Скульптор Голубкина портрет А. С. Сидоровой

Евгений Пажитнов
Уважаемые читатели! Просим внести дополнительные сведения!
89262371485@mail.ru  8 903 158 89 23 Евгений Пажитнов
ИЩЕМ ПОТОМКОВ!
=====
Портрет Лидии Ивановны Сидоровой. 1906 г. Бюст. Мрамор. 42х35х32
Государственная Третьяковская Галерея.
===
==
В самый разгар Первой русской революции (1906 г.) А.С. Голубкина создает гипсовый портрет Лидии Ивановны Сидоровой, тут же повторенный в мраморе. Эта работа перерастает роль обычного портрета; здесь уже царственно-величественный образ, олицетворяющий победную атмосферу революционного порыва на первом этапе российского бунта, когда исстрадавшийся народ, испытав вкус свободы, овладевал гражданским чувством собственного достоинства и твердом истории. Это российская Ника — богиня победы. Анна Семеновна придала своей героине высокую одухотворенность и очарование. Жизнеутверждающая «Сидорова-Нике» мыслью, благородством и своим примером увлекает в борьбу за раскрепощение личности. Натурой для портрета послужила соседка ваятеля по улице Заведенской, жена известного в городе мирового судьи Василия Дмитриевича Сидорова
— Василий Дмитриевич — это родной дядя моей мамы Марии Ивановны Федорозой, — слушаю воспоминания учительницы Екатерины Михайловны Федоровои (1892-1985)  в доме №87 по улице Мерецкова (г.Зарайск); наша встреча проходила 21 августа 1980 г.
— Моя мама овдовела рано, и у нее на руках осталось пятеро детей  в возрасте от "одного года до девяти — самой младшей была я.
Дядя принял активное участие в воспитании сирот. Причём, он не ограничился денежной помощью; заинтересованно следил за нашей учёбой, нередко приглашал к себе. Хотя пенсию получал скромную – 10 рублей. К тому времени мировой судья был в разводе с Лидией Ивановной, но они продолжали жить в разных половинах собственного дома. Василий Дмитриевич ходил на вторую половину дома бывшей жены только обедать. Попечение о детях-сиротах было, как понимает сейчас учительница, тягостно для Лидии Ивановны, которая сама в те годы опекала свою больную сестру Елену Ивановну Маркову и двух её дочерей. По свидетельству Е.М.Фёдоровой, настойчиво изображала барыню. Несмотря на материальные трудности, держала горничную, экономку и кухарку. Но после революционных событий 1917 г. дом конфисковали, и одинокую умирающую старуху приютили родственники, жившие в доме Потоловских, что на Советской улице (бывшей Рязанской).
-- Помню, под старость Лидия Ивановна не выходила из красного халата, - добавила Екатерина Михайловна.- Отпевали её в Благовещенской церкви, а похоронили на городском кладбище.
                В.И.Полянчев "Судьба ваятеля".