Тринадцатый вопрос

Василий Поминов
               


Лето, семь часов утра, июнь.
Тоненько и не назойливо, будто бы извиняясь, зазвонил будильник.
Я уже около часа не сплю, один в квартире, все близкие мне люди уехали на дачу.
Нажатием блестящей кнопки останавливаю ласковую трель звонка.
Нужно вставать и идти на службу.
За последние пять лет в этом распорядке мало что изменилось, и, удивительно, не наскучило и не опостылело данное однообразие, хотя однообразной работу чиновника администрации города назвать нельзя.
Каждый день новые дела, новые вопросы, встречи с людьми и выезды на объекты, для принятия решения на месте.
Нравится мне эта работа…

Большая чашка кофе с молоком и сахаром, дежурный бутерброд, обязательно с маслом, докторской колбасой и пластинкой сыра, в добавление к этому немного сладкой выпечки и всё, можно двигаться дальше.
С процедурами в ванной, переодеванием и уборкой постели, утренние сборы занимают около часа.
Всё рассчитано по минутам, с учётом дороги и задержек на транспорте, чтобы войти в главное здание города, ровно в девять двадцать.
Мне уже за пятьдесят, вес – чуть больше нормы, небольшая лысина ото лба до затылка, каштановые волосы, седые вески, среднего размера уши и нос, карие глаза и опустившиеся немножко вниз уголки губ.
Если бы их подтянуть на пару миллиметров вверх, была бы совсем другая картина, но и так, пока ещё ничего страшного.
За плечами у меня большой опыт работы на промышленном предприятии, в районных организациях, теперь вот здесь, заместителем главы администрации города.
Нераскрытых секретов в работе с людьми и решении вопросов управления функционированием и развитием городского хозяйства осталось мало, можно сказать: их нет.
Другое дело, как добиться нужного результата, чтобы занятые в этом процессе люди выполнили то, что от них требуется и чтобы у них остались только положительные эмоции от работы с тобой, вот в этом главный интерес и высший пилотаж деятельности чиновника.
Однако, как неуважительно звучит это слово.
Ну, да не в слове дело, а дело - в результате.
За результативность, я думаю, меня и ценят, а ещё за то, что не держусь за выделенное мне кресло, как многие, не беру взяток и стараюсь быть справедливым.
Эх, что-то захвалил я себя, наверно, старею…

Вот я уже в кабинете, усаживаюсь за свой широкий, удобный стол, придвигаю ближе кресло на колёсиках с подвижной спинкой, папка с рабочими документами лежит справа, монитор и клавиатура компьютера – слева, электронные часы с синей шкалой частот радиоприёмника - в центре, показывают девять часов двадцать восемь минут.
- С добрым утром, Владимир Владимирович, - Марина, секретарь нашего руководителя входит с улыбкой на почти круглом лице, в протянутой руке - листок бумаги, - это Вам, от Татьяны Ивановны.
Положила на стол и опять же с улыбкой выпорхнула наружу, притворив за собой дверь.
- Что же это может быть? – вглядываюсь в строчки с цифрами пунктов от одного до десяти, - похоже, вопросы, которые мне нужно сегодня решить. Но почему так много, сразу утром и почти в обязательном порядке? Не похоже это на Татьяну Ивановну.
Отложил пока в сторону, перечитал свои вчерашние и позавчерашние заметки в блокноте, обвёл кружочками даты и время особо важных дел.
Нужно идти на утреннюю летучку, вот там и почитаю предложенные мне руководителем для решения задачки.
В просторной приёмной за длинным столом рассаживаются знакомые лица, руководящие работники аппарата.
Есть и новые, совсем неизвестные мне люди, только что назначенные и ни чем ещё себя не проявившие.
Утренняя летучка – это информативно-установочное совещание, часто проходит в виде вопросов и ответов на интересующие руководство темы, произвольно, без соблюдения необходимого в других случаях этикета.
Никто не выходит к трибуне, отвечают на заданные вопросы, часто сидя, несколькими фразами.
Меня сегодня не беспокоили, поэтому не спеша могу перечитать некоторые документы из своей папки.
Вот и список вопросов от Татьяны Ивановны, что же здесь не так?
Встретиться с делегацией, провести совещание, принять авторов коллективного письма, отправить запрос на открытие уголовного дела, проследить за тематическим оформлением комнаты для гостей и так далее.
Что же здесь не так?
Ведь раньше мне поступало один – два вопроса, и то не каждый день.
Да, изменилось ко мне отношение Татьяны Ивановны в последнее время, трудно она переживает свой разрыв с мужем.
Вроде бы в одинаковой мы с ней ситуации, от меня тоже ушла жена, можно сказать друзья по несчастью, но я спокойнее к этому отношусь, только доброго желаю своей Бывшей, пусть в новой семье ей будет лучше, как и мне…

Загремели стулья, вокруг все встают, кто-то тронул меня за плечо, говорит что-то и улыбается, машу в ответ головой, тоже улыбаюсь, забираю свою папку с документами, иду к выходу.
В кабинете меня уже ждут услужливые клерки по первым вопросам списка: отвезти, показать, рассказать, согласовать и утвердить всё, что они покажут…

До 13.00 выполнил больше половины дел, сходил перекусить в кафе и вернулся в свой кабинет.
На глаза попался снова этот список вопросов, дописал ещё два уже решённых пункта с отправкой книг в районную библиотеку и согласование делегатов на конференцию врачей.
Последнее оказалось под номером двенадцать.
В это время открылась дверь, и на пороге я увидел Её.
Скромная, обаятельная и независимая, как всегда великолепно одетая, опустив глаза в пол прямо перед собой, моя бывшая супруга подошла ближе, взглянула на меня, стараясь быть спокойной и равнодушной, положила лист бумаги на стол и выдохнула:
- Подпишите мне, пожалуйста, обходной лист, у меня самолёт в 20.00.
- Да, я знаю, - только и смог ответить, - всё же летите?
Ответа не услышал, взял заявление, подписал, протянул перед собой и опять встретился с ней взглядом.
Грустный показался мне этот взгляд…
Повернулась и ушла, гордо подняв голову, не промолвив больше ни слова, ни «Прощай», ни «До свидания».
Дверь тихонько закрылась, грустно стало и мне.
- Вот и тринадцатый вопрос, - сказал вслух, - отпустил свою жену с другим мужчиной, добровольно, но с сожалением…
А как всё хорошо начиналось!
Познакомились на вступительных экзаменах в институте, пять лет почти не расставались.
После окончания учёбы поженились.
Свадьба получилась шумная, не богатая, но искренне-добрая, молодёжная, с танцами и умеренным количеством спиртного.
Потом снимали комнату, работали, появились дети и новые заботы.
Когда дети выросли и стали жить самостоятельно, как-то пусто стало в той нашей первой квартире, необычно тихо и спокойно.
Ещё лет десять прошли в заботах о внуках, решении проблем на производстве, защита её диссертаций и мои новые и новые назначения.
В последние годы достатка и успехов на службе выяснилось, что движемся мы параллельными курсами, едва касаясь друг друга, не отдаляясь, но и не приближаясь.
На одной из модных презентаций, где мои сослуживцы были со своими половинками, все перезнакомились и, как показалось тогда, подружились.
Но, вот, одна такая дружба переросла во что-то большее, и случилось это с моей женой, а я этого сразу и не заметил, жил прежней жизнью, простой и открытой, размеренной и счастливой.
Её слова о том, что нам нужно расстаться, стали для меня грустным откровением моей неспособности понять близкого человека, его настроения, его возможностей, его желаний.
Как-то само собой получилось это грустное действие: разошлись без юридического оформления окончательного разрыва, Она переехала к своему Другу, а меня почти сразу тоже пригласили в другую семью, и я переехал, больше от досады и желания не быть брошенным, чем в связи с какими-то новыми чувствами возникшими якобы на освободившемся месте.
Уже десять месяцев продолжается эта новая жизнь и что удивительно: нет ничего плохого к Ней в моём сердце сейчас, да и в тот день нашего откровенного разговора перед разрывом, тоже ничего плохого не было, только грусть, некоторая растерянность и доброта…
Дети были против, уговаривали нас поодиночке и вместе, Внучки не понимали, что происходит и почему видят Дедушку и Бабушку порознь.
Но, что случилось – то случилось, так Она захотела…

Снова взял в руки список Татьяны Ивановны, в который уже раз перечитал его, искал логическую связь в словах и строчках, и нашёл то, что искал.
Пункт номер шесть: отправить запрос на открытие уголовного дела и пункт номер тринадцать: отпустил свою жену с другим мужчиной – пересеклись, в обоих случаях дело затрагивает одну и ту же Дорогую мне женщину.
По уголовному делу Она проходит свидетелем злоупотреблений в одном из институтов и улетает сегодня от меня, быть может, навсегда.
Но, если заведут уголовное дело, с неё возьмут сразу подписку, выезда за границу не будет.
Вот такая бывает месть женщины, ведь улетают они вместе с мужем Татьяны Ивановны!

Ещё несколько часов прошли в разговорах с посетителями, ответах на телефонные звонки и чтении пояснительных записок.
Поздний вечер, телефонный звонок по «вертушке», напоминание об уголовном деле.
- Да, запрос отправил, полчаса назад, в двадцать тридцать.
В ответ – крик Татьяны Ивановны:
- Так ведь самолёт улетел в восемь часов!
- Какой самолёт? – спрашиваю с улыбкой, делаю вид, что ничего не понимаю.
В ответ – короткие гудки.
Положил трубку, задумался, вспомнил последние досадные события, что-то не так происходит вокруг, новая семья не получается, искусственно созданная ситуация не приносит, ни счастья, ни спокойствия.
Хорошая женщина, её сын и мама, сейчас они на даче, но не то вышло, что придумывалось, не такие отношения мне нужны, и ехать к ним совсем не хочется…

Закрыл кабинет, вышел на улицу, десять часов, белые ночи, воздух тёплый и свежий одновременно, медленно иду, опустив голову.
Мысли о Ней, как Им было хорошо вдвоём, зачем расстались?
Ноги сами привели в сквер, где стоит Их скамейка под могучими дубами.
- Как они там, в самолёте, уже подлетают к Палермо?
Поднял глаза от земли, угадал знакомый силуэт.
Подошёл ближе – Она!
Как такое может быть?

Положив ладони на колени, не замечая ничего вокруг, Она сидела на краешке скамейки тихо и одиноко, такая жалкая и красивая, словно пришедшая в этот мир из другой цивилизации, полная целомудрия и доброты, притягивающая к себе какими-то тонкими невидимыми эластичными нитями невысказанных желаний и глубинных душевных чувств.
- Как же я могла уйти от Него, такого доброго и надёжного, заботливого и искреннего? Как Он смотрел на меня, когда протянул моё заявление! Разве можно такое предать и променять на что-то, как выяснилось позже иллюзорное, не настоящее, ярко окрашенное, но пустое внутри?

Новая жизнь сначала была великолепна, всё на своём месте, ты всегда в центре внимания, окружена вихрем исполнения любых желаний.
Театры, рестораны, поездки на несколько дней к морю – как это было здорово!
И как всё встало на свои места, не сразу, постепенно, спустя два или три месяца после ухода из прежней жизни…
Жаль, что поняла это только сегодня у Него в кабинете.
Остальное было уже последствием нахлынувшего прозрения, разочарования и пустоты…

Мелкие придирки её нового Друга в аэропорту, суета и его беспричинное беспокойство, упрёки, повторяющиеся в разных вариантах все последние дни, что где-то можно не успеть, что-то забыть или потерять.
А потеряла Она, как понимает сейчас, действительно много, может быть самое дорогое, что у Неё было – Своего Милого, Доброго и Заботливого Супруга, который столько лет был рядом!
- Зачем лечу с ним? Мы же чужие, сама себе испортила жизнь! Ах, если бы вернуть время назад, всего, лишь на десять месяцев. А почему бы и не вернуть?

Уже у стойки регистрации забираю свой чемодан, бормочу какие-то извинения, с сумкой через плечо и паспортом в руке, убегаю прочь от предложенной Мне новой жизни.
Быстрее, быстрее – туда, в прошлое, где осталось самое дорогое, что было на свете!
Позади себя слышу тираду обидных слов, упрёки и громкие раздражённые возгласы о глупости, которую я делаю, о разбитом сердце и предательстве их большого чувства, сломанной судьбе и ещё, и ещё о чём-то правильном и бесполезном…
Всё верно, во всём виновата Я одна…

Сдаю чемодан в камеру хранения, получаю квитанцию, иду к выходу, сажусь в такси…
Что же дальше?
Куда?
К кому?
Вижу в окно Их парк, прошу остановить, выхожу.
Вот, здесь когда-то всё и начиналось, лет тридцать пять назад, а может быть чуть раньше.
Те же дубы многолетние стоят вокруг, шевелят листвой и наблюдают за движением жизни у своих ног, многое они повидали и многих…

Знакомая низкая скамейка из двух толстых досок на своём месте, здесь Они впервые поцеловались, и здесь Он сделал ей официальное, так и сказал, предложение руки и сердца…
Присела на краешек, положила на колени сумочку, машинально оправила платье и застыла на несколько секунд или минут, а, может быть, и несколько часов так просидела бы, глядя на ближнюю полянку и не замечая её.
Какое великолепное время было тогда, доброе, чистое, без каких бы то ни было намёков на выгоду в будущей жизни.
Вот Они покупают мороженое у входа в парк, вот на его последние пятьдесят копеек берут билеты в кино, вот, не замечая никого вокруг, идут, разговаривая после лекции по вечернему городу…
Слёзы потекли из Её глаз по слегка припудренным щекам, вытирать их не хотелось, так и капали они на платье, оставляя солёные точки на модном узоре…

Он неслышно подошёл сзади, нежно, чтобы не потревожить установившийся вокруг покой, положил свои ладони на её чуть вздрогнувшие плечи, встал на колени и прижался щекой к знакомой, пахнущим лесом и полем одновременно, той единственной женщине, без которой невозможно жить.
Теперь Он это понял совершенно точно.
Она накрыла его ладони своими, нисколько не удивившись тому, что Он здесь, рядом, как будто, так и должно быть.
Какое чудо! Вот оно счастье, рядом!
- Как я этого не замечал?
- Как я этого не замечала?