И больше ничего не надо...

Алексей Большаковъ
     - Предлагаю пойти пешком, - мои первые слова после приветствия, обращённые к товарищу по игре го.
     - Давай, - он сразу согласился, хотя в рюкзаке у него были камни, а в руках большая доска, с триста шестьдесят одним пересечением линий.
     Было жарко, конец июня, солнечные лучи так и пробираются под одежду, пытаясь выжать из тебя всю влагу, как из какого-нибудь лимона.
     До Комсомольского парка, где наш го-клуб собирается каждую субботу, было недалеко – двадцать минут ходьбы. Время пролетело быстро, потому что нам с товарищем всегда есть о чём поговорить.
     Перейдя улицу Рокоссовского, он внезапно меня спросил:
     - С какой стороны находится Волгоград?
     - От Волги, что ли?
     - Да.
     - С правой.
     - Откуда ты знаешь? – повышая голос, спросил он, и я поверил, что это была не шутка, а серьёзный вопрос.
     - А ты, - говорю я ему, - не знал, что ли?
     - Я почему-то думал, что с левой стороны. Не туда, представляя реку, смотрел.
     - Ты же здесь всю жизнь прожил, а я даже года – ещё нет.
     - Мне этот вопрос на защите дипломной задали.
     - И что ты ответил?
     - Что с левой.
     Забавные истории иногда случаются. Но, как мне объяснил мой друг, за это он не получил низший бал – всё и так было ясно, а такой вопрос задали просто «на засыпку».
     Но вот и пришли мы в парк. В этот день нас собралось приличное количество человек – шесть или семь, а также несколько детей. Скучать не пришлось, вроде бы.
     Обычно я не люблю, когда партии затягиваются, но в этот день я был не против продолжать игру. Но вот уже все разошлись, а у меня ещё более часа – до начала мероприятия в библиотеке в нескольких остановках отсюда. И домой не сходить, и спешить нет смысла. «Пойду пешком, - подумал я, - всё равно приду раньше всех; и ещё успею почитать» (у меня почти всегда с собой электронная книга).
     Хорошо, что на первой продольной в центре много деревьев, да и дома высокие, так что тени хватало на всех – было где укрываться от палящего летнего солнца. К востоку от Волгограда оно своё дело уже давно сделало – самая настоящая русская прерия, волгоградская степь, простирающаяся на три сотни километров, а дальше – ещё сотни и сотни, но уже по территории соседнего Казахстана.
     Через несколько десятков минут я уже проходил мимо памятника Ленина, до сих пор указывающего путь народам. Недалеко отсюда знаменитый дом Павлова – памятник Сталинградской битвы. Ещё через несколько минут я уже дошёл до библиотеки.
     Прохожу в центральную дверь – слева от меня уже известный зал, справа – тоже какой-то зал, но я там не ещё ни разу не был и через двери не рассматривал. Вижу, в левом зале кто-то сидит. «Наверное, - думаю я, - какой-то читатель; до начала мероприятия ещё долго, так что…». Открыв двери, я сразу узнал человека, которого не рассмотрел через стекло этой самой внутренней двери.
     За пианино сидел Григорий, собранные в хвост седые волосы которого было невозможно не узнать. И он играл! Поздоровался с ним, ко мне подошёл Анатолий – организатор мероприятия, и тоже поздоровался.
     «Да уж, ещё сорок минут, а они уже здесь. Я-то думал, что первым буду, а оказывается – вот как». Я, конечно, надеялся, что ещё почитаю. Сел за один из столов, достал книгу... но остановился и начал просто слушать. Григорий иногда бормотал себе что-то под нос, пытаясь подобрать ноту. Внезапно Анатолий спросил:
     - Это вы играете на рояле или на пианино?
     - А какая разница, а то я не знаю? - спросил, в свою очередь, я у него.
     - Ну, - задумался он, - честно говоря, я тоже не знаю, - и улыбнулся, после чего всё-таки решил найти объяснение. – У рояля есть крышка.
     Я посмотрел на стоящее у стены пианино и, указывая на крышку для клавиш, сказал:
     - Здесь тоже есть крышка.
     Мы рассмеялись, после чего Анатолий отошёл, что-то настраивая на ноутбуке; он готовил презентацию.
     - Григорий, - спросил организатор мероприятия, - а где вы научились играть?
     - У меня особый слух, - ответил, не отрывая рук от клавиш, музыкант, - я если что услышу, то могу это сыграть.
     - Вы не так меня поняли, я имел ввиду, что вы где-то же учились, или кто-то вас научил играть? – но поняв, что ответа он сейчас не получит, решил подойти с другой стороны, - а можете сыграть мелодию из такой-то песни?
     Получилось это у Григория или нет – я уже точно не помню, как не помню название песни. Я просто сидел и слушал, даже книгу спрятал; читать совершенно не хотелось. Что-то особенное было в этой игре. Чувствуешь себя не в двадцать первом, а в каком-то девятнадцатом веке. Жизнь будто начинает идти совершенно по-другому. Тут тебе и воспоминания, и размышления...
     Постепенно начали подходить остальные участники мероприятия. Всего нас собралось, кажется, одиннадцать человек. Я был впечатлён таким количеством. Пришли и знакомые лица, и новый человек – тоже историк.
     «Война с Великой Отечественной войной: мифы, ложь и белые пятна» - такова была повестка дня. Два часа интересной и оживлённой беседы. Я со своей стороны ничего не готовил, и даже ничего не читал. Тем не менее, по ходу доклада и обсуждения вспомнил очень многое из того, что прочитал годами ранее – да так, что, вполне вероятно, едва не половину времени заняли мои комментарии и дополнения к обсуждавшимся темам. Ладно, не половина – а треть времени.
     Но главное впечатление от дня – это, конечно, музыка. Простая, но почему-то завораживающая. Так бы сидел, слушал, и большие ничего не надо…