Медведь, которого не надо бояться

Сергей Михалев
     Андрей водит группы туристов по Северному Уралу и в его обязанности входит проводить инструктаж по технике безопасности. Парень он образованный, с хорошо поставленным голосом. Может инструктаж кроме русского провести на немецком и английском, хотя до этого обычно дело не доходит, поскольку основная масса туристов из Перми, и русского языка вполне достаточно для душевного общения. В этот раз он в походе с друзьями, которые его хорошо знают, много лет ходят в тайгу с ним и без него, и им инструктаж не нужен. Все сидят за походным столом под навесом, ужинают и общаются. Андрей рассказывает, как он встречался с медведем. 
- Обычно в самом начале похода я рассказываю, как надо вести себя в тайге. Что можно делать, чего нельзя, куда можно ходить, куда нельзя. Многие ведь выросли в городе, и в своей жизни даже белку на воле не все видели. Ну, о том, как не наловить клещей, особо рассказывать нечего. Не лезь в чащобу, закрывай голову и шею поплотнее, и все будет в порядке. А вот как вести себя, если встретишь медведя, это серьезная тема, поскольку опасность от медведя — не шуточная. Вот это я и стараюсь донести до каждого. Всегда четко и не по одному разу повторяю, чтобы запомнили главное: при встрече с медведем бежать нельзя.
Андрей ходит в тайгу много лет. Высок ростом, крепкого телосложения, видно, что силен. Словом, настоящий таежник, который по несколько суток может один в тайге находиться. Случалось, туристов из беды вызволять приходилось. Однажды в походе девушку укусила пчела. Казалось бы, ну, укусила и укусила, что за беда. Приложили что-нибудь холодное, чтобы опухоль спала, и дело с концом. Ан нет. Оказалось, действительно беда. Девушка страдала аллергией на мед и у нее случился аллергический шок. Если б не умелые действия и физическая сила Андрея, который несколько километров нес ее на руках до ближайшего медпункта, не дождались бы родители своей студентки из похода.
Говорит Андрей спокойно и  немного иронично.
- Обычно в первый день стараюсь объяснить основной постулат встречи с хозяином тайги. Поскольку медведь может истолковать бег, как неуважение к нему, ни в коем случае нельзя бежать. Мол, медведь попытается догнать, и поверьте, догонит.
Андрей прав. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, медведь развивает скорость, как скаковая лошадь, то есть до шестидесяти километров в час. Человек, как известно, бежит значительно медленнее.
- И вот однажды иду я без спешки к реке и пытаюсь по дороге размотать леску на удочке, ну чтобы порыбачить. Поднимаю голову, а впереди чуть сбоку метрах в тридцати стоит огромный медведь на задних лапах и с некоторым недоумением смотрит мне прямо в глаза. А все таежники знают, что если медведь стоит на задних лапах, то это ничего хорошего не предвещает.
Андрей берет топор, лежащий рядом, и втыкает его обухом в землю,  чтобы «дождя не было».  Эскимоса из себя изображает. Это с двумя-то  высшими образованиями.
- Для тех, кто не знает, поясню. - Он иронично поглядывает на собеседников, потому что знает, что всем эта информация известна. - На задние лапы медведь встает для атаки.
На Северном Урале в конце июня белые ночи. Дни длинные, времени на все хватает. Да и отдых настраивает на благодушное настроение. На подначку никто не реагирует. Вадим курит в сторону, чтобы дым не шел к столу, Даниил вяжет искусственную мушку для хариуса, Земский, стараясь не греметь, складывает чашки, освобождая место для стаканов, а я, «москвич», прибившийся несколько лет назад к уральской компании,  внимательно слушаю и обдумываю, как бы объяснить, что дополнительное освещение у нас все же есть. Ну, что ночь хоть и белая, вязать мушки можно, если есть искусственное освещение.
- Я забыл все инструкции, которые несколько лет читал туристам, и рванул, что было мочи, к лагерю. Ору во все горло: «Ружье! Ружье! Ружье!»
Тут по правилам жанра должна быть пауза. И мы не будем нарушать эти правила. Делаем эту паузу.
Андрей поглядывает на слушателей:
  - Или медведь убежал в другую сторону, или я бежал быстрее скаковой лошади, но когда прибежал в лагерь, медведя сзади не было.
После еще о одной небольшой паузы он говорит:
- Как водится, народ подумал, что я пошутил, и никакого медведя не видел.
Земский, при общем одобрении, молча разливает вино по стаканам. 
- Я же говорил, что не поверите, - весело говорит Андрей. Похоже, ему вообще неважно, поверили или нет. Хотелось рассказать, вот и рассказал. Он проверяет прочность топора, вбитого в землю, и поглядывает на небо.  Артист.
Но лично я ему верю. Вполне правдивая история.
Июнь 2016 г.