Сон у ночной реки

Павел Пастушков
Тускло мерцает фонарь на излучине,
Леска натянута, словно струна.
Пламя костра отражает уключина
Как завитки золотого руна...

 Тихо потрескивают в костре сырые ольховые поленья, и робкие язычки пламени едва освещают крутую песчаную осыпь вытянутого посреди реки длинного острова со странным названием "Гадючий". Ни разу не встречал здесь гадюк. Вероятно, название свое получил он за свою извилистую форму. Будто огромная змея плывет против течения. Из года в год в середине осени приезжаю на его нижнюю оконечность для  ставшего традиционным лова налима. Здесь он некрупный, а подчас откровенно мелкий. Не за рыбой, а просто посидеть на берегу тихой октябрьской ночью, послушать, как звенят на донках колокольцы, пожечь костер, помечтать... Да, надо бы его поправить! Беру сук, ворошу полешки. Раздался треск, вверх метнулось облако искр, подсохшие дрова ярко вспыхивают, осветив линию берега, ряд спиннингов, и черную холодную воду протоки. На противоположном берегу обозначилась стена сырого леса большого низкого острова "Гренадерский". Протока неширокая, метров сто от силы, но довольно глубока, с течением и каменистым дном. Я придвинулся ближе к костру. С погодой явно повезло. Полная тишина, на небе ни облачка. Только россыпи звезд и Млечный путь. Когда еще такое увидишь? "Дидинь!" Я резко встал, пристально вглядываясь в ряд стоящих удилищ. Тишина. Видимо, ёршик потрепал выползка. "Дидидидинь!" Вершинка ближнего ко мне спиннинга мелко подрагивала. Сняв прищепку с колокольчиком, я резко подсек. На другом конце лески тяжело отозвался груз-столовая ложка свинца. Непонятно, есть чего, нет... Вращая ручку "Невской", вытаскиваю снасть на прибрежный песок. На крючке висит налим, грамм двести, не более. Обычный здешний размер. Но какой красавец! Упругое глянцевое тело с мраморно-оливковым рисунком, маленькие лиловые глазки. "Дидинь... Дидидинь!" Еще два удилища вздрагивают, разнося звук колокольчиков по ночному берегу. Пошла потеха! Вынимаю налимчиков, кладу в садок, и снасти снова летят в темноту. Где-то далеко в темноте раздается тяжелый БУЛ-ТЫХ!, и всё вновь замирает. Сажусь в складной шезлонг, вытянув ноги к костру. Волны сухого тепла обволакивают подобно мягкому одеялу, и я медленно погружаюсь в приятную дремоту...
 Тишину разорвал резкий звук, похожий на крик фантастической ночной птицы. Я вскочил. Один из спиннингов упал, и стоящая на трещотке катушка истошно визжала. Подлетев, я схватил удилище, и сделал бешеную подсечку. Неизвестный монстр на на другом конце лески прилагал огромные усилия, пытаясь вырвать у меня спиннинг. Трясущимися руками я сдерживал рывки невидимого противника, и вдруг заметил, что  леска не уходит в воду, а идет над ней параллельно поверхности! Рывки прекратились. На другом берегу загорелся фонарь. -"Эй, там!! Не тяни!"-раздался сердитый голос с противоположной стороны. Я снял катушку с тормоза, она стала быстро разматываться, и через несколько секунд остановилась. На том берегу послышалось бурчание и негромкая ругань. Судя по всему, моя снасть зацепилась под водой за донку рыбака с другой стороны протоки, на острове "Гренадерский". А мы оба думали, что подцепили нечто огромное, и пытались вырвать спиннинги из рук друг у друга. Вот умора! -"Мотай!"-послышалось с другого берега. Вынув злополучную донку, я забросил ее ниже по течению...
 Поклевки стали реже. Похолодало. Я подложил еще сучьев, и огонь вновь осветил берег. Тут мое внимание привлекли какие-то странные огоньки в воде у самого берега. Зрелище выглядело совершенно фантастически. Десятки, если не сотни светлячков голубовато-сиреневого цвета двигались под водой в разных направлениях. Было желание встать, и подойти посмотреть, что это. Вероятно, у данного явления было рациональное объяснение. Однако, делать этого не хотелось из боязни разрушить великолепие мистической картины. Неподвижные звезды в небе, движущиеся в воде... Однако, человеческое любопытство взяло верх. Над песчаным дном, привлеченные светом костра, плавали мелкие ёршики. Десятки, сотни ершей. Их крупные ночные глаза и вызывали этот необычный эффект, отражая свет как катафоты-светоотражатели. Я направил на них луч фонаря, и "светлячки" стали еще ярче.
 Время далеко за полночь. Клев закончился, хочется спать. Да и заря уже... Простите, какая заря в октябре пол-третьего ночи? Из-за леса поднималась желтая и круглая, как апельсин, полная луна. Перенасадив выползков и сняв с удилищ колокольцы, я поднялся по крутой песчаной осыпи, расстегнул "молнию", и, оставив сапоги снаружи, влез в маленькую простую палатку...
...Мне снилась ночная река, отблески костра на черной холодной воде протоки, и негромкие голоса. Среди них ясно слышался голос отца