Фальшивомонетчик

Виктор Болгов -Железногорский
"ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИК"
(рассказ о Свадьбе, сплаве по реке Мана, и фальшивой купюре)
 
1.СВАДЬБА

      17 июня 2016 – го памятного года, женил я сына Михаила. Как ни как 36 лет парню – давно пора! Настя его теперешняя супруга на 10 лет младше. Долгожданная, и наконец-то происшедшая свадьба была замечательная. Невеста сына, Настенька, в белом подвенечном платье и фате невесты, радовала сердца родителей, взоры гостей и была просто восхитительно-изумительна! Опытная специально нанятая Тамада – девушка, могла бы в цирке с фокусами выступать, а также разом ведущего антрепренёра, импресарио и клоуна заменить. Гости не скупились на комплименты и меньше на подарки. В конверты многие лишь по тысяче вложили, а то и по 500р. без дополнительных кругляшек – в основном родные и близкие раскошелились.  Но зато, где-то в киоске, купили целых две пачки шуточных денежных купюр ценой по 500р, да по100 евро и – рассыпали их по полу ресторана «Кристалл» перед столом жениха и невесты. Топчите – не жалко!  Как известно: «Деньги – зло, когда их мало». А эти – вообще фальшивка. Какой в том свадебный «прикол» не понимаю. Однако, - подобрал я две таких купюры с пола на память о свадьбе, сунул в карман пиджака – (хоть какой-то от них прок) и, забыл. В общем: гости, а в основном это была молодёжь – подруги и друзья молодых не очень оказались щедрыми. Не родители бы – получилось бы сплошное разорение. Внёс свою посильную лепту и я – папка жениха. Почти всё, что было скоплено (100 т.р) на счету Восточно-Сибирского сберегательного банка РФ в заранее заготовленный бывшей моей супругой конверт вложил в виде голубенькой сберегательной книжки на имя сына. Да бывшая моя 50 т.р. добавила. В общей сложности расходы превысили доходы. Молодые (и мы с ними) потратили 350 т.р. а выручили 320 т.р. Но не в деньгах счастье, а… в хорошей, счастливой, желательно безбедной  будущей жизни молодожёнов. Это им начальный капитал на погашение ипотеки за однокомнатную квартирку в 12 –ти этажном доме, по улице Алексеева, где-то за «Взлёткой! В районе начала «Ветлужанки».
          Поженились, значит, Миша с Настей, обменялись кольцами под торжественный марш Мендельсона, станцевали свадебное танго жениха и невесты.  Выпустили двух белых голубей на волю с крыльца ЗАГСа, что по пр. Мира. Нацеловались за свадебным головным столом под дружное скандирование: «Горько!». И не заметили – как свадьба прошла. Гости по домам разъехались.
          Подарки в квартиру невесты прибыли вместе с молодожёнами. Стали денежки считать. Подсчитали, но не прослезились. «И на том – спасибо!». Недолго думая, собранные денежки решили подкопить – и положили на долгосрочный счёт.
         
2. СПЛАВ ПО РЕКЕ МАНА

          Свадебное путешествие бы надо организовать, - а где деньги взять? Тут папка жениха, то есть я, вложил за них с последних денег 10 т.р. на культурно-романтический сплав по сибирской горной Мане реке.  И сам с ними на плоту от Берети до Усть-Маны пошёл.
          В пятницу с утра в Железногоске, где я живу, зашумел плотный дождь. До автобуса ещё 4 часа. Собираюсь я в поход на Ману, рюкзак набиваю всякой нужной и ненужной разностью. Слышу звонок по телефону. Поднимаю трубку. А на том конце провода, моя бывшая разлюбезная супруга, меня отчитывает: «Зачем в ужасную, дождливую погоду собрался сплавляться, да ещё детей за собой потянул. Откажись! Забери деньги назад!..»  Я отвечаю: «Во-первых, не кричи, перед походом не порть мне настроение. Во-вторых, Миша и Настя едут бесплатно. И если не хотят ехать – это их дело. Но деньги назад никто не вернёт!» И даже трубку бросил.
          Вопреки прогнозу погоды погода на Мане выдалась почти идеальная. Дождик лишь два раза покрапал; днём по крыше плота, и ночью по скатам непромокаемых палаток. не причинив особых неудобств.
          Команда туристов на плоту собралась смешенная, с нашего Железногорска 12 человек и из Красноярска 9 (с тремя детьми).
Среди красноярцев сплавлялись две молодых учительницы: «физичка» – преподаватель физики, и «француженка» - преподаватель французского языка. Сначала обе группы туристов из двух разных, хотя и очень близких, городов, держались несколько особняком, даже стол на плоту пополам был поделен. Но к концу похода сдружились. И песни пели под гитару нашей железногорки Светланы М, и вместе в бане, на берегу Маны, во время вечерней стоянки, парились. Потом дружно в сильно обмелевшую Ману окунались. Вода холодная, но после банного жаркого сухого пара холода не чуешь. Блаженство!
          Из команды обслуги запомнилась молчаливая, среднего возраста, плотного телосложения коренастая повариха Ира, (готовила хорошо), и молодой шустрый матросик, мальчишеского вида, светло-русый, вихрастый, с шальными голубыми глазами, по имени Ваня, что управлял веслом находящемся на «носу» нашего плота-корабля. Видом и бесшабашным, дурковатым поведением, этот Ваня походил на известного героя русских народных сказок о Иване дураке. Только что нос не вздёрнут вверх картошкой. На корме возле биотуалета, с таким же веслом-правилом, стоял его смуглый, загорелый напарник Саня. Ваня то и дело окликал его и "списывал на берег", если Саня не откликался.  Ещё Ваню забавлял факт, что на плоту, с ним вместе, сплавляются две учительницы. Тут он переключил всё своё неординарное насмешливое внимание на них. Особенно на «француженку», по имени Мария Николаевна, что была с беленькой слегка полноватой дочкой лет 10-12. Девочка подключилась к «игре словами» и приставала к Ване с просьбами: «Ваня, расскажи ещё что-нибудь». Но Ваня не особо обращал на неё внимание. И это сердило несколько капризную девочку. - "Ну Ваня, что ты молчишь, ты должен отвечать!» Мать девочки, что учительница французского, и её подруга «физичка» отвечали Ване шутками или отмалчивались. В основном не склонна была отвечать Ване серьёзная «физичка». Ване было в кайф подтрунивать над учителками, особенно над мамой девочки – училкой французского языка, да и над другими «пассажирами плота» не мало подтрунивал, кроме детей – коих он точно не замечал. Но чувствовалось - паренёк он добрый. И это сказалось на  речной заводи возле зелёного островка из водяных лилий. Двух детишек, что помладше, по островку на плечах покатал - позируя перед десятком фотоаппаратов.
На что полу-подросток,  дочка училки "француженки", обиженно дула губы и фыркала: "То же мне - конь!"
И нам, пассажирам плота, с нашим матросом Ваней не было скучно. Весь путь он балагурил без передыха. И чего только не рассказал о себе лично: и что это его лишь пятый рейс в первом в жизни сплаве по Мане, и что его из школы выгнали, и даже что где-то у него есть дочка четырёх лет, о которой он Ваня только недавно узнал. И что его бабушка – борец, а он сам в составе какой-то едва ли не дворовой команды, хоккеистов «Енисея» в футбол обыграл и с самим Ломановым старшим на руках боролся. И, разумеется, поборол.
          Во время движения по быстро текущей реке наш заядлый рыбак Михаил Б – известный мастер-кустарь, работы с берестой, удил рыбу Улов был удачный: хариус, пескари. После улова, Света Ф – мастер по плетению корзин из лозы – потрошила рыбу. Я ей помог пару раз.
          Повариха Ирина, из этой рыбы, сварила уху.  Ели всем плотом, да нахваливали!
          Если описывать все красоты реки Мана и её берегов – бумаги не хватит.  Живописные скальные таёжные сопки, одинокие редко-посещаемые кордоны лесников (Урман, Негнет), на правом берегу, где находится краевой природный заповедник «Столбы», плюс – палаточные городки и песни под гитару у костров… - всё это конечно завораживает и никого не может оставить равнодушным.
          Это раньше на Мане, сразу после прекращения по ней водным путём сплава леса, когда ещё направляющие «боны» не убрали, по Мане спускались «дикари» на самых разнообразных плавучих и полуплавучих сплавных средствах: кто –то вязал плоты из тяжёлых сырых брёвен, от чего те проседали вводу и сплавщики на них гребли самодельными вёслами-правилами стоя по щиколотку вводе.
          Первый мой сплав с друзьями в 1987 году был на таком вот бревенчатом плоту. Ходили по Мане и плоты сборные из больших надувных автомобильных камер с уложенными на них дощатыми помостами, и просто «резинки»: резиновые лодки, катамараны-рафты… Все украшенные флажками, и: то подобием пиратских парусов с пиратским же флагом, то в виде дракона… На одном таком большом плоту даже чёрный оркестровый рояль установили. За роялем сидел во фраке музыкант и играл. Далеко было слышно!..  Помимо гитар, играли и на гармошках, и на флейтах, и в бубны с бубенцами, как шаманы, били. Смотрелось сие девство оригинально, весело, и неподражаемо! Теперь такое не увидишь. Некоторые отчаянные головы сплавлялись на двух – трёх вместе связанных брёвнышках и чуть ли не в жестяных ваннах… А какие манские фестивали на манской поляне проводились!! Какие концерты с избранием «мисс Маны» устраивали!.. Теперь весь сплав взяли на себя турагенства. Самодельные плоты дикарей почти не встретишь. Гоняют их водные инспектора – требуют платной регистрации. Даже штрафуют – у кого такой регистрации нет. Везде и всюду главенствуют деньги!
          Романтика сплава осталась и в нынешнее время. Манские красоты никуда не делись. И гитары, и песни вокруг туристических костров звучат также, как и раньше.  Но есть на Мане во время массового, организованного туристического сплава, и огорчительные минусы: Огорчают крытые, как пивные павильоны, плоты с моторной тягой. Мало того, что моторы у них ревущие, так ещё динамики сильные и музыка иностранная типа рока по ушам «ударными» бьёт. Разве же на Ману за этим нужно ехать, к тому же рядом с Заповедным местом «Столбы»? Здесь надо наслаждаться таёжной, ещё мало затронутой цивилизацией красотой, птичьим многоголосьем, что не нарушает, а украшает природную тишину, за чистым воздухом и старой, доброй романтикой. А какая романтика в рёве моторов и включенных на полную мощь динамиках?!
К середине субботы, наш плот, носящий название «Антон Чехов», под управлением вперёд смотрящего Вани и с кормовым Саней, прошёл половину пути. Кто загорал на «верхней палуба», забравшись туда по лесенке. Кто играл в шашки или в карты за длинным столом. Света М пела своим мелодичным голоском, аккомпанируя сама себе на гитаре, Миша с Настей сидели в обнимку и любовались проплывающим мимо нас берегом… ну, а я – фотал.
          Раза три впереди плота Ману пересекали выводки уток. Мама утка впереди и за ней маленькие утятки.
          Первый раз Ваня, может только на словах, по своей шалой натуре или по-привычке, предложил: «Не наехать ли на утиный выводок?» Все сонно промолчали, точно не слыша Ваниного вопроса-предложения, или не веря в его реальное исполнение, но я откликнулся: «Не надо Ваня! Береги природу, мать твою!» 
          Мать-утка увела своё потомство целым к островку по середине манского тёмно-водного потока. Потом уж все пассажиры, завидев уток, пересекающих фарватер, кричали: «Тормози! - утки плывут» И Ваня с Саней тормозили.
          Несколько раз Ваня, якобы, терял какие-то свои дорогие вещи, часы, смартфон… и всё намекал, что туристы должны раскошелиться, и подсластить его пропажи, заодно, рассказать его начальству – какой он замечательный, бесподобный матрос. Правда в финале, матрос этот, направил плот на глазах своего начальства, в мелкую протоку и естественно посадил на мель.
          Ему с берега кричат: «Ваня, тебе же объясняли – левее держи, а ты что дурень делаешь!». А Ваня только смеётся: «Нормально, пройдём!..» И мы прошли! Но сначала взрослые пассажиры Ваниного плота (но не все) вынуждены были раздеться, спуститься в бурный поток и – помогать Ване да Сане сталкивать плот с мели. Среди выталкивающих плот с мели были: я, Миша и Настя. Настя девушка деревенская, выучилась в городе на психолога и логопеда, где и осела, но навыки простой деревенской жизни в девушке остались. Так что из всех дам, она, да ещё одна девушка, кажется с Базаихи, сталкивали плот с мели наравне с мужиками.
          Наш плот пришёл последним. Вдобавок, вся наша пассажирская орава не могла отыскать свой автобус. Автобус оказался на взгорке – куда Ваня, петляя между машин своим загорелым торсом худощавого подростка, услужливо повёл нас за собой. В самом конце, заглянув в салон автобуса, Ваня попросил пассажиров расписаться на его синей кепке бейсболке с эмблемой туристической его фирмы и уже покидая автобус, как напутственные слова, бросил через плечо: «Пошли вы в жопу!».

3. ФАЛЬШИВАЯ КУПЮРА

          Прибыв домой я в первую очередь покормил своего бело-рыжего кота Сибиряка по имени «Саня» и заглянул под вазочку в серванте – обе пятитысячные купюры лежали под ней. То, что одна из купюр не настоящая – мне и в голову не приходило. Я всё рассчитал. Десяти тысяч, если жить экономно, то точно хватит до конца июля!
          На следующий день после сплава, ко мне домой позвонила Наталья Евгеньевна Л. - известная в городе журналистка, ныне на инвалидности, но всё ещё работающая за маленькую зарплату в Центральном Городском Музее. Который, кстати, недавно погорел из-за прохудившейся проводки и по этой причине сотрудники музея лишились премиальных. На какие рассчитывала и Наталья Евгеньевна. По этому поводу и позвонила: «Витя, подскажи – у кого можно занять денег?» - «Сколько надо?» - спрашиваю. Тысяч пять до пенсии, а то у меня после уплаты за коммуналку осталось всего 90 рублей. Я диабетик – ты знаешь». 
          И тут у меня в мозгу произошёл натуральный сдвиг по фазе. Хорошо ещё «мозговая проводка» не сгорела.
          Может сплав по Мане повлиял, голова на солнце перегрелась, и сама таёжная река Мана, ещё в мозгу манскими перекатами бурлила и в черепушку головы, как в борта мутной водой плескалась.
          Не вспомнил я, - что после свадьбы сунул ненастоящие шуточную из пяти сотен купюру рядом с остатком нормальных денег, которых было совсем немного.  А жить мне на них до конца отпуска и ещё сколько-то дней до получки – больше месяца.
          И какой чёрт меня подтолкнул, не глядя, смешать то и другое, да и напрочь забыть об этом. Смотрю я лежат у меня в серванте, хрустальной вазочкой придавленные, две красненькие пятитысячные купюры. Это же – целые 10000!.. Потом, глядишь под конец июля, возьму в банке кредитную карту «Виза» - по которой со снятых с карты денег, в течении 40 дней проценты не берут – дотяну до получки! Эти рачительные соображения быстро отложились в моей пустой голове. А ещё подумалось: «Кто ещё Наталье Евгеньевне поможет, кроме меня – у неё же диабет!» Я дам 5000 рублей – говорю – у меня ещё 5000 имеются. Дней на 10 хватит. Отвёз, вручил. Помог! – оставив сам себя почти без копейки. На руках реальных 1150 рублей бумажками, ещё 135 копеек мелочью наскреблось. На карте «Маэстро», после банковских изъятий за ЖКХ – круглый ноль. На сберегательной книжке тоже около нуля. На это я и так не рассчитывал – помнил о нулевом балансе. Но не сильно беспокоился, наивно полагая, что под вазочкой ещё 5000 лежать осталось – богатей! Как не помочь уважаемой Наталье Евгеньевне – вот и помог! Получил дежурное; «Спасибо!» и «С пенсии верну». Сделал доброе дело – гуляй смело. И решил я, старый дурень, взять, как мне думалось, последние 5000 рублей и поехать с ними в интернет-агентство «Эридан» - чтобы оплатить отключенный интернет. Ныне без интернета жить почти невозможно! До того к нему привык! Одни литературные конкурсы чего стоят. Я же в одном из них участвую. И в других возможно со временем приму участие.  В тех, что бесплатно проводятся. О прочей интернет почте и не говорю. Заплачу рублей 300 - так мне ещё сдачи с 5000 тысяч до конца июля хватит. Прихожу в агентство, заполняю квитанцию на 500 рублей – и сразу же к окошечку, где касса.  - У меня – говорю – интернет отключен, наверно задолжал… - «Сколько?» – спрашиваю.  Миловидная девушка, сидящая за служебным компьютером, по ту сторону от меня, отвечает: «19 рублей».  – «Тогда вот квитанция - пополните пожалуйста» - и протягиваю девушке вместе с квитанцией 5000 рублей одной купюрой – будучи на 100% уверенным в получении сдачи. Девушка взяла купюру и пошла в соседнее помещение вроде как разменять. Вскоре вернувшись – отдаёт мне купюру со словами – «Такие деньги, я не приму. Проверить не чем, но вижу что-то не то.»
       - «Как не то?» – удивляюсь я – «и что- проверить нельзя?» –
       - «Нечем… - Мало того – я могу вызвать наряд милиции…»
Слово «полиция» еще не прижилось.
         - «Странно …» - кручу я купюру в руках и – только теперь замечаю на ней – надписи по краям красной пастой – отметки о прошедшей в Красноярске 17 июня 2016 года сыновьей свадьбе. У меня аж внутри всё похолодев оборвалось ниже живота к пяткам и пот холодный на лбу выступил. – «Ёлы-палы!.. Вот так в ситуацию я влип!.. – это же свадебная купюра!..» – молниеносно, как пуля, впилось в мою голову. – «Ой, простите это не настоящая купюра – я её в ресторане на свадьбе, с пола на память подобрал. Простите – я не специально».
           - «Какое ещё «Простите», гражданин!..  А если бы я приняла купюру… Вы же меня бы подставили!.. - Так что, звать милицию?!»
          Из-за соседней стойки откликнулась другая девушка – её коллега: «Зови – и дверь надо прикрыть, а то этот фальшивомонетчик сейчас дёру даст!»
          Я совсем растерялся.
          - «Но, я же говорю – что не специально. Зовите наряд, я никуда не побегу. Только интернет подключите. Мне очень важно. Вот у меня ещё 150 рублей есть – хотя бы на эту сумму. Я сейчас квитанцию перепишу. Это я случайно перепутал. Не ту купюру принёс.  Я же серьёзный человек – зачем мне вас обманывать. И бежать я не собираюсь. Поймите – это произошло случайно, по невнимательности».
          - «Ладно, идите на этот раз!..» - с сомнением в голосе, проговорила, сурово смотрящая из-за своего стола, девушка. И не взяла 150 рублей. Я машинально сунул их в карман брюк – всё ещё не понимая - что делать. 
          - «Идите – пока отпускаю и скажите спасибо, что наряд не вызвала» – точно ножом отрезала девушка, как бы подведя этой фразой черту.
          Но я всё ещё не уходил. У меня в кармане лежат последние 150 рублей, о которых я уже забыл, помню только, что совал их в окошечко…  - «Мне очень нужно – подключить интернет… -  и я вроде бы 150 рублей вам давал...»
          - «Нет это придел наглости – деньги он давал. Посмотри в карманах. Я их не взяла».
          - «Ой, извините – вот они… Я их в карман сунул. Простите…»
           - «Нет, всё гражданин - я лично вас обслуживать отказываюсь. Обратитесь в другое окошечко, может другие сотрудницы вас обслужат. А я могу только милицию вызвать!»
         - «Но я же не специально…» - бормочу покаянные слова я и, пристыженный, как оплёванный, наконец-то, понуро вышел за двери.
          От агентства до дома топать два квартала. Я их прошёл, мысленно ругая себя последними словами.
          До сих пор удивляюсь, -  как девушка милицию, то есть полицию не вызвала? По виду моему поверила, наверное, что случайно взял, не злостный фальшивомонетчик. Пожилой дядька. Однако сомнения на её милом, но сурово-нахмуренном личике читались, как почти состоявшийся Приговор: «Казнить нельзя помиловать». Оставалось только запятую в нужном месте поставить.
          Что бы потом было – одной Богине Правосудия известно. Надеюсь – разобрались бы. Общественность бы возможно вступилась. Миша с Настей о свадьбе бы рассказали и об злосчастных шуточных купюрах-приколах, рассыпанных по полу… Но нервов это бы стоило мне не мало, и в КПЗ бы, пока идёт следствие, пришлось посидеть в ущерб моего летнего отпуска и возможно здоровья. И на работе бы узнали. Ещё возможно штраф бы пришлось заплатить. Статью бы нашли и к Делу прикололи.
          После того глупого случая, когда я одновременно стал фальшивомонетчиком и остался без денег, - прогуливался я с сыновьим псом по кличке "Филя" на поводке по соседнему школьному двору, (теперь там располагается филиал педагогического института) выхожу с Филей со двора, смотрю на встречу по тротуару идёт бывший актёр самодеятельного театра эстрадных миниатюр и пародий (ТЭМП) - Вася Л. Не узнал я его сразу. После того, как он женился на молодой – изменился Вася. Из прежнего пузатого хохотуна-здоровяка превратился в ходячий скелет.
         - «Привет!» – остановил он меня.
         - «Вася, ты?!» – удивился я – вглядываясь в лицо Васи и поражаясь его худобе.  – «Не узнал сразу. Похудел-то как!..»
         - «Да, похудел» – соглашается без малейшего огорчения на это явно выраженное обстоятельство Вася и с ходу – «выручи деньгами! Очень нужно!..».
          Пришлось отказать. Самому бы кто дал.