Мы закалялись как сталь

Иван Цуприков
Угрюмов Александр Иванович не из тех, кто умеет красиво говорить, стремится выделиться. О таких людях как он, если и складывали оды, то как о героях труда, пионерах строек, обезличенно, как об общей массе тружеников. «А куда без нас, мы же руки, которыми все делается», - любимая поговорка   Угрюмова:


«Начальная» школа

Работать машинистом технологических компрессоров в Лонг-Юганское ЛПУМГ ПО «Тюментрансгаз» (ныне ООО «Газпром трансгаз Югорск») он устроился 29 марта 1974 года как молодой специалист, с дипломом механика-турбиниста Челябинского индустриального техникума нефтегазовой промышленности. Какой-то опыт работы с железом у 23-х летнего парня уже был. До поступления работал токарем на Челябинском автомеханическом заводе как раз в тот момент, когда там устанавливалась автоматическая линия по выпуску деталей для автомобиля ЗиЛ-130. Поэтому Александру приходилось не только точить детали, но и заниматься слесарной, монтажной работой, навыки которой в жизни ему пригодились.   

«В том периоде в Лонг-Югане запускался в работу компрессорный цех с шестерочными агрегатами Уральского завода, - вспоминает Александр Иванович. – Их турбины только прокрутили на турбодетандере. Когда запустили первый агрегат, то во время работы на нагнетателе на опорно-упорном подшипнике часто выходили из строя упорные колодки. Эксплуатационного опыта у нас не было, вот и расплачивались за свои незнания: происходил осевой сдвиг, «вахтовка» за тобой ночью приезжает в поселок, и увозит в цех. Приходилось слесарить. А чтобы меньше допускать ошибок, изучали материальную базу. Борис Иванович Климов, начальник ЛПУМГ за этим следил очень строго, спуска нам не давал».

Через три года А.И. Угрюмов был назначен старшим диспетчером, в январе  1981 г. - старшим инженером по ремонту газокомпрессорной службы, с мая 1981 г. - начальником компрессорного цеха. Под его контролем вводились три последующих цеха. 

«Весело жили. Работы много, об усталости думать некогда, везде нужен был контроль как за строителями, наладчиками, так и за работой персонала, за эксплуатацией станций, всего технологического процесса. И везде успевали. Мы закалялись как сталь!»


Правая Хетта

В 1983 г. Александра Ивановича перевели на должность начальника станции в Правохеттинское ЛПУМГ, где формировался крупный узловой компрессорный комплекс, на котором сходились магистрали из Уренгойского и Ямбургского месторождений.   

«Почему согласился идти на должность пониже? – Угрюмов улыбнулся. – Да не из тех я, которые боятся трудностей. Предложили, значит, понадеялись, что потяну эту работу, и - согласился. Ведь здесь устанавливались новые агрегаты – авиационные, ГПА-Ц-16. Специалистов мало. На первом этапе нас прибыло на строящуюся станцию всего 17 человек. Нужно заниматься пуско-наладкой оборудования, приемом ГПА, газопровода, запорной арматуры. Спали, где придется, дни и ночи изучали агрегат и проводили все работы по подготовке его к пуску.

А когда настал день пуска, мороз был около 40 градусов. К агрегату, когда мы закончили все предпусковые работы с ним, ни кто из наладчиков не захотел подходить, кроме нашей маленькой группки самых смелых: шеф-инженера Сикорского Вячеслава Степановича и меня. Разработчики двигателя из Самары Володя Першин и Александр Зуев стояли подальше, прятались. 

После холодной прокрутки, начали горячий запуск. Из агрегата повалил дым, пар, он же был в снеге. Аж мурашки по телу пошли. И вдруг слышу, закрутился наш родненький. Сколько радости было. Кричу: «Крутится! Идите сюда!». А ребята издалека поглядывают и шагу боятся сделать.

Да, это был наш первый праздник!» 

«Запустили первый агрегат, потом – второй, третий. И вдруг столкнулись с проблемой, решетки между первым краном и нагнетателем начали обмерзать. Вскрыли их, они забиты резиной от разорванных «шаров», электродами, изоляцией... Все это прилетало из пущенных участков газопровода. А на трассе они сдавались 25-ти километровыми участками один за другим, без продувки, без очистки. Вот и приходилось залезать внутрь через люк-лаз и ножичком очищать каждое отверстие в решетке. А там их несметное количество. 

Было много проблем по пылеуловителям. Вскрываем их, полны льда. Метанол не помогал. Нужно было думать, как уйти из этого. Чистили их вручную, отогревая горячим воздухом, потом убирали всю грязь: резину, электроды, фуфайки и тому  подобное.   

Или такой случай: трансформаторное масло для подстанции приходило к нам некачественное. Чтобы его привести в нормальное состояние, ставили на специальные рамы емкости и сушили масло от воды с помощью тэнов, выпаривая. То есть, мы прекрасно понимали, что любая проблема, с которой мы сталкивались, нами же и решалась».

В 1985 году А.И. Угрюмов был назначен начальником газокомпрессорной службы. Девять компрессорных цехов из десяти было запущено при его участии в Правохеттинском ЛПУМГ. 

А в 1999 году он был назначен начальником Нижнетуринского ЛПУМГ. 


Нижнетуринское ЛПУМГ

«Это заслуженное Управление, с устоявшимся коллективом, со своими порядками, - говорит Александр Иванович. – В организации труда нужно было многое менять, начиная с трудовой и производственной дисциплины.  Машины ГТ-6-750 Невского завода, изготовленные по лицензии в Чехословакии, работали в цехах надежно, что людей и расхолаживало, мало внимания уделяли технической учебе, не везде соблюдались требования по охране труда и промышленной безопасности. Состояние охранной зоны, самой территории ЛПУМГ, рабочих мест, служебных и бытовых помещений не соответствовал требованиям…» 

Процесс создания команды Угрюмову удалось ускорить только после смены руководства в службах, на более ответственных специалистов. Провели ремонт охранной зоны, подъездных путей. Начали заниматься строительством промышленных баз для линейно-эксплуатационной службы, службы защиты от коррозии и энерговодоснабжения. Создали в них хорошие производственные и бытовые условия для персонала. 

Люди, видя эти изменения, поняли, что можно жить лучше, стали помогать, только уже не под приказом, как и что сделать нужно, а сами начали приходить со своими предложениями. Сделали ремонт в столовой, в управлении, в бытовых помещениях цехов, открыли новый здравпункт с процедурным кабинетом и кабинетом стоматологии.

«И компрессорная станция из середнячков стала выходить в лидеры.  Наш филиал в полном объеме выполнял планы по транспортировке газа, возросла надежность работы ГПА, на территории промплощадки были подняты все сети, что облегчало их обслуживание и ремонт. Стали успешно проводиться энергосберегающие мероприятия. В частности, экономия газа на собственные технологические нужды составила за 2007-2009 гг. более 9 млн. куб. м. газа».

«Время прошло, - вздыхает Александр Иванович, - я стал пенсионером, живу под Челябинском, но связи с коллективом не теряю. Многие из коллег бывают у меня в гостях, часто звонят, приглашают на все праздники, отчего мы с женой не отказываемся. Что говорить, вся наша жизнь связана с «Газпром трансгаз Югорском», с людьми, которые работают в этом славном Обществе. И есть о чем вспомнить. Как мы брали на себя повышенные обязательства и выполняли их, о том, как вводили цеха. 

Моими наставниками были и Яковлев, и Тамонтьев, и Штро, и Отт, и Усенко, и Поляков. Все мы, начальники служб и управлений подразделений, 70-90-х годов прошли через их руки. И многому научились, а потом передавали свои знания другим. И приятно, что «Газпром трансгаз Югорск» не стареет. Он развивается, молодеет, и главное, надежно работает. Это радует, как и то, что не забывает своих ветеранов…», - сказал Александр Иванович Угрюмов.

Иван Цуприков