Бунинские женщины. 2

Галина Слёзкина
Некогда,  в  советские  времена,  причём  в  школьных   учебниках   литературы,  описывалась   история   любви,  классика  русской   литературы   Ивана   Сергеевича  Тургенева   к  великой  французской   певице  -  Полине  Виардо.  В  жанре,  явно  романтическом,  вне  житейской  прозы,  описывались  отношения возвышенные  и  чистые,  говорилось  о  том,  что  эта  любовь  сделала   Тургенева  скитальцем   и  невольным   эмигрантом,  принося  ему  в  равной  мере,  страдания       и  радость.  А  ещё  давала   неиссякаемый  источник   вдохновения,  благодаря   чему,  из-под   его  пера  выходили,  ставшие  знаменитыми,  романы  и  повести.  А  вместе  с  тем   возникла   целая   галерея    женских  образов   -   это,  так  называемые  «тургеневские  девушки»...
       Отбросив,  всякого  рода,  частности  и  особенности,  приходишь  в  изумление:  какая  параллель!  Какое  глубинное  родство  связывает  бунинский  роман  с  тургеневским!  Тем  более,  что  в  обоих   случаях,  словно  компенсация  невостребованных  чувств  -  рождение  новых  произведений.  А  самое  главное  -  создание  неординарных   женских  образов.  Ведь  найдётся  немало  свидетельств  тому,  что  всё  позднее  творчество   Бунина   проходит,  словно  под  знаком   трагической  любви.  Особенно  это  относится    к  знаменитому  сборнику  новелл  -  «Тёмные  аллеи».  Ведь  в  нём  открывается   не  только    высшее  мастерство   Бунина -  лирика,  непревзойдённого  мастера   художественной   прозы,  в  какой – то  мере,  даже  философа  -  раскрывается  его  собственная   человеческая  судьба,  наполненная  острым   драматизмом.  Проглядывают  в  этих  произведениях  особенности  бунинского  характера,  его  натуры,  способности   глубоко  и  страстно  любить    женщину,  а   вместе  с  ней  весь  окружающий   мир  российской  действительности,  особенности  и  красоты  русской  природы; особенности  самой  русской  жизни...
Вот  что  писала  своему  брату   Дмитрию  Муромцеву   Вера   Николаевна:  «Любовь  -  дар,  который  так  же  редок,  как  и  всякий  талант».  (1934  г.).
          Безусловно,  дар  этот  видела  она   в  своём  муже...  Бунина  трудно  даже  представить   с  другим  характером,  и  с  другой  судьбой.   При  этом,  простой   смертный,  едва  ли  перенёс  бы   все  те  бесконечные  страдания,  разочарования  и  потери,  приготовленные  ему  судьбой.  И  как  ни  жестоко  это  звучит,  самые  горестные  события   его  жизни,  наиболее  ярко  отражались  в  его  произведениях.
Уже  в  семнадцать  лет,  испытывая  любовь,  он  пишет  стихотворение,  в  котором   присутствует,  столь  характерный,  именно  для  зрелого  Бунина,  элегический  мотив:

                «О  светлых  днях,  прошедших  днях
  Былого  праздника  любви,
  О  поцелуях  и  мечтах
  Не  вспоминай,  не  говори!
  Но  вспомни,  как  я  ревновал
  И  как,  ревнуя,  я  страдал  -
            И  ты  поймёшь, как  я  любил
          И   как  тобою  дорожил!.."

            Чудится,  будто   эта  любовная  исповедь  обращена  к  Эмили  Фехтер,  и  написана,  спустя  много  лет  после  знакомства  с  нею,  когда  состоялась  их   «фантастическая»   встреча...   
1938  год.  Лауреат  Нобелевской  премии,  Иван  Алексеевич  Бунин   совершает  поездку  по  Прибалтике.  Пятого  мая,  в  Таллиннском    театре   «Эстония»  состоялся   блистательный   вечер,  в  конце  которого,  толпа  поклонников  окружила   писателя...  Кто  бы  мог  подумать,  что   здесь  находится   и  она...  Эмилия  Васильева  Фехтер.  Та,  самая,   служившая   в   1885   году  гувернанткой   в  семье  винокура   О.К.  Туббе  -   помещиков  Бахтеяровых   в  Глотове...  Кто  бы  мог  поверить,  что  ослеплённый  лучами  славы  Нобелевского  лауреата,  он  узнает  её.
           Но  совершилось  нечто,  совершенно  чудесное:  небрежно  раздвигая  руками  окружавшую  его  толпу,  Бунин   устремился  к  ней  со  словами:
           -  Эмилия?  Ты?! 
          ...Остаётся  лишь  добавить,  что  приведённое    выше   стихотворение  было  написано   18  апреля   1887  года,  в  селе  Озерки,  под  заглавием  -  «Посв.  А. В. Р-ой».
           Понятно,  что  Э.  Фехтер   отношения   к  нему  не  имеет.  Хотя,  несколько   раньше,  в  Глотове.  Совсем   ещё  мальчиком,  он   «страстно»  и   «тотчас»  влюбился  в  неё,  в  Эмилию...  И  потом,  спустя  почти  полвека,  так,  сразу,  узнал  её.  Ведь  это  поистине,  уникальная  память  сердца.  И,  наконец,  какую  чудную,  почти  мистическую   ассоциацию   воссоздаёт  это  стихотворение.
Что  же  говорить  тогда  о  зрелой  мужской  и  настоящей  любви,  какую  испытывал  он  к  Варваре  Пащенко,  по-настоящему  первой  своей  женщине...  Думалось  ему,  наверное,  что  пренебрегая   всеми  условностями  общества,  осчастливит  его  эта  женщина,  на   всю  жизнь.  А  чем   всё   обернулось...  И  вот  они  строчки  другого  стихотворения:  «Но  для  женщины  прошлого  нет:  Разлюбила,   и  стал  ей   чужой».   (Одиночество,  1903 г.).
         А  он  жаждал  счастья,  любви,  любил  и  хотел  быть  любимым.  Перешагнув   тридцатилетие,  И.А. Бунин  пережил  не  только  любовную  драму.  Дикая  нищета   разорила   родное  гнездо,  развела  по  чужим  углам  семью.  Но  даже  вопреки  этому,  первые    импульсы  творчества  рождали  в  душе  радостные  предчувствия.
         Рядом  с  возлюбленной,  провёл  он  годы  своего  творческого  становления.  И   как   же  мучительно  было  расставаться   с  нею.
           «Не  ведала,  что  творила,  ища  выгодного  мужа,  -  говорила  о  Варе  Пащенко,  её  приятельница   А.А.Женжурист.  -  Любил   Ванечка,  конечно,  не  ту,  какой  была  в  действительности  его  избранница.  И  вряд  ли  эта  любовь  была  последней...»
         Довольно  точно  здесь  подмечено  свойство  обманутой   любви:  она,  как  правило,  неистово  живуча,  и  более  того,  ей  свойственно  принимать  желаемое   за   действительное.  Предмет  обожания  представляется  любящему  человеку,  лишь  таким,  каким   он   его  воображает.  А  убеждаешься   в  этом,  читая   самое  сокровенное  -  письма   Ивана  Алексеевича   к  Варваре:  безудержно  нежные,   исполненные   любви.  Любви,  какой-то   тревожной,  отчаянной,  будто  бы   заведомо   обречённой.
При  этом,   весь  характер  этих   писем   так   живо  напоминает  письмо   героини  романа  «Жизнь  Арсеньева»,  Лики.
  Вообще  же,  при  сопоставлении   двух  историй,  реальной  и  художественной,  в  сознании  читателя   возникает,  скорее,  оригинальная   анти -  параллель,  нежели,  традиционная  параллель.  И  тут  в  памяти  возникает  анекдотическая  версия  о  том,  что  А.С.Пушкин   в  образе  Татьяны  Лариной   воплотил  самого  себя,  свои  чувства,  переживания  и  т. д.   Смутная  ассоциация  переходит  в  удивление,  когда   читаешь  у
В.Н.Муромцевой  -  Буниной,  буквально  следующее:  «Не  Лика  списана   с  Пащенко.  Бунин  воскресил  свои  чувства  к  ней».  Вот  такой,  мудрёный   психологический   кроссворд...
      Те  же  примитивные  попытки  узнавания,  едва   ли  применимы  и  к  новеллам  из  цикла   «Тёмные   аллеи»,  сюжеты  которых  имеют  шифр,  ещё  более  мудрёный:  конкретно   из  жизни  берутся   только  примечательные   детали...  Так,  на  знаменитом  вечере  в  Таллинне,  расставаясь  навеки,  после  долгой  беседы,  Эмилия   поцеловала  Ивану   Алексеевичу  руку.   И,  как  один  из  дорогих  и  памятных   моментов,  связанных  с  его  далёкой   юностью,  с  потерянной  родиной,  Бунин  запечатлел  его  в  ключевой  новелле  -  «Тёмные  аллеи»,  как  немногословный  впечатляющий   финал:  «Она  подошла  и  поцеловала  у  него  руку,  он  поцеловал  у  неё...».
...Итак,  страстная  любовь  к  Варе  Пащенко  не  принесла   ему  счастья.  Однако,  не  меньшим  драматизмом  отмечен  и  последующий  официальный  брак  с  красавицей  Анной  Цакни.  Слишком  быстро  выяснилось,  что  они  совершенно  разные  люди.  Потому  и  расстались,  даже  вопреки  тому,  что  ожидали  ребёнка...  Этот,  оказавшийся   единственным  у  Бунина  ребёнок,  сын  Коля,  умер  пятилетним,  от  скарлатины...
Вскоре  после  разрыва  с  Анной  Цакни,  Бунин  писал  брату:   «Давеча  я  лежал  часа   три  в  степи,  и  рыдал,  и  кричал,  ибо  большей  муки,   большего   отчаяния,  оскорбления  и  внезапно  потерянной  любви,  надежд,  всего,  что  может  быть  не  пережил   ни  один  человек...   Как  я  люблю  её,  тебе  не  представить...   Дороже  у  меня  нет  никого».
          Это  ещё  одно  свидетельство,  -  частное  интимное  письмо -  жестокой  платы   за  тот  самый   благословенный  дар:  умение  любить.  Любить  многократно,  и  всякий  раз  иначе,  по – новому,  словно  бы  открывая  при  этом  новую  грань  этого  чувства;  или  своей  души.
А  спустя  много  лет,  Бунин  скажет  жене  своей,  Вере  Николаевне,  буквально  следующее:  «Если  к  Лопатиной  моё  чувство  было    романтическое,  то  Цакни  была   моим  языческим  увлечением».  Вероятно,  это  была  дань  красоте  языческих  богинь.  Ведь  судя  по  фотографии,  эта  женщина  (полугречанка)  была   удивительно  красива.
И  как  тут  не  вспомнить  бунинскую   благоговейную  запись  о  «женском  теле»!  Однако,  если  бы  всё  ограничивалось  «материальной»   стороной,  не  нанося,  столь  глубоких,  сердечных    ран!   Ведь  бунинские  чувства,  в  любом  случае,  обладали   мощным    духовным  началом.  И  потому,  так  сильно  ранили  его  душу,  доводя  до  мыслей  о  самоубийстве.  «...Я  хотел  покончить  с  собой  из  -  за  Варвары  Пащенко,  -  говорил  Бунин  Ирине  Одоевцевой.  -  Из  -  за  Ани,  моей  первой  жены  тоже,  хотя  её  по  -   настоящему  и  не  любил.  Но  когда  она  меня
бросила,  я,  буквально,  сходил  с  ума.  Месяцами.  Днём  и  ночью  думал  о  смерти»...
Вот   настолько  глубоко,  и,  в  сущности,  на  всю  жизнь  западают  в  душу   писателя    все  его    увлечения  и  романы.  А  всё  пережитое,  так  или  иначе,  отражается    в  его  произведениях.  Удивительны  лишь  способы  переплавки  реальных  событий  и  лиц  в  художественное  повествование.  Реальность  и  вымысел  сливаются  у  него,  словно  бы  по  тайному  рецепту,  который  он  до  конца  дней,  так  никому  и  не  передал.  Лишь  невольно  возникающие  ассоциации   могут  навести  читателя   на  какие-то  догадки,  домыслы...  К примеру,   взять  Надежду  (Тёмные  аллеи).  Цыганистая  красавица...   Вся  она,  какая  -  то  ярко  огненная,  и  своей  внешностью,  и  характером,  и  любовью...  Казалось  бы,  что  у
неё  общего  с  Верой  Николаевной  Муромцевой  -  «тихой  барышней  с  леонардовскими  глазами»,  как   писал  о  ней   Борис  Зайцев... 
Однако,  вспомним  Надежду,  вдумаемся:  тридцать  лет  безответной  любви  к  человеку,  бессердечно  бросившему  её!  «Сколько  проходило  времени,  всё   одним  жила.  Знала,  что  давно  вас  нет  прежнего,  что  для  вас  словно  ничего  и  не  было,  а   вот...».   
(Тёмные  аллеи).  Разве  не  угадывается  в  этой   простой  русской  женщине,  нечто  близкое,  присущее  характеру  Веры  Николаевны  -  так   на  неё  не  похожей,  но  в  той  же  мере,  преданной   своей  единственной  любви.  И  разве  возникло  бы  такое  сходство,  разве  создал  бы   Иван  Алексеевич  этот  удивительный  женский  образ,  не  понимая   и  не  ценя  свою  замечательную  преданную  ему  жену.
           «Люблю  ли  я  её?  -  говорил  он  Борису   Зайцеву.  -  Разве  я  люблю  свою  руку  или  ногу?  Разве  замечаю  воздух,  которым  дышу?   А   отсеки   руку  или  ногу,  или  лиши  меня  воздуха,  -  изойду   кровью,  задохнусь  -  умру...».
         Именно  так,  наверное,  и  любят   жён,  верных,  преданных,  покорных,  даже  не  понимая  этой  любви  до  той,  самой  страшной   непоправимой  беды.  Но  ведь  Бунин,  с  его  чуткой  и  тонкой  душой  не  мог  не  сознавать  очевидного.
               Не  просто   единственной,  преданной  ему  на   всю  жизнь  стала  для   Вера  Николаевна,  -   она  была  для  него  необходимой.  Испытывая  к  нему  тихое  и  глубокое  чувство,  она  вносила  в  его  мятежную  душу  умиротворённость,  покой   и  нежность.  Словно  бы  предвидя  и  принимая  весь  грядущий   драматизм  супружеской  жизни  с  Буниным,  она  отважилась  написать  о  Пащенко,  буквально  следующее:  «Варвара   Владимировна  поступила  правильно:  такая  женщина  не    должна  быть  женой  творческого  человека.  Для  этого  в  её  натуре   не  было  необходимых   черт...».
  А  как  необычны  её  слова,  передающие  её  знакомство  с  Буниным:  «...Вот  с  каким   сложным  и  столько  уже  пережившим  человеком  пришлось  мне  познакомиться   4  ноября   1906  года,  по  -  настоящему  познакомиться  и  потом  прожить  сорок  шесть  с  половиной  лет,  с  человеком,  ни  на  кого  не  похожем,  что  меня  особенно  пленило».  Читая  далее  страницы  книги  В.Н.  Муромцевой  -  Буниной  -   «Беседы  с  памятью»,  убеждаешься  в  том,  что  Бунин,  в  свою  очередь,  угадал  и  почувствовал  в  своей  новой  подруге  таинственное  душевное  родство,  тонкость  её  натуры,  располагающей  к  общению,  доверительному  и  сокровенному. 
       «Однажды,  -  пишет  она,  -  когда  я  зашла  к  Ивану  Алексеевичу,  он  поведал  мне  своё   заветное  желание  -  посетить  Святую  землю.  -  Вот  бы  хорошо  вместе!  -  воскликнул  он.  -  С  вами,  я  провожу  часы,  и  мне  никогда  не  бывает  скучно,  а  с  другими   и  час  полтора  невмоготу...
Я  много  знала  о  его  прежней  жизни,  хотя  он  рассказывал  отрывками,  а  не  подряд.  Узнала  о  его  первых  литературных  шагах...
В  феврале  Иван  Алексеевич  уехал  в  Петербург.  Без  него   я   всегда  чувствовала  ревность   к  его  прошлому.  Я   уже  много  знала  о  его  прошлой  жизни.  Вообще  в  наших  беседах,  он  больше  рассказывал.  Моя  жизнь   рядом  с  его,  казалась  мне  очень  бедной.  К  тому  же  он  никогда  меня  о  моём   прошлом  не  расспрашивал,   может  быть,  ему  казалось,  что  моя  жизнь,  была  обыкновенная  жизнь   молодой  девушки.
        Я  решила  называть  его  Яном:  во  -  первых,  потому  что  ни  одна  женщина  его  так  не  называла,  а  во  -  вторых,  он  очень  гордился  тем,  что  род  его  происходит  от   литовца,  приехавшего  в  Россию,  ему  это  нравилось».
      В  приведённом  отрывке  из  книги  удивляет   поразительная,  почти,  бунинская  искренность.  Более  того,  в  этих  подробных  воспоминаниях,  как  бы  намечается
особенность  их  дальнейшей  совместной  жизни.  Вот  что  ещё  говорит  Иван  Алексеевич:  «Я  придумал,  нужно   заниматься  переводами,  тогда  приятно  будет  вместе  жить  и  путешествовать.  У  каждого  будет  своё  дело,  и  нам  не  будет  скучно,  не  будем  мешать  друг  другу»...  Я  ничего  не  ответила,  так  как  уже  вошли  в  гостиную  пить  кофий,  а  я  подумала,  как  у  него  всё  неожиданно  и  как  он  ни  на  кого  не  похож!  Это  особенно  пленяло  меня  в  нём».  В.Н.Бунина  «Беседы  с  памятью»
          Эта  женщина  обладала  редким  даром,  имя  которому  -  благородство.  Именно  это  благородство  чувствуешь  даже  в  характеристиках   писателя  Бориса  Зайцева,  близко  знавшего  Веру  Муромцеву  ещё   «тихой  барышней  с  леонардовскими  глазами
из  старинной  дворянской  семьи».  «Леонардовские  глаза»  -  наверное,  это  загадочные  очи  мадонны  с  полотен  Леонардо  да  Винчи...  Но  Бог  наградил  её  и  другим  редким  даром  -  способностью  любить,  и  кротко,  до  конца  хранить  верность.  К  тому  же,  у  неё  был  незаурядный  литературный  талант.  Вера  Николаевна  жила  жизнью  своего  знаменитого  мужа.  И  не  только  в  самые  сложные  периоды  их  супружества,  но  даже  и  после  его  смерти.  Видимо,  жизнь  без  него  стала  настолько  бессмысленна,  что  даже  его  смерть  не  позволила   ей  опустить  руки,  пасть  духом.  Несомненно,  эти  её  беседы  с  памятью,  ставшие  позднее,  книгой  с  аналогичным   названием,  были  для  неё  спасением  от  боли  одиночества  и  продлением  жизни.  Возможно,  спасительным  было  и  сознание  своего  долга   жены  великого  человека.  И  Вера  Николаевна  ни  в  чём  не  уступала  подвижничеству   жены  Ф.М.Достоевского,  Анне  Григорьевне,  о  которой  так  много  было  написано  и  сказано.  Ведь  уже  в  1958  выходит  в  свет  её  книга  -  «Жизнь  Бунина».
          Но  всё  это  ещё  в  далёком  будущем.  А  тогда,  в  самом  начале  их  супружеской  жизни,  Иван  Алексеевич  Бунин,  обрёл,  наконец,  тепло  семейного  очага,  любом  и  уют.
   
                Похолодели  лепестки
                Раскрытых  губ,  по-детски  влажных,  -
                И  зал  плывёт,  плывёт  в   протяжных
                Напевах  счастья  и  тоски.


                Сиянье  люстр  и  зыбь  зеркал
                Слились  в  один  мираж  хрустальный  -
                И  веет,  веет  ветер  бальный
                Теплом  душистых  опахал.


             Это  одно  из  самых  светлых  стихотворений  Бунина  (Вальс)  было  написано  в  год  знакомства  с  Муромцевой.
       Впереди  их  ожидало  двадцать  лет  счастливого  супружества,  омрачаемого,  разве  что   внешними  бурями,  глобальной  исторической  катастрофой   1917 – 1920  годов.
         Казалось  бы,  истерзанная  страстями  и  невзгодами,  душа  его   обрела,  наконец,  умиротворённость.  И  кто  бы  мог  подумать,  что  немолодого  уже,  Бунина  постигнет   эта  самая  большая  и  полная  трагизма,  любовь.
         Думая  о  чёрных  мыслях   Ивана  Алексеевича,  о  том,  что  из – за  несчастной  любви,  он  готов  был  свести  счёты  с  жизнью,  невольно  вспоминаешь   четверостишье   Фёдора   Тютчева:

              И  кто  в  избытке  ощущений,
              Когда  кипит  и  стынет  кровь,
              Не  ведал  ваших  искушений
              Самоубийство  и  Любовь!
                (Близнецы).

       
          Удивительно  похожи   их  человеческие  судьбы;  похожи  их  сердца,  словно  обречённые  судьбой   сгорать  в  огне  неутолённых  чувств,  и,  разбиваться,  падая  на  камни  житейских  условностей... 
       Вот  что  сказал  об  этом  стихотворении,  Иван  Алексеевич   А.В.Бахраху:   «Знал  что  -  то  этот  великой  старик...  Какая  умница!  Нет.  Толстой  ошибался,  говоря,  что  умнее  Фетушки  человека   нет.  Где  уж  тут  «Фетушке»!»
        Какое  же  знание  Тютчева  имел  в  виду  Бунин?  К  чему  относил  его?  К  знанию  ли  человеческой  чего – нибудь  о  душе  человеческой,  чьей-то  конкретно.  Или  это  знание  чего  -  то  сокровенного  о  любви.
        В  стихах  самого  же  Бунина,  любовь,  чаще  всего,  как  минувшее,; навсегда  утраченное  счастье:


                Печаль  ресниц,  сияющих  и  чёрных,
                Алмазы  слёз,  обильных,  непокорных,
      И  вновь  огонь  небесных  глаз,
                Всё  помню  я...  Но  нет  уж  в  мире  нас
      Когда – то  юных   и  блаженных!



                Откуда  же  являешься   ты  мне?
                Зачем  же  воскресаешь  ты  во  сне,
                Несрочной  прелестью  сияя,
                И   дивно  повторяется   восторг,
                Та  встреча,  краткая  земная,
                Что  бог  нам  дал,  и  тотчас   вновь  расторг.


            Стихи  эти,  словно  повторяют  извечный  сюжет  любовных  увлечений  Бунина,  и  вместе  с  тем,  самое  мучительное  из  них.  Так  уж видно  устроена природа, что  людям, выдающимся, наделённым  высоким  поэтическим  даром,  свойственно,  образно  выражаясь,  «выходить  из  берегов»,  невольно  ломать  житейские  стереотипы.  И  уж,  конечно; мудрено,  оставаться  безупречными  в  браке.  А  потому,  столь  многолетнее  супружество  у  Бунина  могло  быть  только  с  Верой  Николаевной  Муромцевой.  К  этой  мысли  приходишь,  благодаря  множеству   сохранившихся  свидетельств  и  документов.   Вместе  прожито  много  лет,  оставалась  позади  молодость,  разлука  с  Россией,  бесчисленные   невзгоды  эмиграции  -  всё  это,  они  пережили  вместе...  И  вот...  Встреча  с  Галиной  Кузнецовой.




    Галина  Слёзкина.