О добре и доброте

Михаил Шамин 2
      Что есть добро? Это всё хорошее и полезное для отдельной  живности и человека в том числе; это всё созидающее и жизнеутверждающее для экосистемы и государства, т. е для живностей и людей вместе взятых.
     Хорошее и полезное для человека включает в себя много чего, много всякого добра надобно человеку для жизнедеятельности и обретения счастья.  При этом, у каждого от  того, что для счастья уже есть и чего пока не достаёт, а также с возрастом, набор необходимого добра меняется. В общем, добро человеку всё, что  удовлетворяет его потребности или способствует этому.  Это  наличие полезных и необходимых вещей, наличие источника существования, это и ум, красота, здоровье, семья, достойное общественное положение, полезная  информация, хорошая музыка,  востребованность в обществе и возможность реализации своих способностей и т.д., и т.д.
     Каждый знает сам, чего ему не хватает, знают все и откуда оно всё берётся и как достаётся, поэтому об этом не будем.  Не будем и о том, как без труда вынуть рыбку из пруда, или получить тайные знания  как разом покончить со всеми своими проблемами, потому что таких знаний просто нет. Но о чуде всегда мечтали и мечтают. Наши предки мечтали о манне небесной, помощи ангелов хранителей и самого Господа, когда надеяться было больше не на кого. Мечтали и о бескорыстной помощи окружающих, их добром к себе отношении, и хотели, чтобы добрые отношения вообще были нормой поведения.
     И вот, разговор дальше как раз и пойдёт именно об этом "чуде", об этом важнейшем  из необходимого человеку «ассортимента»  добра - добром отношение окружающих,  о бескорыстии во взаимоотношениях, об условиях и причинах их проявления. Под этим имеется в виду следующее: внимание, участие, поддержка, прощение, защита, совет, помощь делом и материальная помощь, и всё, разумеется, бескорыстно.
     Делать доброе в кругу родных и близких, это потребность, это на уровне инстинкта, это от того, что чувствуешь в близком как бы продолжение себя. В конце концов добрые отношения в кругу близких просто необходимость, хотя бывают не всегда, и это «не всегда» осуждается.
      Но дальше будут рассматриваться отношения между теми, кто друг другу не родственники. Добрые отношения с чужими также важны, особенно ежели соседи, коллеги, сослуживцы. Однако добрые отношения с чужими и незнакомыми природой не запрограммированы (по её «программе» мы соперники), поэтому, если добрые отношения с не роднёй не складываются, то об этом лишь сожалеют, а не возмущаются. Не запрограммированы, но всё же имеют место - жизнь заставляет: сплачивает и роднит общее дело, общее горе, общий враг, одиночество. В таких ситуациях люди становятся друзьями, и роднее родных порой.
    Сразу отметим, в кругу близких (родственники и с кем сроднились) доброе творится как бы само собой, особо не задумываясь - так надо, а между совсем посторонними творится уже осознано, с умыслом.

      Идём дальше. Для достижения своих целей, люди используют грубую и ласковую агрессию, это на уровне инстинкта, а при  развитом интеллекте, то есть уже на сознательном уровне, усиливают "агрессию" хитростью и расчётливостью. Если кто ласкается, задабривает, значит, чего-то хочет от тебя, значит, преследуется какая-то корысть. Можно ли считать, что в таких случаях свершается добро? Нет. Когда, задабривающий, извлекает для себя корысть, в миру это за доброе дело не считается.  Это называется я тебе – ты мне. Когда же доброе делается бескорыстно, вот тогда это уже добро, которое считается истинным. Вот им, истинным, и займёмся, поищем его в житейских коллизиях.
     Говоря о бескорыстии, обычно подразумевается отсутствии материальной выгоды прямой или косвенной в ответ за содеянное доброе дело. Но кроме материальной есть ещё морально психологическая заинтересованность. То есть, бескорыстно, якобы, помогая людям словом ли, делом, подачкой, человек при этом вольно или невольно стремится к психологическому комфорту. То есть, надеется, что в ответ за доброту свою его станут уважать, чем-то  будут обязаны,  при случае могут выручить, защитить и, вообще, зла тебе не сотворят. Таким путём подсознательно, но бывает и сознательно, сажают человечка на «крючок добра», и истинность такого добра, конечно, спорна.
      Однако имеет место всё же абсолютно бескорыстное, даже в ущерб себе, стремление  помочь малому и слабому, больному и беззащитному человеку и вообще всему живому. Это врождённый инстинкт, инстинкт сохранения  Жизни Земной и, заодно, себя в ней. Такое развито особенно у педагогов от бога, вкладывающих умное и доброе в детские головки, у врачевателей. Встречается такое и у животных, вскармливающих чужих детёнышей. Геройские поступки из того же разряда. Такое добро уже действительно истинное.
     Теперь о добродетели, исходящей от любящего. Любовь, она разная.  Когда мы любим кого-то, или что-то,  мы идём с добром к этому источнику услады для нас (реальной, или воображаемой, духовной или физической) в надежде желанную утеху получить или продлить её, или отблагодарить за всё хорошее. Пожалуй, такое добро в целом можно считать истинным.
    Но есть любовь от действия гормонов, придуманная природой для продления рода. Под действием гормонов молодые (и не молодые) становятся влюбчивыми и доверчивыми. Такие влюблённые готовы бескорыстно осчастливить объект любви и весь мир заодно.  Это психологическая  подготовка для  надёжного соития и создания благоприятных условий для выхаживания возможного потомства.  Если в результате этой любви родится дитё, значит, сотворилось добро самое истинное. Однако попутно и расчётливости немало бывает  в этой гормональной любви, то есть, свершается добро с примесью корысти. Что поделаешь?  Всё не просто, всё так сложно в жизни нашей, что не разложишь всё по полочкам.

  А вот ещё такое добро имеет место: если сделаешь кому хорошо, или  улыбнулся, поздоровался, и видишь, что ему хорошо, то и тебе становится хорошо – такая вот психология.    Хорошо нам и тогда, когда кругом всё ладненько и складненько, никто не мучается, не страдает и в природе порядок - тогда и тебе спокойно. Так почему же не посодействовать этому добрым делом? Ты в таком случае сам себе создаёшь настроение, успокоение, обретаешь чувство безопасности посредством улыбки и здрасте, облагораживанием окружающей среды. Не зря ведь поётся: "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся", - настроения ведь передаются, и, как аукнется, так и откликнется.

   Мудрый, если ему неймётся, старается делать бескорыстное доброе ненавязчиво, ибо не сотворишь добра – не наживёшь врага. Врага хотя бы  потому, что облагодетельствованный зачастую не хочет попасть в зависимость  к благодетелю (на крючок добра, то есть), а завистник со стороны посчитает, что доброхот ищет дешёвого авторитета, и обольёт грязью. А так, тихонечко сделал доброе и самоутвердился, не зря, мол, живу, зачтётся где-нибудь.

   Встречается и такое бескорыстие: человек, особенно к старости, инстинктивно стремится оставить о себе добрую память. Поэтому-то и спешат престарелые делать добрые дела, когда жить осталось  не много.  Подобным озабочены и некоторые богатенькие, имеются в виду меценаты,  жертвователи сиротам, а кто-то жертвует храму, надеясь, что на том свете ему зачтётся.   
   Можно сказать, что с возрастом у человека начинает проявляться потребность в творении людям добра бескорыстного, и она естественна, ибо таким образом человек подспудно готовится к бессмертию. Ведь если оно и есть, то только в памяти живущих - ты жив, пока тебя помнят. И надгробия потому ставятся, чтобы как бы продлить память об ушедшем - памятник вспоминать заставляет.

     Есть ещё такое явление, а именно, общественные деятели, политики, заявляющие о желании служить народу верой и правдой не щадя живота своего, то есть бескорыстно. Но это всё от лукавого, все их намерения обычно кончаются, когда доходит дело до дела. Хотя бывают и настоящие подвижники, они из когорты беззаветных героев, просветителей и врачевателей.

       Людей обычно делят на добрых и злых.  Кто такой добрый и что есть его доброта? Это человек отзывчивый, настроенный делать людям добро. По крайней мере, не делать зла, а это уже своего рода добро. А кто может позволить себе быть добрым? Сильный человек. Необязательно физически, но смелый, умный, жизнелюбивый. Сильный-добрый стремится к тому, чтобы и ему и окружающим его было хорошо, конфронтация ни к чему, ибо это удел злых и мелочных. Добрый предпочитает иметь друзей, с ними, помогая друг другу, ему строить своё бытие надёжнее.
    Это пример осознанной доброты. И истинности в ней столько, сколько бескорыстия. Дело в том (и это главное!), осеняя кого добром, добродетель лишает осенённых добром своим независимости от себя такого хорошего.

     Так называемое истинное, или якобы бескорыстное добро,  в человеческих взаимоотношениях, даже среди близких, встречается всё же не так часто. Человек слаб и умом несовершенен, а при этом хочет хорошо жить, другим не уступать, что к бескорыстию не подталкивает.
     Однако пастыри призывают к тотальной беспричинной взаимной любви, жертвенности  и добродетели. Религиозные мудрецы, уловивши момент, что любящий добреет и вообще делается этаким расхорошим, решили воспользоваться этим, и стали понуждать паству любить воображаемого Бога, якобы он безгранично добрый, и, тем самым, решили сделать паству зависимой от его якобы доброты, а, практически, стать зависимыми от самих попов. В итоге, возлюбить ещё и ближнего своего: вот люби — и всё, а то Бог осерчает, мало действует. Ведь некую эрзац любовь из себя понуждают выдавливать для улучшения якобы человечьих взаимоотношений, но тщетно, намерение хорошее, но помогает мало. Искренности и естественной потребности (она проявляется лишь в крайних обстоятельствах) в такой любви нет.
    Общественно-экономические отношения попы не учитывают; не хотят признавать, и то, что человек рождается животным, бытие  и его сознание определяет его поступки  больше, чем запугивание Богом и призывы возлюбить всякого как самого себя. Не учитывают они так же, что взаимоотношения, основанные на беспричинной взаимной  добродетельности, полюбовности между людьми, особенно если они чужие друг другу и ничем не связаны, это неестественно, так как по природе своей они соперники.
 
    Не стоит надеяться на добро от сильных мира сего (мол, делиться станут), на меценатов, на жертвователей, надеяться на воображаемого бога - всё это ненадёжно, скорее, иллюзорно.
    Надо выстраивать общественно экономические отношения так, чтобы людям не было причин делать друг другу зло, чтобы благополучие окружающих было залогом благополучия твоего, и наоборот.
   При частнособственничестве такого не достичь, оно разобщает, оно источник эксплуатации, унижения, оно сеет вражду, даже среди близких (делёжка наследства и т. п.).