Красная утка

Вадим Светашов
Красная утка.

                В самом конце мая, когда всё цвело и благоухало  вокруг, поздно вечером постучал в ворота друг Иван. Он был старше меня  на  восемь лет, но мы нашли общий язык. У обоих опыт охотника и рыбака, у меня лучше теоретический,  у него практический. Я уважал его за это, а он иногда вспыхивал от моих замечаний! Он, наверно, был где – то прав, да и зачем в принципе ему теория.  Нас познакомил его свояк, и мы как-то  быстро поняли друг друга.
                Так вот, стучит он вечером в ворота, а я уже спать собирался, почти двое суток без сна – лесные пожары тушили. Вышел я за ворота, а он мешок из машины вытряхивает и спрашивает, видел ли я что подобное. К моим ногам упала птица, которую я видел лишь два раза: на юге Курганской области и на севере Кустанайской. Но это же степь, или лесостепь! Иван смотрит на меня и ухмыляется.
                -- И что? -- Спрашиваю я, где добыл?
                Иван как-то даже растерялся, ожидая от меня  другой реакции -- Так рыбачили мы на Беляковке, между Комаровой и Рамылом, смотрим – а она лежит на воде под берегом.  Взял в руки, а она уже слегка попахивает. А главное, ни крови, ни ранки не видно. Нас трое было, все охотники с детства, но такого чуда  ещё не видели. Даже поспорили, не гусь ли это. Сам смотри, шея для утки длинная, лапы тоже, да и клюв. Хотели выбросить, а я подумал, может ты чучело сделаешь, ну и бросил в мешок.
                -- Ваня! Это утка! Огарь называется, а ещё у неё есть второе название – красная утка. Почему? Я надеюсь объяснять долго не надо. Общий окрас птицы – ярко-рыжий, голова и шея – светло рыжие, и только концы крылев,  хвост  и надхвостье чёрные. Лапы и клюв тоже чёрные, но это уже не оперение. Так, ещё зеркальце на крыле зелёное. Да, вот это  интересно!  Видишь, между шеей и грудью чёрное кольцо. Это – самец. Кольцо является единственным половым отличием. Что ещё тебе сказать… птица эта живёт и гнездится в степной и лесостепной зоне и у нас она большая редкость. По крайней мере я её ни разу здесь не видел, хотя и слышал от охотников. Жаль, что чучело из него не получится: тушка начала портиться и шкурка будет рваться, это точно, уж поверь мне. Да, Вань, а ведь огарь одна из немногих уток, которая живёт парами и даже по нескольку лет. А это значит, что вполне возможно, что где-то близко находится гнездо. Уже близко середина июня и самка должна насиживать…
                -- Вот, что я и хочу тебе рассказать – перебил меня Иван – слушай! Метров сто бат плыл по течению под обрывистым берегом, и я, чтобы притормозить, ухватился за ветки куста, нависшего нал водой. Что тут произошло!! Из куста раздалось шипение, наподобие змеиного, только громче, а потом на меня вылетела вот такая же утка. Я отшатнулся и чуть было не перевернулся  вместе с батом. А утка сделала небольшой круг и опять пыталась налететь на меня. Я поднял весло, утка взмыла вверх и стала описывать надо мной круги со звучными такими криками вроде «каанг» и хриплой трелью. Лодку немного снесло по течению, но я вернулся и раздвинул ветки куста. В полуметре над головой, в обрыве была большая выемка, но было ли там гнездо, видно не было. Мы уплыли и продолжили рыбалку.
                -- Вань! – отчаянно взмолился я – давай завтра съездим.!
                -- Не получится, Кузьмич – меня на всю неделю отправляют на стройку к шабашникам, а там придётся работать от зари до зари. Но я пометил место. Ты Красную горку знаешь?
                --  Знаю – ответил я  -- там ещё барсучий городок.
                -- Вот, вот, езжай по этой стороне речки, от полей, остановишься напротив горки, а выше по течению, на той стороне, прямо напротив куста я привязал обрывок бинта. Его хорошо видно с обрыва, а ивовый куст там один среди ольховника.
              Утром, предупредив лесничего о своём приезде, я отправился в Ертарское лесничество. Запланированную там работу мы с лесничим закончили к  трём часам дня, и я выехал обратно. По пути свернул на Комарово и поехал вдоль берега  Беляковки.  Доехал до Красной горки, но белой ленты бинта на противоположной стороне речки не увидел из-за довольно густой береговой растительности. Решил вернуться пешком. Переоделся, взял с собой бинокль и топорик. Вот одиночный ивовый куст среди тонкой поросли ольховника. Раздвигаю ветки перед собой. Точно! На той стороне вижу привязанную белеющую тряпку. Ложусь на землю и подползаю к кромке обрыва.  Заглядываю вниз, но ничего не вижу. Обрыв даже не вертикальный, а уходит вниз под острым углом. Дальше двигаться опасно: можно обрушиться в речку вместе с козырьком обрыва.
                Что делать? Вспоминаю, что в машине есть длинная прочная верёвка.  Возвращаюсь и подгоняю машину к обрыву. Ставлю на ручной тормоз и включаю заднюю передачу. Затем привязываю верёвку за бампер и начинаю спускаться вперёд ногами. Получаю чувствительный удар по ноге и слышу хлопанье крыльев. Значит, рассчитал правильно, и спускаюсь прямо перед гнездом. Утка кругами с криком летает над кустами. А вот и ниша. Просто от обрыва отделился и вывалился большущий кусок глины, и образовалась маленькая пещерка. На её дне гнездо. Висеть тяжело. Пытаюсь подгрести ногами свисающие ивовые ветви. Ага, получилось! Какая никакая, но опора. Становится намного легче. Немного передохнул и приступил к изучению гнезда. Гнездо построено из сухих стеблей и листьев трав, водорослей, с примесью мха. Строительного материала довольно много, так что создаётся впечатление, что оно используется не первый год. Внутри гнездо обильно выстлано светлым пухом. Видна часть яиц. Они крупнее, чем у кряквы и имеют приятный кремовый цвет. Провести замеры нет никакой возможности. Крепче перехватываю верёвку левой рукой, а правой на ощупь пытаюсь определить количество. Что-то много! От двенадцати до четырнадцати. Всё. Теперь  наверх.
                Подтягиваясь, выползаю на козырёк. А ведь не обвалился! Какое-то время лежу. Бешено колотится сердце. Руки, ноги мелко дрожат. Встаю и, качаясь, делаю несколько неуверенных шагов к машине. Пытаюсь отвязать верёвку. Не получается: руки ещё не слушаются. Сажусь на землю, опираясь спиной о колесо. Всего охватывает радость от сознания свершившегося…