синдром Жана Вальжана

Елена Студзинская
Не ищите  это понятие  в психиатрии  и в  социологии. Я его придумала. Много лет назад. Прочитав «Отверженных», я поняла, что Гюго – гениальный писатель… Посмотрев «Отверженных», поняла, что «познакомилась» с ещё одним гением – Жаном Габеном. И не только. Эпизод, в котором каторжник Вальжан украл сорок су у савояра Жерве врезался в память навсегда. Горе, отчаяние, безнадёжность, с которыми Вальжан - Габен искал бездомного мальчишку, чтобы вернуть монетку, были осязаемыми  и жгучими. Я и сейчас слышу этот хрипловатый крик:»Малыш Жерве! Малыш Жерве!», и он, словно эхо вины, плывёт над планетой…

Собака скулила жалобно и негромко. Мы с папой вышли из дома и пошли на этот звук. В кустах лежал мешок, в котором что-то подрагивало и по-детски всхлипывало. Папа развязал крепкий узел и вытащил рыжего спаниельку, у которого бинтом была плотно обвязана мордочка. Больше всего меня поразили две влажные борозды, которые начинались в уголках глаз и тянулись к шее, также туго обтянутой бинтом. И в этих глазах была такая вселенская печаль, непонимание и доверие к нам, что я зарыдала. Спанька, конечно, остался у нас, крепко подружился  с бельчонком Филькой, кошкой Матильдой и молодым воронёнком. И скоро в играх и в любви он забыл о предательстве. Я не забыла. Мы и раньше подбирали выброшенных, больных, раненных животных, птиц и даже ужей, но я никогда не видела человека, которых творил это зло с беззащитными. Я и сейчас не видела человека, но тень, завязывающая узел на шее собаки, была явно человеческой.

 И поняла навсегда: все люди должны « переболеть» синдромом Жана Вальжана. Мы должны испытывать чувство вины перед всем миром Природы  за то, что насилуем её, лишаем жизни её детей – животных, птиц, рыб, насекомых, рептилий, рыб, деревья, цветы. Мы должны испытывать чувство благодарности за то, что она бескорыстно отдаёт нам своё богатство, украшает нашу жизнь и помогает окончательно не превратиться в урбанизированных бездушных роботов.

И всё это – синдром Жана Вальжана: поступок, вина, исправление, благодарность, честность, ответственность, любовь.