Орест Кипренский. Путаница. Продолжение следует

Магда Кешишева
   Автор "Художественной газеты" в 1836 году,когда не стало Кипренского, грустно сказал, что собрать материал о каком бы то ни было знаменитом русском человеке - очень трудно, тем более о художнике, тем более о Кипренском. И это, к сожалению, так. Каждый, кто задумал бы писать о художнике, не сумел бы найти фактического материала: утеряно все - письма, записки, документы.  И это -  о величайшем представителе русской романтической школы!  Зато легенд о Кипренском - масса.

   Список работ Кипренского, известных по упоминаниям, почти равен числу дошедших до нас картин и рисунков. Создается впечатление, что художник сам помог  путанице при собирании  наследия. Дело в том, что работы Кипренского разбросаны на огромном пространстве от Петербурга до Рима.

   Есть те, кто очень трепетно относятся ко всему: людям, вещам, переписке, условиям быта... Вероятно, это зависит от темперамента, психического склада. Сегодня трудно сказать, почему Кипренский, который жил и работал увлеченно, так легко расставался с людьми, книгами, картинами, рисунками, письмами. Его влекла новизна жизни, он не сосредотачивал внимания ни на чем, не привязывался ни к чему. Естественно, все это ушло в прошлое.

   Как  часто у нас бывает - спохватились после смерти художника: оказалось, что на Родине совсем немного его работ, а в  музейном собрании Академии художеств его картин нет вообще. И это при том, что Кипренский добился европейской славы!
   Тут забили в колокола: государство купило несколько его картин, собирались написать биографию  художника, увековечить его память... Опять же - как часто у нас  бывает - обещали, хотели, но не сделали, и вообще забыли о нем. Ушли из жизни и те, кто знал Кипренского: друзья, коллеги, заказчики.

   То, что должны были сделать современники, попытались сделать в середине 19 столетия, напечатав в журнале "Сыны Отечества" биографию художника.
   И только в начале 20 века появился научный интерес к наследию Кипренского: нашли архивы, собрали живописные, графические работы и письма, организовали выставку, издали каталог работ художника.

   Уже в 1930-х годах в Москве и Ленинграде, в год 100 -летней годовщины со дня смерти Кипренского, открылись выставки его работ, а в Третьяковской галерее провели научные конференции.

   Личность  Кипренского современников гипнотизировала: казалось, он знает какие - то тайны, известные лишь тем, кто обладает, как он, уникальным талантом. О нем говорили не только, как об уникальном художнике, но и как об  уникальной личности. Не случайно поэтому возникновение легенд вокруг имени художника, если помнить, что он умышленно скрывал или искажал некоторые факты своей жизни.

   Кипренский - романтик "художественно лепил свою жизнь": он страдал, много ездил, менял облик, менял даже фамилию, дарил себя людям, но и легко отворачивался от них. И поэтому не удивительно появление домыслов вокруг его имени, где слились воедино быль и небыль.

   Давайте, обратимся к биографии будущего художника, и попробуем понять, из каких корней вырос этот уникальный талант, неповторимый во всем.
   
 P.S. Использованы факты из книги В.С. Турчина "Орест Кипренский".
 
   На картине - портрет 6-летней Анны-Марии Фалькуччи, дочери натурщицы, которая
   приводила девочку с собой на сеансы художника.