Восток - дело тонкое

Василий Насонов
2016 год - год российского и советского кино

               
               
          Афоризму: восток-дело тонкое! мы обязаны игровому фильму «Белое солнце пустыни».Кинорежиссёр – В.Мотыль. Но это сегодня – афоризм. А ещё вчера это была обыкновенная реплика, которую произнёс в художественном фильме главный герой Фёдор Сухов,символизирующий своим образом - абсолютное добро. И данной репликой он иронично охарактеризовал бесполезные действия красного командира Рахимова  с отрядом по задержанию Абдуллы и его банды. А всё потому, что чёрный Абдулла находит выход, казалось бы, из самого даже безвыходного положения. И за примером далеко ходить не надо.
               Сколько времени гонялся отряд Рахимова по безжизненной и безлюдной пустыне за Абдуллой,образ которого олицетворяет собой абсолютное зло. И всё - безрезультатно. Однажды  бандит был почти что же уже в руках Рахимова, но опять-таки вывернулся. Да ещё как! Через печную трубу сбежал. Как неуловимый чёрт или дьявол. Ну кто бы мог подумать! Это ж надо было додуматься! Через трубу. Воистину – нечистая сила! Нечистый дух! Ведь через печную трубу только дым выходит. А тут-человек. Да и человек ли? Может, только обличье человечье?
                Но и на старуху бывает проруха. Как говорится, на ловца и зверь бежит. И вот этот хищный и коварный зверь  в клетке. И всё только благодаря стараниям и военной смекалке рядового бойца Красной армии Фёдора Сухова. А в качестве приманки невольно оказались невольницы чёрного Абдуллы, которых он хотел убрать до одной. Фёдор Сухов отлично сделал своё дело за весь отряд Рахимова. Теперь он, в качестве награды за такую для всех долгожданную  победу над абсолютным злом, может с чистой совестью искупаться в море.
                Абдулла наконец-то надёжно упрятан за решётку и  уж больше никуда не сбежит. И никакие новые уловки в его безнадёжном положении не в силах ему помочь, чтобы снова вырваться на свободу. Не спасут от справедливой революционной кары.
                Тема воина Абдуллы  навсегда закрыта.
                Но Абдулла не был бы Абдуллой, если бы позволил себе так легко сложить боевое оружие и раскисать. Не таков этот  азиатский человек. Он верил в счастливый случай и терпеливо выжидал его. И этот счастливый для восточного человек билет снова  выпал. В лице его юной и  по –детски наивной и доверчивой жены - наложницы Гюльчатай.
                Не знаю, изучал ли чёрный Абдулла лингвопсихологию, а может быть, чисто интуитивным путём вышел на неё, но тем не менее очень активно и с большой пользой для себя  использовал её в диалоге с Гюльчатай.
                Обратите внимание, чёрный Абдулла не просил Гюльчатай открыть дверь и выпустить его на волю. Он отлично понимал, что в его безнадёжном положении это было бы непростительной глупостью. А глупостями заниматься Абдулла не имел права. Ошибка слишком дорого стоила бы в его очень сложной  ситуации. И тогда он пошёл на хитрость или восточную мудрость,кому как нравится. Попросил Гюльчатай всего лишь о небольшой невинной житейской услуге. Принести ему воды,чтобы утолить жажду.Хорошо зная, что в этом она не откажет,потому что и до этого случая не раз оказывала ему-господину- эту и другие бытовые услуги.На то она и наложница.В этом и заключался весь расчёт.
                И попросил чёрный Абдулла  тихим зловещим голосом. Как очень знающий и опытный дрессировщик, который находится в отчаянном положении между жизнью и смертью. И любой промах, неосторожно брошенное слово, тон его произнесения мог очень дорого ему стоить. В эти спасительные для него минуты, которые растянулись, как вечность, он думал только о своей личной жизни. Только она была для него всегда дорога, а сейчас - на острие жизни и смерти-особенно. И так дорога, что он не пожалел бы для её спасения никакой награды, никакого обещания. Всё поставил бы на карту, только чтобы выжить. Любой ценой. Даже ценой другой человеческой жизни. Многих человеческих жизней, которые для Абдуллы ничего не стоили.Ибо это были не люди,в нашем нынешнем современном понимании,а - рабы и рабыни господина.Чёрного Господина.   
                Ну, как можно не дать страждущему человеку попить воды, не облегчить его страдание, тем более что он находится в заточении. Гюльчатай сама по себе знает, что такое заточение, даже и в золотой клетке. И она, наполненная живым состраданием  и  любовью к ближнему своему, в естественном порыве без всякого внутреннего страха открывает без разрешения дверь навстречу своей насильственной и преждевременной смерти.               
                Восток – дело тонкое, а где тонко, там и рвётся.
                Вот и ещё одна тонкая ниточка в пряже жизни оборвалась.
                Случайно или закономерно?