Михаил Пыжов. Главный вопрос этики

Прокуренная Кухня
  Главный вопрос этики - хорошо ли сыру в пакетике?

 Ежедневное наблюдение морального разложения нашего общества (вот прям совсем нашего, т.е. тех
людей, которые со мной рядом) и самого себя в частности (вот прям себя, да) таки сподвигло меня
написать пару-тройку ворованных (очень ворованных, почти скопированных) строчек про этику.
 
Итак, прямо из википедии возьму, ЭТИКА:
1. Одна из форм идеологии — учение о морали (нравственности), её развитии, принципах, нормах и
роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения, мораль какой-н. общественной группы, профессии.
 
Вот, например, в совке, была совковая, шучу, авторитарная этика.
Высшая ценность - не человек, а то, что вокруг него. Сам человек - лишь инструмент для достижения
какой-то там цели. Ну, были еще маленькие "недоэтики" - борьба за мир там, культура
книгодрочерства. Но это именно - "недоэтики", ведь стоило тебе совершить ошибку и выйти из комнаты,
как ты попадал в мир совковой, шучу, авторитарной этики.
 
Этика эта учила не жить, а умирать. Смерть была центральным моментом - смерть в бою, смерть с
гранатой под колесами врага, смерть после молчания на допросе. Самопожертвование (точне,
самоубийство об врага) уже воспринималось не как единственный выход из серьезных проблем, а как
непосредственная обязанность каждого уважающего себя товарища гражданина. И это все до сих пор
живет у нас в подсознательном "желании катастрофы", т.к. авторитарная этика учит, что "жить надо
ради того, чтобы правильно умереть".
 
В 1991-ом совок накрылся и его авторитарная этика тоже. Думалось, что вместо нее на смену
появится этика гуманистическая, причем появится сама, у нас же теперь капитализм, но не вышло.
Милый сердцу капитализм по сути - всего лишь инструмент общества, сам по себе он ничего не
порождает.
Как раз таки наоборот - капитализм западного типа был результатом протестантской этики. А у нас
старая этика исчезла, а новой не завелось, что привело к не самым приятным последствиям.
 
Поскольку место дырки от бублика было свободным, его временно заполнили криминальная и
региональная (позднее - национализм) этики, которые объединял принцип негативности - ненависть к
чужим важнее любви к своим. Появились также профессиональные этики (научная, врачебная,
журналистская и тд), но они были слишком локальны, чтобы повлиять на общество.
 
Гуманистическую же этику, в отличие от авторитарной, навязать силой никак нельзя, она может
только родиться в обществе в процессе обсуждения - что такое хорошо и что такое плохо, зачем мы
живем, какая цель и прочее. Но люди не то что не желали обсуждать такое, они даже не понимали,
зачем.
 
В те времена ближе всего к решению проблемы подобралась церковь, которая являлась единственным
носителем неавторитарной этики. Но церковь решила, что совка не было, как и последних 70 лет и
отправилась с прихожанами морально в 1917-й как будто ничего не происходило и морально
изуродованных совком людей не существует. Из-за такого нехилого отрыва от реальности заповеди
стали существовать отдельно, а жизнь - отдельно. Молись по воскресеньям, а по будням грабь и
убивай.
 
Хотя было бы неплохо, если бы церковь хоть немного обратила внимание на реальность и поставила
вопросы уровня "как совмещаются спекуляция и совесть", "получение выгоды и сострадание",
"капитализм и человечность".
 
Таким образом, ничего толкового с этикой в 90-х не вышло и появилось настоящее чудовище -
антиэтика. "Весь мир плохой, я тоже плохой и горжусь этим". Один из ее подвидов, например -
этика-Сталин: "Ах вот если бы сейчас Сталина нам", "при Сталине бы порядок был", "Сталин бы
разобрался". Носители такой этики сами не могут ни в чем разобраться, а других способов, кроме
как с помощью Сталина, не знают. Еще есть схожий подвид - этика-война: никаких планов на будущее,
деление на своих-чужих, война как очищение. Является она не столько проявлением агрессии, сколько
крайней неуверенности, и используется как хоть какая-то опора.
 
К середине 2000-х антиэтика преобразовалась в почти официальную государственную доктрину -
отрицательную этику. "Мы ничем не лучше, но и не хуже других. Все в мире ведут себя одинково
плохо". Это уже не совковая этика, согласно которой мы - лучшие из лучших, эта этика не содержит
вообще ничего, кроме отрицания чужих ценностей. "Все относительно, нет разницы между добром и
злом, все там будем". В основе этой этики лежит неверие в человека, в его природу. По сути,
обладатели такой этики - инвалиды в духовном плане, которые к тому же внушают остальным это
отсутствие нормы как норму.
 
Между тем, отказ от этики в качестве оценочного критерия, порождает высказывания в духе "Сталин,
конечно, устроил геноцид, но зато экономику поднял". Массовые смерти и индустриализация ничем не
лучше и не хуже друг друга. Это очень удобно, если надо уйти от ответа. Можно заодно сказать что
"ну, политика дело грязное".
 
И вот, наконец, за последние года три (сейчас на дворе 2016-й, если что), родился и созрел
настоящий монстр - помесь авторитарной и отрицательной этики. Когда удобно - "мы лучше всех", а
когда надо - "все одинаково плохие". А нерешенная проблема этики до сих пор напоминает о себе,
принимая формы ненависти: к мигрантам, к либералам, геям, хохлам, пиндосам и так далее. По сути,
все это является криками о помощи - люди хотят знать, где добро, а где - зло.
 
И современные "умники" решить проблему совсем не помогают. Им лишь бы покрасоваться, критикуя и
высмеивая буржуазию и общество потребления. Хотя самого общества потребления у нас и нет.
 
Ну, и, напоследок - что же делать со всем этим? Стать, наконец, частью этого мира. Принять
гуманистическую этику, принять, что мир лучше войны, принять, что жизнь человека важнее, чем его
смерть. Принять черные страницы прошлого, но не просто принять, а простить, забыть прошлые обиды.
Принять деньги, а то ведь до сих пор есть люди, будто из каменного века, для которых деньги это
прежде всего то, на что не купишь друзей, а уже потом - средство к существованию и инструмент к
счастью. Понять для себя что такое труд, должна ли работа приносить удовольствие, должна ли она
быть творческой, нужно ли думать о моральных последствиях своего труда. И, конечно, решить (или
хотя бы поставить вопрос) для себя персонально - чего же ты хочешь и ради чего живешь.

http://vk.com/smokitchen