Счастье

Эдуард Качан
Счастье.

Этим вечером Тоня делала домашнее задание. Ей нужно было написать сочинение, а оно никак ей не давалось.
- Богдан, помоги мне! – попросила она.
- А что у тебя? – спросил старший брат.
- Мне нужно написать сочинение на такую тему: «Что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым».
- Ну, давай подумаем, - сказал Богдан.
И они начали думать вместе. Но ничего не получалось – чтобы они не написали, выходила какая-то ерунда.
- Пап, что нужно человеку для счастья? – наконец позвал папу Богдан. – А то у нас с Тоней сочинение не получается. Вроде бы все хотят денег. Но я знаю семьи, где денег полно, а счастья что-то не видно. Здоровье? У меня все друзья пока что здоровы. А вот счастливы ли – не знаю… Не очень похожи на счастливых, если честно!
- Я понял, - сказал папа. – Деньги и здоровье и на самом деле сами по себе счастья дать не могут. А о том, что нужно для счастья, ты слышишь каждое воскресное утро в Храме. Разве ты не помнишь? «Блажены нищие духом», «блажены плачущие»? Это ведь заповеди блаженства, сынок, а значит – счастья!
- Счастья? – изумилась Тоня.
- Ну да, - подтвердил папа. – Слово «блажен» ведь и означает «счастлив». Правда, это особое счастье – счастье в святости. Бывает, что и грешнику в какой-то момент жизни не плохо. Вот спит пьяница лицом в салате, и вроде бы вполне доволен жизнью! Но наутро у него будет болеть голова, и карманы пусты, так как он всё пропил. В общем, довольство от совершенного греха – это не блаженство. Это временное состояние, которое обязательно бедой обернется. А евангельское блаженство - это настоящее счастье, причем долгое,  устойчивое. И Господь говорит ведь нам, какие именно люди будут счастливы. Начинается, правда с трудной для современного человека фразы – «Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).
- Действительно – фраза трудная, – заметила Тоня.
- А ты минутку подумай, - сказал папа. – Подумай и поймешь, что в этом мире мы – нищие. Вот представь – я не способен по настоящему контролировать собственную жизнь и все в этой жизни. Не по своей воле я пришел в этот мир – Бог вызвал меня из небытия. И я не по своей воле из него уйду. Когда Господь решит, тогда и будет дата моего ухода. И ничего я не смогу с этим поделать! Я не могу удержать у себя в руках свою жизнь! И жизнь мамы – тоже. И вашу – тоже не могу! Все, что у меня есть, может быть отнято у меня в любую минуту.
- Кошмар! – сказала Тоня.
- Да вовсе нет! – воскликнул папа. – Я не могу удержать в своих руках свою жизнь, но мне уже 41 год, а я до сих пор живу! Почему? Потому, что Бог удерживает мою жизнь все это время, защищает ее! Не я, а Он хранит ее! Я вы у меня есть, вот уже столько лет! И мама есть. И родители мои живы! То есть все, что я обладаю – это подарки мне от Господа! По сути, каждый день Он дарит мне всё, что я люблю – и мою жизнь, и маму, и вас… Каждый день, много лет подряд! Ну, разве не прекрасно?!
- Прекрасно, - согласился Богдан после минутного раздумья.
- Это и есть та нищета духа, которая открывает дверь и в Царство Небесное, и в счастье. Ведь это счастье, понимать, насколько я любим Богом, быть благодарным Ему за это! Ведь счастье - отвечать любовью на такую любовь?!
- Да, - кивнул Богдан.
- Но вот в чем дело, - продолжил папа. – Я грешный человек. Я не заслуживаю такой любви. Я понимаю это и оплакиваю свои грехи, потому, что они делают меня недостойным любви Господа!
- «Блажены плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4), - сказал Богдан, который начал понимать, к чему клонит отец.
- Утешатся, - согласился отец. – Плач о грехах врачует сердце, и делает его лучше. Разве это не повод для счастья?
- Да, - сказала Тоня.
- Я благодарен Богу и потому пытаюсь Его не огорчать, жить по заповедям, - продолжил папа. – Тот человек, который старается сделать так, чтобы воля Господа стала и его волей, постепенно приобретает кротость. И что говорит об этом Господь?
- «Блажены кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5), - сказал Богдан.
- Правильно, - кивнул папа. – А разве наследовать землю – это не повод для счастья? Но для того, чтобы выполнять волю Господа, нужно ее знать – согласны? Воля Господня – это истина, это правда, и потому…
- И потому «блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6), - сказала Тоня.
- Молодец что помнишь, - похвалил дочь папа. – Действительно – тот, кто хочет знать что-то о Боге, будет знать – Господь не оставит без ответа тех, кто на самом деле вопрошает Его о правде! И что Господь откроет нам в первую очередь?
- Что? – не понял Богдан.
- То, что мы не одни у Него, - сказал папа. – Мы часто считаем себя центром Вселенной, но на самом деле ведь и о других людях печется Господь. Но ведь и мы должны хорошо относиться к тем, кого любит Бог, правда? Даже если они и не совершенны, грешны, как мы сами? Мы должны прощать им их грехи – в этом правда Божья. И потому «блажены милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).
- И тот, кто так живет, постепенно очистит свое сердце? – предположила Тоня.
- Ты всё правильно понимаешь, - сказал папа, довольный сообразительностью дочери. – Именно так и будет, и за это будет награда, да еще какая! «Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят!» (Мф. 5, 8). А что может быть лучше, чем видеть Того, Кто так любит нас! А тот, кто хочет увидеть Бога не станет ссориться с другими людьми – ведь как можно сохранить чистое сердце в ссорах?! Такой человек будет избегать ссор и потому…
- И потому «блажены миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9) – сказал Богдан.
- Да, - кивнул отец. – Те, кто старается жить по заповедям, всегда раздражает тех, кто по заповедям не живет. Он – живое напоминанием этим бедным людям, что и они  могли бы жить с Господом. Люди стараются прогнать от себя это живое напоминание – так им проще жить во тьме. Поэтому сказано: «блажены изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 10-11). По-житейски это не приятно – быть изгнанным, оболганным, оплеванным. Но Господь не оставляет тех, кто Его любит, и опыт тысяч христиан, претерпевших гонения за Христа говорит о том, что Господь дает утешение, имея которое легче страдать. Тем более, что страдания кончатся, а жизнь вечная, с Господом – нет. В общем, дети, счастливым быть можно. Живи так, как сказал в своих заповедях Господь, и будешь счастлив.