какое развлечение может быть дешевле чтения книг , но со столь длительным удовольствием от него?”

Желаю вам, дорогие читатели, частых встреч с такого рода удовольствием…и будьте здоровы!

//////////
(*) - Из письма А. С. Пушкина к своему другу поэту Петру Вяземскому (около 7 ноября 1825 г.): «Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!»
//////////