Что означает полюбить ближнего, как самого себя?

Евгений Терещенко
Знаменитая фраза Иисуса, «Возлюби ближнего, как самого себя», практически всеми, кто ее вспоминает и употребляет, понимается одинаково. Принято считать, что любить ближнего это значит испытывать к нему чувство любви, симпатии, доброжелательности, то есть, иметь к ближнему позитивное внутреннее отношение. А поскольку такое отношение мало зависит от воли самого человека, то некоторые религиозно настроенные люди озабочены тем, как его в себе вызвать. Так Л.Н.Толстой, в старости, практиковал свой особый способ культивирования любви к людям. Уединившись, он вызывал в воображении образ кого-либо из своих «врагов» и, определенным образом, настраивал себя в отношении этого человека: изгонял из души недобрые к нему чувства, оправдывал его слова и поступки, размышлял о его положительных качествах. Очень возможно, чаще всего Лев Николаевич «медитировал», таким способом, на образ И.Кронштадского, одного из главных своих недоброжелателей. Насколько метод Л.Толстого эффективен, мне судить трудно, я им не пользовался, но мне он, почему-то, представляется искусственным, а вызванные им чувства ненастоящими, вымученными.

Иной путь обретения любви к ближнему предлагал святой Амвросий Оптинский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь – делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

Опять же, мне трудно судить об истинности предложенного отцом Амвросием метода, он представляется мне иррациональным, относящимся к вере, а не знанию. Многократными добрыми делами можно, несомненно, выработать привычку к добродетели, но заканчиваются ли они любовью к ближнему, я не знаю. В такой результат можно только верить или не верить

На мой взгляд, выражение: «возлюби ближнего, как самого себя» не обязательно понимать буквально, его можно интерпретировать. Мне кажется, любовь к ближнему можно понимать не как внутреннее ощущение, а как внешнее отношение и определять по-разному.

Любить ближнего - значит относиться к нему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Любить ближнего – значит не судить его, прощать ему действительные или кажущиеся прегрешения, не отвечать ему злом на зло.

Любить ближнего – значит видеть в нем «цель» творения, а не «средство» для достижения собственных целей и относиться к нему соответственно.

Любить ближнего – значит осознавать свое духовное родство с ним, видеть в нем духовного брата или сестру.

Любить ближнего - значит творить ему добро, заботиться о нем, независимо от внутреннего к нему отношения.

Все эти формулировки любви к ближнему, говорят о наших обязательствах к людям, которые мы должны соблюдать, опираясь не на чувства, а на разум и волю,
соблюдать добровольно, с верой в их смысл. Поэтому, мне кажется, не стоит "комплексовать" по поводу отсутствия в себе чувства любви и пытаться искусственно его вызвать. Думаю, и сам Иисус не имел это в виду.