Иоанн Кронштадтский миф или провидец?

Тамара Кочнева 2
Иоанн Кронштадтский – миф или провидец?
(продолжение статьи: VIII-ой Собор и Антихрист – взгляд из прошлого).
[статья из серии по истории пророчеств].

    В 1907 году несмотря на то, что революционный террор стал стихать, в российском обществе продолжали ходить упорные слухи о скором «конце Света».   
    «Игуменья Таисия, 80-летняя старица, спросила отца Иоанна, настоятеля собора Андрея Первозванного:
    «Когда же, батюшка, это время будет?»
    Отец Иоанн ответил, как истинный пророк предсказывающий будущее с целью предостережения:
    «Мы с тобою, матушка, не доживём, а вот они – указал он рукою на монахинь, – доживут».
    Теперь все, конечно, хорошо понимают, про какое время говорил отец Иоанн» (И.К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский», т. 1, стр. 191, Белград, 1938)

    (6.5.1907): «Для всех очевидно, что Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так разслаблено, обезсилело, уничтожилось, всколебалось?
    Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога. Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава. Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля – столько веков. Вот от чего Царство наше колеблется; и одно ли русское Царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все царства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дольше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящеюся головнею, которая совсем истлеет от последнего страшного, всеобщего огня: «ибо земля и все дела на ней сгорят», по Апостолу, и «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живёт правда» (2-ое Петр. 3, 10-13)» («Новые слова отца Иоанна Кронштадтского 1906-1907 годы»,  С-П, изд. 1908, стр. 37). 
*    *    *
    (Рождество Христово 1907 г.):
    «Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою […]
    Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина […]
    Учёные мира сего, разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства, и во всяких других, вы – учащие и учащиеся, особенно в высших учебных заведениях, но для Бога самых последних и отверженных по духу мятежа и непокорности властям, – посылаю и вас к яслям Вифлеемским, – отбросьте вашу гордость перед вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным Учителем, и смиритесь пред Тем, Кто принёс на землю мир от Отца небесного и благоволение человекам, кто повиновался земному кесарю. Не забудьте, что Он есть камень, на который кто упадёт, разобьётся, а на кого он упадёт, раздавит его (Мф. 21,44).
    Вы с высоты ваших кафедр презрительно относились к Господу Богу Слову Вседержителю, не замечая, что погибель ваша не дремала. Вы разбились об Него и Он вас раздавил, да так раздавил, что неизвестно, где и кости ваши валяются. В эмиграции тоже немало именующих себя профессорами, которые учат молодежь, что Христос – мифическая личность, что Его вовсе не было.
    Я не пророк, но предупреждаю вас, что и вы все будете стёрты с лица земли правосудием Божиим. Берегитесь, чтобы «мифическая личность» Христос не повелел бы ангелам Своим относительно вас, как Он сказал в Евангелии от Луки, гл. 19, ст. 27: «врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо Мною» […]» (И.К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский», т. I, стр. 188-190, Белград, 1938).   

    [Историческая справка.
    Иван Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский, 1829-1908) – священник Русской Православной Церкви. Хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Востока и Америки, но, увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», решил остаться в ней.
    10 декабря 1855 года в кафедральном соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге был посвящен во диакона, а через день, 12 декабря, 26-летний Иоанн рукоположен в священники к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой кончины.
    С 1857 года – законоучитель Кронштадтского городского училища.
    С 1875-го – протоиерей, с 1894-го – настоятель Андреевского собора, а с 1899-го – митрофорный протоиерей.
    С самого начала своего служения занимался частной благотворительностью. Вопреки принятой тогда в Российской Церкви практике, ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния).
    Состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.
    20 декабря 1883 года в столичной газете «Новое время» издателя Алексея Суворина было напечатано от имени ряда частных лиц «Благодарственное заявление», которое, по мнению составителей «Жития» о. Иоанна, явилось «началом всероссийской известности Кронштадтского священника».
    Член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель (крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР)].
*    *    *
    «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь – Самодержец, удаления которого домогается определённая публика. За сие (слышите?) пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда и повсюду неправда и в печати и в жизни. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие и вымогательство, такое глумление над законами?
    Снова ли приходить на землю Христу?
    Снова ли распинаться и умирать за нас?
    Нет! Полно вам глумиться над Богом, полно попирать Его святые Законы. У вас в судах царит кривда, а не правда. Но Он скоро придёт, но придёт судить мир и воздать каждому по делам. Может быть, скоро услышим мы грозную весть: «Се, Жених грядёт в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща. Господь видит все совершающееся в нашем отечестве беззакония и уже скоро изречёт праведный суд Свой на дерзких и вероломных, дышущих злобою и убийством на всех честных служителей Церкви, Царя и Отечества. Господи! Да возопиёт кровь Твоя против всех крамольников, и да воздаст им Господь праведным отмщением! Но если они способны ещё к вразумлению, вразуми их: Не ведят бо, что творят! […]» (М.А. Новосёлов «Письма отца Иоанна Кронштадтского к друзьям», Свято-Тихоновский Богословский институт, стр. 72).
*    *    *
     В других «Воспоминаниях» читаем: 
    «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, – ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, хотя ещё не открылся человек греха, сын погибели – антихрист...
    Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь – Самодержец, удаления которого домогается определенная публика, и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убиет духом уст Своих, истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действу сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (слышите, за что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду...
    А теперь исчезла правда, и повсюду неправда и в печати и в жизни...
    Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. Он скоро придёт, но придёт судить мир и воздать каждому по делам...
    Может быть, скоро услышим мы грозную весть: «Се, Жених грядёт в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща»...» […]» (Архиеп. Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия», т. III, стр. 176-178). 
*    *    *
    «Ужасно, невообразимо растлена природа человеческая всякими грехами, такими, о которых и говорить стыдно, и больно, и страшно. Мы, священники-духовники, знаем это больше, чем кто-либо другой, особенно те из нас, которые своею близостию и духовною ласковостию и сочувствием, своею горячей верою и искренностью отношений к духовным болячкам своих духовных чад заслужили их доверие…
    Нет такой греховной нелепости и мерзости греха, в какую бы не впал человек. Иной или иная грешница смесились со всякими близкими, самыми родственными людьми, со своими домашними скотами и животными, собаками, свиньями, лошадьми, коровами, тельцами. Боже мой! Что же это такое? До чего упал человек! […]» (М.А. Новосёлов «Письма отца Иоанна Кронштадтского к друзьям», Свято-Тихоновский Богословский институт, стр. 89)
*    *    *
    Из воспоминаний И.К. Сурского (протоиерей Иаков, умер в 1953 г.):
    «Множество пророчеств о. Иоанна напечатано в творениях его, изданных задолго до войны и революции. Отец Иоанн умер в 1908 г., т. е. за 6 лет до войны.
    Вот некоторые из них:
    «Господи, Ты истинный Господь тварей! Что замышляют против России и против святой церкви Твоей немцы, поляки и финляндцы, исказившие Евангелие Твоё, отпадшие от церкви Твоей! Господи, что они замышляют! Они хотят до конца поглотить нас и разорить церковь Твою, храмы Твои, богослужение Твоё, уставы Твои, постановление св. Апостолов с Св. отцов Вселенских и поместных Соборов! До чего мы дожили!».
    «Господи, Ты видишь хитрость врагов православной веры и церкви Твоей и их рвение одолеть её! Положи им конец, да умрёт с этими людьми все лукавое дело их!» (Это напечатано в 1909 г. в книге «Живой Колос», стр. 28).
    «Россия мятётся, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от неурожая земли и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачные думы».
    «Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, метко кладёт на свою наковальню всех подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!..»
     «Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Душа, закосневшая во грехах всякого рода, нелегко поддаётся чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только через долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны, как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках.
    Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо и Господь, нехотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле». (Изд. 1908 г. «Новые слова», стр. 5).
    Итак, великий пророк Божий Иоанн Кронштадтский совершенно ясно и определённо говорит, что всё, что пережила Россия и русские люди, есть праведная кара Божья за великие грехи и что Бог не хочет окончательной гибели России и русских раскаявшихся, но пережигает нас, как золото в горниле, что Россию куют беды и что Всеблагое Провидение, т. е. Господь Вседержитель не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии, но ведёт к возрождению.
    Кроме приведённых выше пророчеств о. Иоанна сохранились и специальные пророчества об эмиграции.
    Привожу целиком содержащее это пророчество письмо, напечатанное в журнале «Кавказский Казак»:
    Письмо из Франции: «Из Советского рая получаю от детей письма. Жена с детьми жила в тестевом доме, а теперь живёт на квартире. Место, на котором было нажитое родителями добро, заросло бурьяном. В 1900-1903 годах учился я в г. Ораниенбауме в Офицерской Стрелковой школе, куда часто приезжал покойный протоиерей Иоанн Кронштадтский, который говорил, что уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца и отец на сына и прольётся много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России, изгнанники вернутся в свои родные края, но не так скоро, своих мест не узнают и не будут знать, где их родные похоронены.
    Я покойнику протоиерею не верил. Но теперь вспоминаю его слова. Да! Когда придётся кому вернуться в свой одной край, то действительно многие не узнают своих мест и не узнают, где похоронены их родные. 9/II 1934 г. П. М.»
    Мы все хорошо знаем, что исполнились пророчества Иоанновы о том, что народ разделится на партии, что восстанут дети на родителей и брат на брата, что прольётся много крови и что часть народа будет изгнана из пределов России. Мы уже знаем также, что когда изгнанники вернутся в Россию, то своих мест не узнают, и не будут знать, где похоронены их родные.
    Пророк говорит, что изгнанники вернутся в свои края, но не так скоро.
    Про кого пророк говорит «вернутся»?
    Конечно про тех, кои выехали из России, а не про тех, которые родились в эмиграции.
    А кто может узнать или не узнать своих мест?
    Конечно те, кои их видели и помнят, т. е. люди выехавшие взрослыми и которые вернутся в зрелом возрасте, а не дряхлыми стариками. Отсюда прямой вывод, что время возвращения очень близко […]» («Отец Иоанн Кронштадтский», т. 1, Белград, 1938).
*    *    *
    «Незадолго до блаженной кончины отца Иоанна он часто любил служить обедню в подворье Леушинского монастыря, что на Бассейной улице в Петербурге. Мы с женою постоянно посещали эти службы и многократно отец Иоанн в проповедях своих грозно пророчествовал и громогласно взывал: «Кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете!». Он не говорил, а кричал, подымая руки кверху. Впечатление было потрясающее, ужас овладевал присутствовавшими и в храме раздавались плач и рыдания. Мы с женой недоумевали, что же это будет: война, землетрясение, наводнение?
    Однако, по силе слов пророка, мы понимали, будет что-то много ужаснее и высказывали предположение, наверное, ось земная перевернётся […]» («Отец Иоанн Кронштадтский», т. 1, стр. 190-191, Белград, 1938).
*    *    *
     «В одно из воскресений осени 1916 г. в Петербургском Иоанновском монастыре, где собирались почитатели о. Иоанна, литургию совершал Московский митрополит Макарий. После обедни в покоях настоятельницы монастыря, игуменьи Ангелины, собрались несколько духовных лиц, а также и военных. Митрополит Макарий прочёл собравшимся одно место из дневника о. Иоанна Кронштадтского, в котором были описаны его видения и предсказания, касавшиеся России...
    Оказывается, что о. Иоанн за много лет до мировой войны совершенно точно занёс в свой дневник и участников войны и её исход. Военные неудачи царской России и связанную с ними революцию о. Иоанн также предсказал. Он указал на продолжительность господства революционной идеи, на безчисленные жертвы революции, на потоки крови, на горе и на несчастия всего населения. Освобождение России от красного ига о. Иоанн предсказал с «востока».
    Этот дневник, хранившийся тогда в Иоанновском монастыре, был оригинальный экземпляр, писанный рукою самого о. Иоанна. Посторонним лицам дневник этот не показывался, потому о предсказаниях, отмеченных в дневнике, в литературе об о. Иоанне Кронштадтском не упоминается.
    Дальнейшая судьба сего замечательного дневника неизвестна […]» (И.К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский», т. II, стр. 323-324, Белград, 1938).
*    *    *
     Как видим, по «Воспоминаниям» современников, в течение жизни отец Иоанн не раз делал пророческие предсказания будущего, в которых он видел грядущее России.
    Наиболее известным является его посмертное письмо:
    «Господи, благослови. Я многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие сновидение. Мною писано то, что, я видел в ночь на 1-е января 1908 года.
    После вечерней молитвы я лёг немного отдохнуть от усталости моей.  В келии моей был полумрак, перед иконой Божией Матери горела лампада. Не прошло и получаса, я услышал лёгкий шорох. Кто-то легко коснулся моего плеча, и тихий лёгкий ласковый голос сказал мне: «Встань, раб Божий Иоанн, пойдём со мною волею Божией».
    Я быстро встал. Вижу, передо мною стоит: чудный дивный старец, убелённый сединами, в чёрной мантии с посохом в руке. Ласково посмотрел он на меня, и я от великого страха едва не упал. Руки и ноги задрожали, и я что-то хотел сказать, но язык мой не повиновался, старец перекрестил меня, и мне стало легко и радостно. Потом я уже сам перекрестился. Затем он посохом указал на западную сторону стены, чтобы я смотрел на то место. Там, тем же посохом начертил: 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934.
    Потом вдруг стены не стало. Я иду со старцем по зеленому полю и вижу, – масса крестов деревянных стоит: тысячи, миллионы, разные: большие деревянные и малые, глиняные и золотые.
    Я проходя мимо крестов, перекрестился и осмелился спросить старца: Что это за кресты?
    Он ласково ответил мне: «Это – те, кто за веру Христову пострадали и за Слово Божие убитыми оказались мучениками».
    И вот идём дальше. Вдруг я вижу целую реку крови, и спросил я старца: Что это за кровь? Как много пролито.
    Старец оглянулся и сказал: «Это кровь истинных христиан».
    Затем старец указал на облако, и я вижу массу белых светильников горящих, вижу, они стали падать на землю, один за другим, десятками и сотнями. Все они при падении тускли и превращались в прах.
    Потом старец сказал мне: «Смотри».
    И я вижу: на облаке семь горящих светильников.
    Я спросил: Что это за светильники падающие?
    «Это падут церкви Божии в ереси, а семь светильников на облаках – семь Церквей Апостольских, Соборных останутся до конца мира».
    И увидел я церковь, а кругом неё лежит масса поминальцев и грамоток. Я нагнулся и хотел поднять одну, но старец мне сказал: «Это поминальцы и грамоты, которые лежат при церкви много лет, а священники их забыли и не читают, а усопшие души просят, помолится, а читать некому и поминать некому».   
    Я пошёл дальше. Вдруг старец обратился к северной стороне и указал рукой. Вижу, показалось бледное сияние.
    Смотрю – царский дворец. Вокруг него бегают псы, ярые звери и скорпионы, ревут, лезут, грызут зубами. А на троне кто-то сидит. Лицо бледное, мужественное, читает Иисусову молитву. Вдруг упал, как труп. Корона упала. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно – предстал Помазанник невольный, на голове у него из зеленых листьев венец.
    Я испугался. Старец взял меня за правое плечо, я вижу, в белом саване: император Николай Второй. Лицо бледное, окровавленное, с золотым крестиком на шее.
    Он тихо шептал молитву. Затем сказал мне со слезами: «Помолись обо мне, отец Иван, и скажи всем православным христианам, что я умер, как мученик: твёрдо и мужественно за Веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И пострадал за всех христиан. Могилы моей не ищите, – её трудно найти».
    Затем всё это скрылось туманом, и вот пошли дальше.
    Старец сказал мне: «Не плачь, так Богу угодно, молись Богу. Смотри ещё».
    Вот идёт толпа людей, гонимая бесами, которые немилосердно били и кололи людей длинными пиками и вилами.
    – Кто это? – спросил я, и старец мне ответил: «Это те, которые отпали от Веры и Апостольской Церкви и приняли новообновленческую».
    Здесь были: епископы, священники, диаконы, монахи и монахини, которые приняли брак и стали жить развратно. Бесы били их, гнали в страшную пропасть, откуда выходил страшный огонь.   
    А за ними масса народу идёт: старых и малых, и все в красных одеждах и несли громадную красную, пятиголовую звезду и на каждом углу по 12 бесов сидело.
    Весь народ кричит: «Вставай, проклятьем заклеймённый».   
    Появилась масса бесов, все красные, и клеймили народ, прикладывая каждому печать на лбу и на руку в виде звезды. Это есть печать Антихриста. Я сильно испугался, перекрестился и прочитал молитву: «Да спасёт нас Бог».
    После этого всё исчезло, как дым.
    И увидел я массу народа с радостными лицами, а в руках кресты, хоругви и свечи, а посреди, между толпой стоит высокий престол в  воздухе. Затем появилась золотая царская корона и на ней написано золотыми буквами: «На малое время».   
    Вокруг престола стоят патриарх, епископы, священники, монахи, миряне. Все поют: «Слава в вышних Богу, на земле мир». 
    Я перекрестился и поблагодарил Бога. И вот я вижу массу трупов и реки крови. Я горько молился. Пришла окончательная мерзость запустения. Страшно было смотреть на все это.
    Я увидел Иерусалимский храм, а на куполе восьмиконечная звезда. Вокруг храма толпятся миллионы народа и стараются войти внутрь храма.
    Я хотел, было перекреститься, но услышал: «Вот исполнилось пророчество Даниила. Мерзость запустения, окончательная». 
    В храме было много народу. И вот вижу престол посреди храма, горят свечи, а на престоле сидит  в ярко красной порфире всемирный правитель, а на голове золотая с бриллиантами корона, со звездою. Это есть Антихрист. Росту высокого, глаза как уголь, черные, борода черная клином, лицо свирепое, хитрое и лукавое, нос орлиный.
    Он встал, протянул руку к народу, на пальцах были когти, как у тигра, и воскликнул:
    «Я ваш бог, царь и правитель. Кто не примет моей печати, – смерть им тут».
    Все пали на колени и поклонились, и приняли печать на лоб. Но некоторые мужи воскликнули: «Мы христиане, веруем в Господа нашего Иисуса Христа».
    Тогда в один миг сверкнул меч Антихриста, и головы мужей скатились, и пролилась кровь. Весь народ в храме радостно закричал, приветствуя злодеяние.
    Вскоре привели отроковиц и женщин.
    «Смерть им, – закричал  Антихрист. – Эти  христиане мои враги – смерть им».
    Тут же последовала моментальная смерть, головы скатились на пол, и снова разлилась кровь Православия по всему храму.
    «Смерть» – кричал он, и все падали на колени перед Антихристом.   
    Затем, через некоторое время, ведут к Антихристу десятилетнего отрока на поклонение и говорят: «Падай на колени».
    Но отрок смело говорит: «Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа».
    «Смерть ему», – страшным голосом закричал Антихрист.
    Все пали перед Антихристом на колени. Но тут прогремели громы и тысячи молний небесных поражали слуг Антихриста, вдруг самая большая огненная, крестообразная стрела слетела с неба и ударила Антихриста в голову. Он взмахнул руками и упал. Корона слетела с головы и рассыпалась в прах.
    Вот я вижу опять масса крови, по колено, по пояс, ох, как много пролито христианской крови.
    Старец сказал мне:
    «Не скорби. Скоро, скоро конец миру, молись Господу, Он милостив к рабам своим. Уже не годы остались, но часы и скоро, скоро конец. Напиши и не забудь всё это ради Христа».   
    «Кто ты?» – спросил я.
    «Серафим, – ответил мне старец. Затем старец  благословил  меня, указав рукой на Восток, и сказал: – Я иду вон туда, молиться за души христиан».
    Я услышал звон и проснулся: Господи, благослови, помоги молитвами великого старца. Ты открыл мне, грешному рабу Иоанну, иерею» («Православная Русь», № 517, стр. 170-178, 1952).   

    В примечание сказано: "Первые списки «пророческого сна Иоанна, иерея Кронштадтского» стали распространяться среди духовной части русской православной интеллигенции с 1921 года, а сам «Вещий сон Иоанна» был опубликован в Европе русской иммиграцией только в 1923 году".
    Таким образом, наблюдается разрыв в 16-ть лет, между датой видения и датой первой публикации. У кого всё это время находился список «пророческого сна Иоанна, иерея Кронштадтского» и подвергался ли он «литературной обработке» с целью лучшего восприятия текста из статьи в журнале «Православная Русь», № 517 за 1952 год – не понятно.
*    *    *
    Как видим,  «Пророческий сон Иоанна, иерея Кронштадтского» в некоторых деталях повторяет последнее предсмертное произведение «Три разговора о войне, прогрессе, и конце Всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе» богословского писателя В.С. Соловьёва (1849-1900).
    Что обозначают числа, начерченные старцем Серафимом Саровским?
    Четыре даты до опубликования списка в 1923-ем, соответствуют историческим событиям и хорошо узнаваемы:
    1913-й – старая Европа вступила в последний мирный год. Первая Балканская война (октябрь 1912 – май 1913), вторая Балканская (июнь-август 1913). 
    1914-й – «Вдруг я вижу целую реку крови, и спросил я старца: Что это за кровь? Как много пролито» – начало первой Мировой войны.
    1917-й – «Вдруг упал, как труп. Корона упала. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно – предстал Помазанник невольный, на голове у него из зеленых листьев венец» – Февральская революция в Российской империи, и последовавший за ней Октябрьский переворот изменил судьбу многих стран и народов на несколько десятилетий. Над людьми проводился чудовищный эксперимент, их заставляли всенародно отрекаться от Бога, от своей Родины, от своей семьи во благо «Всемирное революции», «за союз пролетариев всего мира».   
    1922-й – «А за ними масса народу идёт: старых и малых, и все в красных одеждах и несли громадную красную, пятиголовую звезду и на каждом углу по 12 бесов сидело» – образование СССР. Раскол в Русской Православной Церкви и возникновение Обновленческой церкви.
*    *    *
    «После этого всё исчезло, как дым» – начинаются события после опубликования списка в 1923-ем, которые менее соответствуют историческим фактам, а более соответствуют надеждам русской эмиграции:
    «Мы все хорошо знаем, что исполнились пророчества Иоанновы о том, что народ разделится на партии, что восстанут дети на родителей и брат на брата, что прольётся много крови и что часть народа будет изгнана из пределов России. Мы уже знаем также, что когда изгнанники вернутся в Россию, то своих мест не узнают, и не будут знать, где похоронены их родные.
    Пророк говорит, что изгнанники вернутся в свои края, но не так скоро.
    Про кого пророк говорит «вернутся»?
    Конечно про тех, кои выехали из России, а не про тех, которые родились в эмиграции.
    А кто может узнать или не узнать своих мест?
    Конечно те, кои их видели и помнят, т. е. люди выехавшие взрослыми и которые вернутся в зрелом возрасте, а не дряхлыми стариками. Отсюда прямой вывод, что время возвращения очень близко».

    1930-й – «И увидел я массу народа с радостными лицами, а в руках кресты, хоругви и свечи, а посреди, между толпой стоит высокий престол в  воздухе. Затем появилась золотая царская корона и на ней написано золотыми буквами: «На малое время»» – восстановление монархии в России, падение власти большевиков.   

    1933-й – «И вот я вижу массу трупов и реки крови. Я горько молился. Пришла окончательная мерзость запустения» – воцарение антихриста в Европе, падение монархии в России, окончательное превращение России в страну лагерей, гибель старой Православной Церкви.
    1934-й – проведение VIII-го Собора.
    *    *    *
    После опубликования «Пророческого сна Иоанна, иерея Кронштадтского» в Европе последовала реакция со стороны русского духовенства в изгнании. Протоирей Николай Афанасьев (04.09.1893-12.12.1960), профессор Православного Богословского института в Париже в 1930-ом году, не обладая даром духовного рассуждения, писал:
    «Святые наставники христианского подвижничества, просвещённые и наученные Святым Духом, постигая благодетельную и богомудрую причину, по которой души человеческие во время пребывания своего на земле прикрыты телами, как завесами и покровами, заповедуют благочестивым подвижникам не вверяться никакому образу или видению, если они внезапно представятся, не входить с ними в беседу, не обращать на них внимание. Всеми признанные истинные отцы Церкви заповедуют при таких явлениях ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и, в решительном сознании своего достоинства и неспособности к видению святых духов, молить Бога, чтоб Он покрыл нас от всех козней и обольщений злохитро расставляемых человекам духами злобы, заражёнными неисцелимою ненавистью к человекам. Падшие духи так ненавидят род человеческий, что, если бы им было попущено невидимо удерживающею их десницею Божией, то они истребили бы нас мгновенно.
    Те из подвижников, которые не стяжали дара «рассуждения духов», к коим по видимому можно отнести и преподобного Иоанна, не усмотрели в себе своего падения, не поняли, что Христос для христианина – всё, только он может являться в видениях, что должно отвергнуть самое добро падшего естества и отречься души своей, которые по этой причине способны к самомнению в большей или меньшей степени, – подверглись великим бедствиям и самой погибели от чувственного явления духов, последовавшего по поводу изнурения плоти телесными подвигами и вкравшегося в душу самомнения. Когда духи пленят или уловят человека в тайне сердца и ума его, тогда они удобно действуют снаружи. Человек вверяется лжи, думая, что он доверяет чистейшей истине.
    Преподобный Исаак Сирский повествует:
    «Некто Асинас, уроженец города Едеса, сочинитель многих трилогий, которые поют и доныне, проводил высокое (по видимому) жительство. Он безрассудно наложил на себя труднейшие подвиги с (тайною) мыслию получить известность великого праведника. Его прельстил Диавол: он вывел его из келлии, поставил на вершине горы, именуемой Сторий, и, предварительно получив его согласие, показал ему образ колесницы и коней, причём сказал: «Бог послал меня взять тебя в Рай, как Илию». Асинас вдался в обольщение по младенцеумию своему, и взошёл на колесницу: тогда разрушилась вся эта мечта, он низринулся с большой высоты, упал на землю, и умер смертию достойною плача и вместе смеха.
    Очевидно: Асинас погиб по недостатку духовного знания о падших духах, о таинстве искупления человечества Богочеловеком.
    Страшному бедствию по той же причине подверглись два Киево-печёрских затворника: святые Исаакий и Никита: первому явился демон в виде Христа, второму – в виде Ангела.
    Средство, которое Диавол употребил столь удачно против Асинаса, он хотел употребить для сокрушения преподобного Симеона Столпника. У Асинаса он извлёк предварительно согласие, Столпника он хотел уловить внезапностию, – погубить, отняв и время и возможность к рассмотрению приготовленного обмана. Он преобразился в светлого Ангела, – предстал с колесницею и конями огненными Симеону, стоявшему на возвышенности.
    «Услышь Симеон! – сказал он, – Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницею и конями, чтоб взять тебя на небо, как Илию. Ты достоин такой чести за святость жития своего. Уже настал час твой, в который ты должен пожать плоды трудов твоих, и принять венец доброты от руки Господа. Иди не медля, раб Господа, да видишь Творца своего, да поклонишься Творцу твоему, создавшего тебя по образу Своему. Да узрят тебя ангелы и архангелы, пророки, апостолы, мученики, желающие тебя видеть».
    Когда искуситель говорил это и тому подобное (бесы многоглаголивы и велеречивы), преподобный не понял, что имеет дело с обольстителем. В характере Святого была особенная простота и наклонность к безприкословному повиновению, как это легко можно усмотреть при внимательном чтении его жизнеописания.
    Симеон сказал в ответ, обратясь к Богу: «Господи! Меня ли грешного Ты хочешь взять на небо?»
    С этими словами он поднял ногу, чтоб вступить на колесницу, а рукою сотворил на себе крестное знамение, от которого Диавол, и колесница с конями мгновенно исчезли. Само собою разумеется, что, по причине этого искушения, Симеон ещё более погрузился во смирение, ещё более убоялся самомнения, которое, таясь в самой малой степени, едва не погубило его. Если святые находились в такой опасности быть лукавыми духами: то для нас эта опасность ещё страшнее.
    Учение о вышесказанной осторожности и о спасительной недоверчивости к явлениям духов принято свею Церковью, оно есть одно из её нравственных преданий, которое чадо её должны хранить тщательно и неупустительно. То что преподобный Иоанн пренебрёг данным правилом, говорит о том, что и в нём, не смотря на высокий нравственный образ жизни, таилась какая-то степень самомнения. Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказаться от видения, признав себя недостойным оного […]» (лекция «Святые отцы об отношении к образам или видениям»).
*    *    *
    И всё же Иоанн Кронштадтский оказался прав:
    «Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою […]
    Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина […]».
    Это вынужден был признать и протоирей Николай Афанасьев после II-ой Мировой войны:
    «Самым грозным обвинением в расцерковлении нашей церковной жизни является совершение «Трапезы Господней» в пустом храме без её участников. Мы не знаем, как сложится история, найдёт ли веру Господь, когда придет? Местная Церковь может сократиться до трёх или двух её членов, но она останется Церковью Божией во всей её полноте. Её Евхаристическое собрание будет «Трапезой Господней», на которой будет собран весь народ Божий. Эти двое или трое будут «свидетелями Христовыми» на земле.
    Если это произойдёт, то в этом будет трагизм человеческой истории. Не будем оправдывать самих себя словами Христа, где двое или трое собраны во имя Его, там и Он, т.к. наше время ещё не «жатва», и наша Церковь не состоит из двух или трех. Поймём, что наш величайший грех заключается в том, что в местной Церкви, насчитывающей несколько сотен или тысяч верующих, Евхаристическое собрание происходит действительно в пустом храме или в мистически пустом храме, когда верные на возглас «приступите» отвечают безмолвием.
    В этом безмолвии есть нечто мистически страшное. «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, пойду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20). Но мы отказываемся от Его трапезы и остаемся безмолвными на Его призыв.
    В этом безмолвии есть некий суд над нами. Допустим, что по-человечески можно оправдать это безмолвие, но оно остаётся безмолвием. Мы должны понять и пережить этот трагизм. Понять, что за ним лежит предельная индивидуализация, как наш личный грех перед Христом […]» (Прот. Н. Афанасьев, «Трапеза Господня», изд. 1950, Рига, переиздание 1992, стр. 89).
*    *    *
ДТН.