В дебрях и горах Ост-Индии. Верные друзья

Николай Бичехвост
                Уважаемые друзья!
             В коллекционной  серии "Бороться и искать", издательство В.В. Мамонова, г. Ярославль, впервые вышел на русском языке редкий приключенческий роман Э. Барфуса "Верные друзья(В дебрях Борнео).
             В послесловии помещен этот очерк о малоизвестнном в России авторе и его творчестве!

.....................
 В дебрях и горах Ост-Индии. Избежать смерти и  остаться в живых…
......................................
                У каждого – свой тайный личный мир.
                Есть в мире этом самый лучший миг.
                Есть в мире этом самый страшный час,
                Но это все неведомо для нас.
                Е.Евтушенко

           - А-а-ах! - завопил диким голосом офицер фон Барфус, когда свирепые даяки  острыми бамбуковыми ножами отрезали ему пальцы на руках. - О–ох! Застонал он, когда   дубинкой вождь, оскалившись, с   криком «Амок!», нанес ему   оглушительный удар  по голове… С ошалелыми глазами Барфус спрыгнул в душной темноте  с постели и кинулся к своему оружию, зацепился за спящего и взвизгнувшего кота - и только тогда очнулся от тяжкого кошмарного сна. Глянул на ладони - пальцы  на месте, схватился за голову – цела! Залпом  выпил стакан холодного  вина, сердце его бешено колотилось  где-то в сумерках  бывшей военной службы на яростных островах Суматра и Борнео.

       Вместе с ночными тучами, поглотившими светлую Луну над Гамбургом, на Барфуса наползли свинцовые воспоминания о суровых годах его службы в  колониальных голландских войсках.  То были 1850-1860-е... годы.Полудикие острова Ост-Индии  с запасами  золота и  алмазов, пряностей, кофе и  прочих богатств алчно спешили захватить  английские, голландские и другие колонизаторы.

    Он сам участвовал в экспедициях на островах в покорении свирепых, но мужественных местных даяков, в  схватках с ловкими и храбрыми речными пиратами. Ему врезались в память ужасные  рассказы покалеченных солдат, дезертировавших из армии и испытавших муки зеленого ада и пытки  над ними   охотников за человеческими головами. 

     Под наплывом воспоминаний  Эдингард фон  Барфус, отбарабанивший немало лет на прусской службе и в военных  голландских колониальных частях, а ныне сменивший саблю на писательское перо, зажег масляную лампу и продолжил  сочинять новый роман «Верные друзья».

      Как раз о молодых земляках-немцах М. Эберсмане и К. Лоренце, сбежавших из колониальных казарм, претерпевших невероятные приключения, чтобы стать свободными людьми и  торговцами в Компании Британской части Суматры и Борнео.  В итоге, оставшись в живых после всех катаклизмов и треволнений, и  расположившись под пальмами, они могли поблагодарить друг-друга и всемогущее Провидение…
« За каждый миг, за каждый вдох, за все, что   дал мне Бог, за боль, за счастье, за удачу, за то, что я смеюсь и плачу. За то, что я еще люблю.  Тебя, Господь, благодарю!».

        Да, им повезло  из числа немногих беглецов. А вслед им резали форштевнями волны корабли с завербованными солдатами удачи, спешащими в заморские страны с непривычным для европейца климатом, множеством опасностей и возможностей быть убитым. С причалов   неслись слова песни, что   «еще многих дураков порадует бравое пенье солдат». 

           Под  живописным пером Барфуса  в «Верных друзьях» воскресали  биографические случаи его службы. Он раскрывал так же роль бойких европейцев-колонистов, прибывших порою без гроша в кармане, в   жизни полудикого и горного   населения, в разведении ценных культур, умиротворении  племенных и  разбойничьих нападений на жителей капонгов, искоренении мощного  речного пиратства  на вертких проа и  помощи  в том  мирных  малайских жителей. 

        О, как увлеченно Барфус  писал этот роман, словно заново проживал ту пору своей молодой службы и жизни на островах Ост-Индии, словно сызнова окунался в экзотику того  рискованного времени!  Оттуда, из военной жизни, вошли в роман интересные  образы  мистера Харрингтона и Одфилда, его  обаятельной  жены, и другие лица. Давайте заглянем, для полноты восприятия этого колониально-приключенческого романа, в полузакрытые страницы истории     это тропического рая, а для кого и ада!
 
         Голландия  была одной из крупнейших морских держав Европы, и   ее огромный торговый флот бороздил воды океанов. Хваткие купцы и торговцы, банкиры за пару-тройку лет сколачивали сумасшедшие деньжищи. Особое внимание привлекали острова Малайского архипелага, куда дерзко рвались военно-коммерческие отряды за пряностями, ценившимися в Европе на вес золота. На этих  островах, как грибы, росли голландские фактории, и  нахраписто  расширялась ими  колонизация (ныне территории современной Индонезии).

       К началу XIX века  Голландская Ост-Индия представляла  комплекс военно-торговых факторий на побережье индонезийских островов. Но… в неизведанно-мрачную   глубь  их, с хищниками и людоедами, свирепыми разбойничьими племенами и орангутангами, голландцы  не рисковали проникать!  И Барфус  постоянно  насыщает свой роман  подобными опасными эпизодами, заставляя тревожно биться сердца читателей!

        Только к середине XIX века,  безжалостно подавив сопротивление местных султанов и раджей, голландцы  подчинили своему влиянию  крупные острова Малайского архипелага. Одновременно с вытеснением отсюда голландцами  конкурентов англичан и португальцев,  усилилась колониальная экспансия вглубь островов, которую  туземное  население встретило отчаянным, многолетним сопротивлением. Вот тогда-то офицеру Барфусу и пришлось лизнуть с шила патоки!

      Для поддержания порядка в колонии, подавления восстаний и обороны от соперников  из европейских стран, Голландия расширяла колониальные войска в Ост-Индии. Набирались не только голландские добровольцы,  но и  наемники, как  бельгийцы, швейцарцы, немцы.    
               
           Однако желающих  отправиться на службу за тридевять земель, в малознаемую Индонезию, где запросто можно было погибнуть и оставить  навеки   гнить свои кости в джунглях, было не так много. Поэтому брали даже  африканских наемников. Жители Индонезии прозвали африканских бойцов на службе в этой армии, «черными голландцами». Темный цвет кожи, их крепкий   физический вид и беспощадность  наводили ужас на местное население.

         Какие чувства обуревали  этот пестрый, зачастую авантюрный  мир,  зараженный одним: разбогатеть быстро и наверняка, "нажить капитал",  - это Барфус четко обрисовал в романе. Кто–то желал осесть на благодатной земле, кто сделать карьеру крупного чиновника, а кто-то поживиться в стране золота и алмазов …

 «Я покидаю Европу. Морской воздух сожжет  мои  легкие,  климат далекой страны выдубит мне кожу. Плавать, охотиться,  мять  траву,.. хлестать крепкие, как  расплавленный металл, напитки, как пили их  наши предки вокруг костра.Я вернусь с  железными руками, смуглой кожей, бешеным  взглядом…   У меня будет золото. Я  буду празден и груб. Женщины  ухаживают за такими дикими калеками,  вернувшимися из жарких стран».

      Так писал завербованный  для службы на острове Ява  одержимый     искатель славы и злата,  будущий   французский поэт А. Рембо, который затем тоже дезертировал, как и    немцы   из романа М. Эберсман и К. Лоренц.

        При усмирении  бунтов, особенно  на Яве, голландские колониальные войска орудовали  очень жестоко, выжигали   деревни и  истребляли множество мирных туземцев. Только на   Суматре   Ачехская война против голландских колонизаторов велась с 1873 года    более тридцати   лет. Один из ее султанов даже обратился с просьбой к сильной России о  включении Ачеха в ее состав, однако   царское правительство не поддержало его призыв. Уж больно далека была для парусников  заокеанская Суматра!

          Несмотря на  кровавые сцены в романе, в действительности жизнь и бои в Голландской Ост-Индии была намного жестче.  Тот же «Белый раджа»  Джеймс Брук, победитель пиратов,  Барфусом  изображен мягкими акварельными красками. Хотя этот хитромудрый и беспощадный деятель оставил в истории Ост-Индии достаточно  кровавый  след.  В тоже время  он  своим  железными мерами  сделал немало  для устранения рабства и пиратства,  искоренения  охоты    за  человеческими головами и  людоедства,   междоусобных войн. За злоупотребления и кровопролития трижды привлекался к суду, но влиятельные лорды в Лондоне ограждали его от  тюремной решетки.

            Колонизация затем  дала свои плоды: появились железные дороги и пароходы, почтовые услуги, телеграф,  правительственные  и  культурные учреждения  и т. д. Голландские колониалисты сформировали привилегированный    слои  солдат, администраторов,  негоциантов, учителей и  исследователей.
               
     Барфус в   романе  концентрирует внимание  на калейдоскопе приключений друзей М. Эберсмана и К. Лоренца  и их сотоварищей, вынужденных в чужеземном краю вести борьбу за выживание. Поэтому он не отвлекает читателя на  обильное  описание  этнографических, географических особенностей и быта аборигенов.

        Как правило, Барфус во  многих романах, выбирает искателями  удачи крепких и бесстрашных немецких  парней, отправляя их за славой и счастьем в малоисследованные,  далекие местечки земного шара.
    Так,  в романе  «Флибустьеры на Кубе» два немецких добровольца отправляются из Нового Орлеана сражаться против испанских завоевателей на Кубе, где присоединяются к повстанцам. В штурмах и битвах заслуживают уважение, несмотря на получаемые ранения. Их отважное участие в испано–американской войне показано писателем  в ярком ключе приключений. Или взять его очень успешный роман  «Через все моря!», многократно переиздаваемый под разными названиями. Подчеркивающий, что только дружба, взаимовыручка и верность  дали возможность выжить молодым друзьям в опасных плаваниях и  путешествиях  по малоизведанным частям мира.

       Офицер и писатель  Эдингард фон Барфус,  прошедший горнило и пламень  военной, отчаянной службы, стремится  в своих произведениях подчеркнуть честь, отвагу и мужество разноликих  друзей, в какие бы уголки земного шара   не забрасывала  их коварная Фортуна, и какой бы тяжкий крест не возлагала  на них  судьба, подвергая  испытаниями  и подвигам.
  Призывает  всегда и везде  ценить истинную мужскую дружбу! О чем и сегодня ярко звучат слова нашего поэта - современника Р.Гамзатова.
                Люди, я прошу вас, ради бога,
                Не стесняйтесь доброты своей.
                На земле друзей не так уж много:
                Опасайтесь потерять друзей.
                Николай Бичехвост, февраль, 2016 г., Волгоград