Однажды в Бельгии. Женская забастовка 1966 г

Сергей Бессонов
(Версия с иллюстрациями и работающими ссылками: http://maxpark.com/community/politic/content/5342894)

В этом году исполнилось ровно 50 лет с тех пор, когда бельгийские женщины, работающие на оружейном заводе FN Herstal, провели 12-недельную забастовку, требуя у руководства завода повысить им заработную плату дабы сократить существующую разницу в оплате мужского и женского труда. Эта забастовка, начавшаяся 16 февраля 1966 г., станет не только частью истории рабочего движения в Европе, но и ознаменует новый этап борьбы женщин за свои права.

Лозунг забастовки: «Равная оплата за равный труд!» станет гимном женщин, борющихся за равенство прав с мужчинами, во всех странах мира.

Правовой основой движения за равенство оплаты мужского и женского труда послужил Римский договор 1957 г., ратифицированный странами-основателями будущего ЕС: Германией, Францией, Италией, Бельгией, Люксембургом и Голландией. Статья 119 Договора предусматривает переход к равному уровню оплаты труда в странах-подписчиках в течение 5 лет. Однако, как это обычно бывает, красивые слова остались только на бумаге. Женщинам и профсоюзам предстоит долгая и упорная борьба за воплощение в жизнь этого положения договора. Только в 1965 г. бельгийские женщины добиваются некоторых успехов. Оплата женского труда по сравнению с мужским составляет в это время 85% в секторе производства металлических изделий.

8 ноября 1965 г. профсоюзы возобновляют переговоры с предпринимателями, которые пытаются отсрочить выравнивание уровня заработной платы женщин. Дирекция бельгийской оружейной компании FN Herstal в них не участвует и занимает выжидательную позицию. С января 1966 г. профсоюзы регулярно информируют рабочих о продвижении переговоров, а также о полном отсутствии таковых на заводе, что побуждает работниц FN Herstal объявить забастовку 9 февраля. Представители профсоюзов просят женщин возобновить работу, обещая оказать давление на руководство предприятия и принудить его к проведению внутренних переговоров. Но дирекция не соглашается ни на какие переговоры, что вынуждает женщин снова объявить забастовку 16 февраля.

В этот день 3000 женщин покидают завод и выходят на улицы г. Эрсталя (Herstal), напевая сочиненную ими песенку на мотив шлягера французского шансонье Анри Сальвадора[1] «Труд приносит здоровье». «Труд здоровье принесет, коль зарплата возрастет», - поют эти женщины, которых называют «женщинами-машинами».

Производство вооружения в Льежской провинции является 5-вековой традицией. В частности, оно развивается в местечке Эрсталь, которое называют «городом оружейников».

В 1889 г. оружейники города объединяются, чтобы получить крупный заказ от бельгийского правительства на производство 150 000 скорострельных ружей. Так рождается Национальна фабрика, которую очень быстро сокращенно окрестят FN. Постепенно это военное предприятие разнообразит свою продукцию и будет производить не только оружие и патроны, но и велосипеды, автомобили и знаменитые мотоциклы «Демуазель де Эрсталь». Затем на заводе будут производить грузовики, автобусы, сельскохозяйственную технику, авиационные двигатели, морозильники и т.д. Однако вскоре завод снова перейдет на свою традиционную продукцию – вооружение.

В 60-х годах Национальная фабрика (FN) является одним из самых крупных предприятий Нижнего Мааса. Инфраструктуры предприятия простираются на 30 га в самом центре Эрсталя. В это время на заводе работает 13 000 человек.

Женский труд на заводе крайне тяжел. Женщины работают на устаревшем оборудовании:  3/4 станков еще довоенного производства, в огромных цехах стоит страшный шум, грязно, техника безопасности не соблюдается, душевые отсутствуют. Температура в помещении доходит до 50°C. За каждой женщиной закреплен по меньшей мере один станок (машина), но некоторые могут работать и на 6. Их руки, и спецодежда пропитаны зловонным смазочным маслом, изготовленным на основе рыбьего жира.  Гигиену обеспечивает ведро с холодной водой, прикрепленное к рабочему месту.

При этом женский труд стоит меньше, чем мужской. Если «женщины-машины» получают 36,49 франков в час, то мужчины за такую же работу получают 50,77 франков. Разница в оплате существует и в других профессиях: упаковщицы зарабатывают 32,49 франков, в то время как упаковщики – 43,87 франков[2]. Но не всем женщинам платят почасово. На заводе имеет место и сдельная оплата, которая порождает дополнительный стресс и усугубляет тяжесть труда. На сдельщине работают только женщины и подростки. Кроме того, женщины полностью исключены из системы поощрений. Им нечего помышлять о повышении квалификации, о продвижении по служебной лестнице. Это привилегия мужчин.

Тем не менее, женщины завода еще далеки от того, чтобы требовать равную оплату труда. На первом общем собрании, состоявшемся уже на следующий день забастовки, они требуют увеличения заработной платы на 5 франков в час. Но даже эта сумма выглядит огромной по сравнению с той, о которой договорились профсоюзы. Проект договора, составленный 18 февраля, предполагает повышение зарплаты женщин всего на 50 сантимов в час.

Несмотря на уже достигнутую договоренность, женщинам удается все же убедить профсоюзы поддержать продолжение забастовки до тех пор, пока их требование не будет выполнено. На втором общем собрании, состоявшемся 21 февраля. представители обоих профсоюзов[3] официально подтверждают продолжение забастовки, обещают женщинам выплату компенсации и сами принимают в ней участие.

Женская забастовка практически не освещается в СМИ. Первый телерепортаж будет осуществлен только через месяц после ее начала. О бастующих женщинах, конечно, время от времени говорят по радио и пишут в газетах, но забастовке дается отрицательная оценка. Только газета «Ле Драпо Руж» (Красное знамя), выпускаемая коммунистической партией Бельгии, оказывает моральную поддержку бастующим, подробно освещая события.

Кроме того, работницы завода получают более высокую зарплату, чем женщины, работающие на других предприятиях, что позволит прессе говорить о забастовке «привилегированных» работниц.

Дело, однако, не только в СМИ. Существует также культурно-общественная проблема. Во многих европейских странах, в том числе и в Бельгии, женский труд продолжает рассматриваться как нечто несущественное, как второстепенная финансовая помощь семье, где основную роль играет мужчина – глава семьи, получающий «настоящую» зарплату. Женщинам даже не разрешается открыть свой собственный банковский счет без разрешения супруга.

Поскольку на заводе практически все сектора производства зависят от "женщин-машин", тысяча мужчин оказываются без работы с самого начала конфликта. К концу забастовки их число достигнет 5000.

Женщины других бельгийский предприятий таких как АСЕС, Schreder, Jaspar-Westinghouse поддерживают движение и прекращают работу под тем же лозунгом: «Равная оплата за равный труд!»

Движение поддерживают и женские организации, которые занимаются сбором средств для продолжения забастовки. Средства поступают из Франции и Голландии. В демонстрации, организованной 25 апреля, участвует более 5000 человек. На ней присутствуют представители женских организаций всей Европы.

Все это время переговоры с дирекцией завода не прекращаются, и 4 мая профсоюзы и дирекция приходят к договоренности поднять зарплату женщинам на 2 франка, к которым с 1-го января 1967 г. добавят 75 сантимов при том условии, что мужчины не будут требовать повышения зарплаты. К договору составляется также приложение, целью которого является борьба с женским абсентеизмом.

Предложение выносится на голосование. За него голосует 1320 женщин, против – 205.

Итак, забастовка закончена. 10-го мая забастовщицы идут строем на свои рабочие места, напевая в последний раз песенку «Труд приносит здоровье»...

Чего они добились ? Вместо повышения зарплаты на 5 франков в час, они добились повышения только на половину этой суммы. Да и условия труда не улучшились. Они вернулись во все то же шумное и грязное помещение, их руки опять в машинном масле,  к стулу прикреплено все то же ведро с холодной водой...

Тем не менее эта забастовка ознаменовала начало коренных преобразований в концепции женского труда, стала историческим шагом на пути эмансипации женщин. Путь еще будет долог. До сих пор в Бельгии женщины в среднем зарабатывают на 22% меньше, чем мужчины. Но на этом пути сделаны большие шаги:

1966 г. :  учрежден комитет «Равная оплата за равный труд»

1967 г.: Королевский декрет от 24 октября позволяет женщинам подавать иск в случае несоблюдения принципа: «Равная оплата за равный труд»

1969 г.: Закон от 19 ноября запрещает увольнять женщин по причине беременности и из-за  вступления в брак

1971 г.: Увольнение женщин во время декретного отпуска запрещено

1975 г.: Работницы предприятия АNIC г. Лувен-ла-Нев увольняют начальника и создают кооператив «Ле Бале либр» (Вольная щетка)

1976 г.: Женщины получают право иметь свой личный банковский счет без разрешения супруга

1978 г.: Девочки наравне с мальчиками получают доступ к любому образованию, в том числе и техническому.

1990 г.: Принимается закон об отмене уголовной ответственности за аборт.

1997 г.: Начинается постепенное сокращение пенсионного возраста женщин, который достигает 65 лет в 2009 г. Однако в 2015 его поднимут до 67 лет как для женщин, так и для мужчин.

2002 г.: Появляется Институт за равноправие мужчин и женщин

2006 г.: Подписана Европейская хартия по вопросам равенства между женщинами и мужчинами в общественной жизни.

Международное значение этой женской забастовки трудно переоценить. Вслед за бельгийскими женщинами забастовку устраивают работницы завода «Форд» в Дагенхэме в 1968 г. На протяжении 3-х недель 850 работниц завода борются за свои права. Производство на заводе полностью остановлено. Забастовка прекращается только после достигнутой договоренности о том, что зарплата женщин на всех заводах Форда составит 92% от зарплаты мужчин. До этого она составляла 87%.

Волею судеб именно эту забастовку зачастую рассматривают как первое волеизъявление женщин на равную оплату труда, забывая о "женщинах-машинах" Эрсталя.

В Великобритании закон о равной оплате труда был принят в 1970 году, но вступил в силу лишь в 1975 г.[4]

Заметим напоследок, что в СССР положение о равенстве между мужчинами и женщинами было записано в ст. 120 Конституции СССР от 1936 г. и при этом выполнялось.
-------------------------

[1] Как истинный джентльмен, А.Сальвадор потребует взыскать с забастовщиц штраф за нарушение авторских прав...

[2] В 1966 г. на 5 франков можно купить килограмм картофеля, килограмм помидоров стоит 20 франков, 250 г. салями - 23 франка, детский плащ - 1195 франков.

[3] Речь идет о социалистическом (FGTB) и христианском (CSC) профсоюзах

[4] Более подробно о женском движении в Великобритании можно прочитать здесь: Интересно отметить, что забастовка британских женщин имела больший резонанс в мире. В 2010 г. этому событию был посвящен художественный фильм "Сделано в Дагенхэме":

ИСТОЧНИКИ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ:
1. 2. 3. Репортаж о выставке, посвященной 50-летию женской забастовки в Эрстале: 
4.Ссылка на cайт выставки, где можно увидеть больше фотографий: http://www.femmesencolere.be
документ с сайта самой выставки: 5. Документальный фильм о забастовке в Эрстале:


ИСТОЧНИКИ НА РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ:
не найдены