Долго Карелия будет сниться

Андрей Тернов
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать с экскурсией на Соловках. И с той поры появилось желание попутешествовать по Карелии, полюбоваться природной красотой, впечатляющими водопадами и озёрами, ощутить дух древности, святые места, познакомиться с историей этого удивительного края. А тот факт, что моя прабабушка – карело-финка, и вовсе предопределил желание посетить родные места. И вот недавно эта мечта сбылась. По туристической путевке на четыре дня мы с сестрой отправились в Карелию.
Первый день оказался насыщенным. Молниеносно познакомившись с гидом, наш путь лежал к водопаду Кивач, расположенный в 70-80 километрах от Петрозаводска. Этот водопад своей красотой и мощностью привлекал внимание туристов еще в 19 веке. Ему посвящена ода “Водопад” Г.Р. Державина, который был некоторое время губернатором Карелии. И сегодня он не менее величав, полюбоваться струящимися по речным порогам водам приезжают туристы со всей страны. Водопад Кивач - второй по величине, после Рейнского, равнинный водопад Европы. Что удивительно, после посещения водопада почувствовал новый прилив сил, да и воздух, наполненный лесным ароматом и речной свежестью, благоприятно действовал на организм.  Надо отметить, что Карелия славится своим чистейшим воздухом, ведь в этом северном крае насчитывается более 60000 озер, рек и речушек.
Насладившись водной прохладой водопада, поехали дальше. Остановились в небольшом городке Медвежьегорск, который по старому преданию назван в честь горы, по рельефу похожей на силуэт сидящего на речном берегу большого медведя. Легенда, кочующая из поколения в поколение, гласит, что однажды охотник встретил одиноко гуляющего по лесу медвежонка и забрал его к себе домой. Косолапый быстро подружился с маленьким сыном своего спасителя. Они всегда были вместе. Но вскоре медвежонок вырос, стал большим медведем. И однажды, крепко обняв своего друга, не рассчитав свои силы, задушил мальчика. Горюя о сыне, охотник не посмел убить медведя, но и видеть его, принесшего горе семье, не мог. Тогда он увел его в глухой лес и отпустил на волю. Люди, живущие в окрестности, долгое время слышали страшный рев медведя, а потом наступила тишина. Когда они пришли в лес, то увидели на поляне, усыпанной ягодами, где ни одна ягодка не была съедена, бездыханное тело медведя. Он умер от голода и тоски по родным ему людям.
На следующий день поехали в город Беломорск, по пути гид рассказал о страшной истории строительства в тридцатые годы прошлого столетия Беломорканала, на которой трудились десятки тысяч заключенных ГУЛАГа. Создать этот канал пытались ещё в царской России, но ничего ничего не выходило. Использовать при строительстве канала заключённых Соловецкого, а впоследствии и других лагерей, предложил Натан Френкель, который и руководил строительством этого гиганта. По самым скромным подсчетам от голода, непосильного труда и болезней умерло от 100 до 200 тыс. человек. На крови и костях пролег водный путь длиной 227 километров от Онежского озера до Белого моря. Построен канал топорами и лопатами за очень короткий срок, где-то чуть меньше двух лет. Старое поколение помнит, были папиросы с именем канала, нарисованной на пачке картой европейской части нашей страны. И строили его для прохождения торговых судов. Сегодня на нём можно увидеть чаще туристические суда.
Беломорск знаменит не только каналом, но и петроглифами – наскальными рисунками (резьбой по камню) с изображением сцен охоты и быта. Примечательно, что за несколько тысячелетий до нашей эры древние люди (предположительно, предки саамов) имели лодки, охотились на китов, стреляли из лука и устраивали лыжные соревнования (самое древнее в Европе изображения человека на лыжах именно здесь!). Так и хочется назвать Карелию прародиной биатлона.
Основную часть экскурсантов в первый день отвезли в Кемь, откуда они должны были затем поплыть на Соловки. А нас двоих вернули обратно в Петрозаводск, где располагалась наша гостиница. И всего-то 400 км! Для Карелии это не расстояние. При протяжённости 800 км. население Карелии составляет всего около 600 тыс. человек. Достаточно хорошие дороги  почти на всё пути практически пусты, и через 4 часа мы были уже в гостинице.
Во второй день нас ждала приятная и удивительно красивая поездка на остров Кижи (ударение на первый слог, так принято у карелов во всех названиях), славящийся древним деревянным зодчеством без применения гвоздей. Купола-луковки церквей кажутся невесомыми, а воздух, вобравший в себя аромат свежескошенной травы и запах старых деревянных построек, которых свезли туда из разных уголков Карелии. Кижи – это музей под открытым небом, сохранивший до нашего времени обряды старины и эпическую поэзию. И кто хоть однажды побывал на острове, то в памяти сохранит впечатления от увиденного, от сказочной природы, зеркальной водной глади, старины и святых мест.
Вечером нас ждала пешая экскурсия по Петрозаводску – столице Карелии. Город за последние годы приобрел современный вид, появились многоэтажные привлекающие своей архитектурой здания, на дорогах в основном автомобили – иностранные марки, но и старенькие троллейбусы, курсирующие по городу, еще не списаны со счетов. Петрозаводск младше Петербурга всего на 1 месяц, так как его основание было также стратегически важно для Петра Первого. Здесь он открыл завод для отливки пушек с ядрами, которые были так нужны для войны со Швецией. Петрозаводск – город воинской славы. В самом начале войны Петрозаводск подвергся нашествию финских армий, выступивших на стороне Гитлера (финны ещё и мстили за советско-финскую войну!), оккупация длилась с 3 октября 1941 года по 28 июня 1944 года. На территории города оккупантами было создано 11 концентрационных лагерей. Теперь же город побратим Варкаус подарил Петрозаводску памятную скульптуру “Дружбы”, а сама Финляндия проводит у себя хоккейный турнир Карьяла, что в переводе означает Карелия (karja по-фински скот, видимо, древние занимались здесь скотоводством). А вообще на берегу Онежского озера в Петрозаводске насчитывается 10 изваяний-подарков, и это называется Парком скульптур. Экономика Карелии основывалась всегда на разработке месторождений полезных ископаемых, на переработке и добыче природных богатств, на основе которых и была создана целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, металлургическая промышленность. Но большинство предприятий сейчас закрыты, и люди, в основном, занимаются частным бизнесом и туризмом.
На третий день мы сначала отправились на гору Сампо, которая упоминается в древнем карельском эпосе Калевала, как мельница счастья. А вообще хочется сказать, что именно на этих землях сохранилось большое количество древних преданий. Карелы никогда не были крепостными крестьянами, так как у них не было помещиков, и принадлежали они самому государству, никто не сжигал и не уничтожал их историю. Именно благодаря Карелии мы узнаём былины о древней Руси, ярким сказителем здесь явился Трофим Рябинин (1801-1885 гг.), от которого стало известно 26 былинных сюжетов общим объемом до 6000 стихов!
Следующим пунктом посещения стали марциальные воды – первый курорт в России, который был основан по указу Петра Первого. Здесь располагается 4 скважины-источника железистых вод, которые одинаковы по составу, но отличаются концентрацией полезных веществ, потому каждая скважина – для отдельных болезней. Здесь же уникальная церковь апостола Петра, спроектировал которую сам царь Пётр (самого Петра называли Марсом в честь древнего бога войны, отсюда и название – Марциальные воды).
Затем мы отправились на уникальное природное явление – вулкан Гирвас. Этот сохранившийся фрагмент кратера является самым древним на земле – ему около 3,5 миллиарда лет! Открытие его произошло при строительстве ГЭС.
Последним объектом посещения третьего дня стала древняя Успенская церковь, похожая на строения на Кижах, только сопорами, которые очень напоминают языческие столбы. Применяя оформление в древнем народном стиле, видимо, церковь привлекала на свою сторону местных жителей.
А еще северный край в прошлые века был известен карельским мрамором, который добывали для строительства зданий и метро страны. На место такой добычи мы и поехали на четвёртый день. Теперь это горный парк – каньон Рускеала. Со времён Екатерины II здесь добывали мрамор. В 1939—1947 годах карьер не действовал, и карьер затопило. С 1974 по 1986 годы, канатными станками по итальянской технологии пилили мраморные блоки для Кондопожского камнеобрабатывающего завода. Павильон ВДНХ облицован рускеальским мрамором.
В конце путешествия посчастливилось побывать еще на одном водопаде Ахвенкоски, что в переводе с финского означает «окуневый порог». Здесь снимали фильм “А зори здесь тихие…” Он состоит из четырех водопадов разного размера, и хотя высота каждого из них не может удивить, зато величество и красота никого не оставит равнодушным.
Не могли не остановиться на Ладожском заливе, всё-таки большую часть времени мы провели на Онежском озере. Кстати, Онега в переводе с саамского – озеро-богатырь, а название Ладога уже от древнерусской богини Лады, но до того, как там поселились русы, саамы называли его Нева в честь своего бога рыболовства. Это название сохранила всем известная река Нева, которая вытекает из Ладоги.
Но завершили мы свой тур посещением водопада Белые мосты или Юканкоски, который по своей зрелищности вряд ли уступит Кивачу. Здесь мы встретили русских туристов, которые купались прямо под ним, не боясь напора воды и скользких камней. Экстрим – это по-нашему!
К великому сожалению, на этом мое увлекательное путешествие по Карелии подошло к концу, пора возвращаться домой. Но так не хотелось уезжать из этого чудесного края, края лесов, озер и рек. Надеюсь вернуться туда еще не раз, многое осталось неувиденным, за четыре дня невозможно объехать всю Карелию, познакомиться с ее достопримечательностями. Историческими и святыми местами. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А что касается Карелии, то там не просто надо видеть, а ощутить, словами невозможно передать всю красоту первозданной природы, не пересказать многовековую историю северного края с ее легендами и народным эпосом. Хочется завершить мою путевую заметку словами Кима Рыжова из известной песни “Карелия”:

Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.

(А.А. Тернов 06.07.2016)