07. 07. 20160 Кугда Пэтлюр пришёль у в Житомир

Феликс Рахлин
Ниже - моя заметка, опубликованная в израильской газете "Новости недели" (Тель-Авив),а также в одном из коллективных блогов Фэйсбука ("Тёплый дом Афулы"). Это мой отклик на сообщения о попытках части украинской общественности оправдать Симона Петлюру, будто он не виновать в кровавых еврейских погромах его армии.   




Феликс РАХЛИН "Кугда Пэтлюр пришёль у в Житомир..."

Наша (моя и сестры Марлены) бабушка Сара-Ривка называла его "Петлюр". В ее представлении это был не один человек, а огромная банда грабителей и убийц. "Кугда Пэтлюр пришёль у в Житомир, то он грумиль (громил) оччим!" — эта фраза живет в моих ушах уже много десятилетий, и с этим ничего не поделаешь. Допускаю, что сам Симон Васильевич был человек деликатный и не умел обидеть даже муху. Но как командующий, возглавивший банду, он взял на себя ответственность за все ее действия. И сколько бы ни старались власти нынешней Украины отмыть черного кобеля, добела его не отмоешь. Не стоит и стараться.

Имеет ли его ответственность отношение к украинскому народу? Думаю, все зависит от того, признает ли украинский народ преступлением массовые погромы и казни евреев. Любой народ имеет право на свободу и независимость, но не добытую ценой зверств над другими народами. Если армия грабила и убивала мирных людей, то ее командующий был в этом виноват самим фактом своей должности.

Трагедия, между прочим, в том еще, что сплошь и рядом борьба за свободу и независимость не обходится без зверств и насилия, хотя, конечно, в разных масштабах. Потом победители ретушируют историю, стараясь представить себя в как можно более выгодном свете, а если уж отрицать зверства вовсе невозможно, ищут какие-нибудь благовидные (или кажущиеся таковыми) объяснения. Вроде того, что, мол, многие евреи сильно содействовали советской, сиречь московской, власти, а потом уж отлилось всем, без особого разбора. Хотя вряд ли петлюровцы вдумывались в такие сложные материи. Самое же печальное то, что и они, и УПА действительно были украинским национально-освободительным движением (то, что к нему могли примазываться и просто бандиты и грабители, отрицать нельзя, но это касается вообще любого движения). И они же — многие из них — были палачами. И одно, и другое. И это — не оправдание убийц, а констатация исторической реальности. Каковую надо признать всем, как бы это ни было неприятно. Ось така фiгня, малята.

"Новости недели"