Э. Неизвестный -эпохальная персона

Эмма Брамник-Вульфсон
Эрнст Неизвестный-Гулливер,
Кентавр русскоязычной Америки
Письмо мамы  в Ригу



На признание нужно работать всю жизнь .
Главное же  признание – посмертное


– Почему ты так искажаешь лица советских людей? – кричал на Эрнста на выставке молодых модернистов в московском Манеже глава СССР Н. С. Хрущев, назвав его скульптуры могучих и мускулистых героев «дегенеративным искусством». А после смерти Хрущева, по заказу его семьи, Неизвестный сотворил ему памятник из черно-белого мрамора, что на Новодевичьем кладбище в Москве.

Неизвестный в представлениях  не нуждается.Кентавром и Гулливером в искусстве называют его в монографиях, а для списков его наград, званий, персональных выставок мало и нескольких страниц. Он член Академий искусств и наук – Нью-Йоркской, Европейской, Шведской королевской. Его монументальные композиции на площадях Ватикана, Парижа, Нью-Йорка, в центрах ООН и Кеннеди, в Египте и Тайване, Италии совместная выставка с самим Марком Шагалом в Лондоне. Он автор и неосуществленного не по его вине проекта памятника жертвам Холокоста в Латвии.
   
               
    2000 год. В Ригу пришло письмо от его  тогда 97-летней мамы:

« Дорогие Эмма и Маврик! (...) Об Эрнсте не пишу. Думаю, Вы многое знаете из печати и ТВ. Скажу главное: еще все мы помним, как изгоняли его из СССР, называли отщепенцем и т.д. А теперь его 75-летие отмечалось на самом высоком уровне: он получил личные поздравления от президента и целого ряда крупнейших государственных деятелей России. А в прошлом месяце он вернулся с каннского фестиваля русского искусства, где была его выставка. А он 22 года не имеет российского паспорта.

 Скандал в Манеже стал поворотной точкой в судьбе Эрика- скульптора, причиной его вынужденной эмиграции. Но она сделала Неизвестного всемирно известным.

Время примирили Эрика с  его неблагодарной Родиной. В разных концах России установлено полдюжины его новых  монументов. Новая Россия пожаловала ему ордена, Государственную премию.  такИ сегодня он  ни на кого зла не держит.Та суровость  сделала Неизвестного всемирно известным.  Время примирило скульптора с его жестокой родиной.Все это похоже на смешной анекдот, но такова наша уникальная действительность.

Обнимаю Вас. Целую. Простите небрежность письма.
Белла. 25 сентября -2000 , Нью-Йорк».

    Год 2004.В Москву  перевезли  его «Древо жизни» и установили в вестибюле моста Багратиона в застекленной крытой галерее. -«Древо»-это монументальная  композиция об истории человечества. Оно о вечном, – говорит Эрнст Иосифович. – В ней более 800 фигур. От метровых до сантиметровых. Мой 30-летний труд.   «Неизвестный вернулся на родину», – писали тогда в прессе, отмечая это как событие культурной жизни страны.  Я, конечно, в Россию не вернусь. Но переезд «Древа» – для меня Событие!»-заявил тогда автор.

===

В последние годы закончены  и установлены памятники его работы  замечательному поэту-песеннику Михаилу Таничу, великому пианисту Святославу Рихтеру... Однако, основной дом-музей с парком своих скульптур вокруг, он все-таки заложил сам в Нью-Йорке , на Лонг-Айленде, в усадьбе Шелтер. 
Мне очень повезло. В первый  мой приезд в Америку  еще в 1993-м меня принял этот  великий скульптор. С тех пор было много встреч, интервью с ним; с его мамой  Белой Дижур, философом и поэтессой  и многолетняя , до ее смерти в 103 года, дружба с этой Великой женщиной, как назвал ее Евгений Евтушенко.


-Америка Вас признала  сразу?-спросила я  Маэстро еще  при первом знакомстве.           -Америка никого не признает, тем более сразу. На признание надо работать постоянно, не останавливаясь.  В Америке, как и повсюду, если тобой не интересуются, то тотально. Но если интересуются, то тоже тотально, да так, что не дают жить. А что касается признания, то у него нет конца. Самое же главное признание – посмертное. Но до него я еще не дожил и не очень тороплюсь,  – улыбнулся тогда известный Неизвестный.

Скандал в Манеже стал поворотной точкой в судьбе скульптора
               
А буквально в эти дни, в конце ноября, появился  замечательный повод  вернуться к разговору о признании-  впервые в истории США  состоялся  конкурс "Человек  года русскоязычной Америки".Его победители определились в  открытом электронном голосовании по  США и Канаде; а в жюри были  ведущие культурные и общественные деятели разных стран, такие, как  известнейший телеведущий Ларри Кинг, писатель и лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель.
                Э. Неизвестный признан  победителем в номинации  За пожизненный вклад в профессию.Как  значится в официальных документах, этой  премии удостоена «эпохальная персона, советский и американский скульптор Эрнст Иосифович Неизвестный, автор одной из самых больших скульптур в мире «Цветок лотоса» в Египте, посмертного памятника Никите Хрущеву, которого Энди Уорхолл шутя называл «средним политиком эпохи Эрнста Неизвестного». Скульптор стал живым классиком не только России. Он покорил Европу и Америку.Его скульптуры «прописаны» на огромных просторах  от Магадана, где установлена «Маска Скорби», до Сан-Франциско, ставшего домом для целого цикла работ о крушении  коммунизма. Несколько скульптурных изображений распятия приобрел Папа Римский для музея Ватикана, а в Швеции работает целый музей скульптур Эрнста Неизвестного».
Еще одно значительное признание!  Поздравления  Эрнсуа  Иосифовичу  и  приятная миссия лично передать ему  привет из Латвии от его друзей и почитателей .
–Благодарю! Спасибо!Не скрою,приятно получать награды даже время от времени,- пококетничал  Эрнст Иосифович.–И  друзьям в Латвии спасибо за память! Пожалуйста, передайте  им- я люблю всех их и надеюсь, что это взаимно. Ведь во мне есть и латышский  след! В 1946-м , когда   передо мной  были закрыты двери в академии Москвы,Ленннграда , я стал студентом ЛАХа. Именно  в Риге началось мое классическое  художественное  образование и моими учителями были знаковые  классики искусств  Латвии.
   - По поводу  же конкурса Человек года, скажу, что я горд за выдающиеся  достижения  русскоязычной  Америки  и за  страну, которая  честно и открыто признает  и  чествует лучших из лучших , не глядя на цвет их  кожи, вероисповедание...И это  для того, чтобы  достойнейших  знала вся страна и гордилась ими.
  А на старый  Ваш вопрос,заданный  много лет  назад, я и отвечу по-старому: Америка  никогда и  никого не признает , и тем более сразу. Как и повсюду, на признание надо  трудиться всю жизнь и  до конца, не останавливаясь. Этому принципу я  и следую,- заключил  тему  лауреат премии  конкурса Человек года, Кентавр, Гулливер русскоязычной Америки.
Эмма Брамник-Вульфсон. 
   Нью- Йорк,2014. Фото автора.                На снимках: (Снимки на выбор.Э.)               
 
№1
 –Это в память  о Маврике Германовиче , -сказал  великий скульптор, оставляя  свой  автограф  на почтовом  конверте, выпущенном  к  90-летию. проф. ЛАХ а ,Академии художеств Латвии.-С Мавриком мы подружились    еще во времена  латвийской   Атмоды и московской оттепели. Именно он  пригласил меня , уже опального диссидента из Москвы, на встречу со студентами в созданный им почти подпольный в академии клуб  с вызывающим для того времени названием-кредо свободомыслящих художников: «Я мычу, как хочу». (клуб KEMTEM –Ka es  maku, ta es maunu. (не могу найти гарумзимы.Э.)  Та встреча была знаменательной для меня еще и потому, что ЛАХ- и моя Alma mater.В
 1946-м там  начиналось мое академическое художественное образование. С тех пор и во мне есть латышский  след-моими учителями были знаковые  Мастера искусств Латвии.               
Нью-Йорк, Сохо, 2010.( Рядом с Мастером и автор, Эмма Б-В).
=====
Ps.  В 2000-м по проекту М.Вульфсона  вышел  альбом работ 52-х первокурсников ЛАХа «Es miilu Latviju- Я люблю Латвию». В предисловии к нему есть такие слова: «Этот клуб был одной из первых трибун молодых художников, патриотов и диссидентов, а встречи в нем с личностями, стали своеобразной увертюрой движения молодежи за восстановление независимости Латвии». -Среди имен тех личностей названо и Ваше,-сказал Неизвестному М.Вульфсон, вручая ему альбом в НЙ в 2002-м. -То  есть во всем этом есть и Ваш кирпичик.
– О! Это слишком высокая и обязывающая оценка. Хочу рассказать  как я стал студентом ЛАХ. К этому есть предыстория.. В те годы двери для учебы в Москве, Ленинграде для меня были закрыты. А мой дед, Неизвестный, до революции был очень богатым на Урале человеком – имел рудники, типографии. На его деньги, да, видимо, и не только его, в Екатеринбурге создавалось Южно-Уральское художественно-промышленное училище. Преподавать в нем мой дед пригласил молодого Теодора Залькална – талантливого выпускника Петербургской академии художеств. Семья Неизвестных поддерживала независимую политическую мысль. Залькалн часто бывал на приемах и встречах в доме деда, и мой отец помнил его с детства. С письмом моего отца к уже маститому Залькалну я и приехал поступать в Ригу в 1946-м.Так ЛАХ стала и моей Alma mater.
=============- Как сегодня Вы  ответите на старый вопро о признании ??
На снимке 2
 
Мастер и профессор  обсуждают альбом "Я люблю Латвию". Нью-Йорк, Сохо, 2002. (Neizvestnij 12890006.jpg )
=====================
На снимке 3:
« ...и тебя, товарищ, что дал мне  закурить!». Сотоварищи по Риге Маврик и Эрнст в студии скульптора в Сохо,  на Манхэттене.     Нью Йорк,2002.
 
=================
 
Авторский коллаж на тему .