Ворота из слоновой кости

Елена Шувалова
   В стихотворении А.С. Пушкина "Прозерпина" - как известно - происходит любовное свидание смертного юноши с богиней Ада, - на дремотных полях Элизиума.

   Прототипов стихотворения - самого Пушкина и графини Элизы, - мы здесь касаться не будем. Поговорим о другом.

   В одной из серий телевизионного цикла В.С. Непомнящего "Тысяча строк о любви", - о лирике А.С. Пушкина, - Валентином Семёновичем было прочитано и это стихотворение. Прочтя концовку...

И Кереры дочь уходит,
И счастливца за собой
Из Элизия выводит
Потаённою тропой;
И счастливец отпирает
Осторожною рукой
Дверь, откуда вылетает
Сновидений ложный рой.

    Прочтя концовку, - Непомнящий развёл руками, - как перед чем-то непостижимым: "что это такое? непонятно..." Или - как-то в этом роде, дословно не помним.
    Как нам показалось, здесь пушкинист теряется перед великим поэтом и не знает, как трактовать последние слова. Это - странно, - поскольку Непомнящий очень культурный, истинно интеллигентный человек, и замечательный комментатор пушкинских произведений.

   Неужели же он не знает этих ворот?..


    По словам великого римского поэта Вергилия, - в его "Энеиде", - царство мёртвых имеет два предела, - для злых умерших - мрачный Тартар, для добрых, или уже очищенных страданиями ада-Тартара - Элизиум, - царство Прозерпины.

    Так же, у Аида есть двое ворот: роговые, из которых вылетают правдивые сны, и - из слоновой кости, - откуда исходят сны лживые.
 
     Перечисляя тех, кто прошёл через царство Аида-Плутона живым и вернулся (в одной из предыдущих глав), - я не упомянула одного из главных героев античности - Энея. Он пришёл в царство мёртвых для того, чтобы повидаться с умершим отцом - Анхизом.
    Отец Энея Анхиз был добрым человеком, поэтому душа его обитает в Элизиуме - царстве Прозерпины.

    Когда  отец и сын - после часов благотворного общения - прощаются, Эней выходит именно через ворота из слоновой кости, - откуда к людям приходят лживые сны.

   Почему - не через роговые, - из которых "вылетают легко правдивые только виденья"?

   Видимо, через те ворота нет выхода для смертного. Правду здесь, на земле, нам знать не дано. Или дано - очень редко, и лишь избранным...

   Но и ворота из слоновой кости пушкинский лирический герой отворяет "осторожною рукой", - чтобы ложные сны не вылетели на смертных всем своим роем,  и не смутили их...
               
                *  *  *

   Интересно то, что в "Сказке о царе Салтане" славного богатыря сына их Гвидона царь с царицей зачинают именно на кровати слоновой кости... Полагаем, что это как-то связано с воротами из слоновой кости царства Прозерпины.