Православные приходы на Кубани. 1954-1991 гг

Александр Бабич
Изменение количества православных приходов на Кубани,  как результат государственной политики советской власти в отношении Русской Православной Церкви (1954-1991)

Перемирие между советским государством и Русской православной церковью, так или иначе действовавшее в последнее десятилетие сталинского правления, было прервано с приходом к власти нового руководства СССР во главе с Н.С. Хрущевым. Со второй половины 1950-х годов в Советском Союзе вновь начинается массовое закрытие храмов. Не осталась в стороне от этого процесса и Кубань. Если к 1 января 1954 г. в Краснодарском крае действовало всего 211 церквей и молитвенных домов, то уже к январю 1961 г. их оставалось уже 176. В указанных церквях и молитвенных домах служили 201 чел. священников и диаконов, около 100 чел. псаломщиков, 1177 чел. членов церковных органов, из которых 42% были пенсионерами, 21% рабочих и служащих и 37% домохозяек [1].

Набирала обороты антирелигиозная пропаганда, выбивавшая из рядов верующих наиболее активные слои населения. С высокой трибуны руководитель СССР произносил речи «разоблачавшие» не только «культ личности» Сталина, но и вредоносное влияние религии: «В нашей стране подорваны социальные корни религии. В условиях социалистического общества религия не является надстройкой над базисом, она существует как пережиток старых… общественных формаций, которые возникали и развивались на основе борьбы классов, господства одного класса над другим…». И, наконец, - «Мы гордимся тем, что Советский Союз является самой атеистической страной в мире…».

В докладе уполномоченного по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю, зачитанном на Совещании уполномоченных Совета 20-22 апреля 1961 г. отмечалось, что в послевоенный период в крае «без особой необходимости было открыто свыше 240 церквей и молитвенных домов». В г. Краснодаре «действуют 4 церкви, тогда как было бы достаточно одного собора, в Армавире – 2, в Майкопе – 4, в Ейске – 2, даже в некоторых станицах было по 2 церкви, а в некоторых районах по 10-12 церквей». «Новые постановления предусматривают более строгий контроль за открытием церквей и сужают возможности появления новых религиозных объединений – общин».

В результате «реформаторской» деятельности нового руководства православное духовенство было обложено высокими налогами, «Положение об управлении Русской православной церковью», разработанное Патриархом и утвержденное постановлением Совнаркома СССР 28 января 1945 г., которое способствовало укреплению церкви и расширению ее влияния, было отменено. Местным органам власти было разрешено принимать решения об ограничении колокольного звона. Эти меры совместно с разнузданной антицерковной пропагандой привели в 1961 г. к сокращению православных приходов, уменьшению количества церковнослужителей, сокращению паломничества к Святым местам. За период с 1960 г. по март 1961 г. в СССР было снято с регистрации 1775 религиозных общин из числа 13012 (13,6%), в том числе по Краснодарскому краю ликвидирована 41 община (20,3%). Всего по Союзу в это время закрыто 13 монастырей и скитов, упразднено 2 семинарии, наполовину сократился прием в духовные учебные заведения. Однако указанные «достижения» считались лишь началом, поскольку в стране по состоянию на 1 апреля 1961 г. еще было 11237 церквей и молитвенных домов, 31 монастырь, объединявший в себе 3220 чел монашествующих, 2 духовных академии и 6 семинарий, в которых обучалось 620 чел.; 10305 чел. духовенства, в числе которого было 65 архиереев. В Краснодарском крае по данным на 1 января 1961 г. числился 1 архиерей, 185 священников и 12 диаконов. За 1960 г. количество духовенства по краю уменьшилось на 25 человек, а за пять месяцев 1961 г. еще на 13. Особенное недовольство местных властей вызывало количество церквей и молитвенных домов в крае, - на тот момент их было 161. В некоторых районах числилось 1-3 церкви; четыре действующих храма было в Брюховецком районе, четыре в Ейском, четыре в Красноармейском, пять в Калининском, четыре в Каневском, пять в Кавказском, четыре в Курганинском, шесть в Лабинском, шесть в Новотитаровском, пять в Отрадненском, четыре в Пластуновском, пять в Псебайском, четыре в Приморско-Ахтарском, четыре в Тихорецком, шесть в Усть-Лабинском.

Высока была, по мнению руководства, и религиозная обрядность. По данным епархиального управления в 1959 г. совершено 19784 крещений, 1112 венчаний и 7195 отпеваний; в 1960 г. – 19702 крещения, 739 венчаний и 6901 отпевание, несмотря на то, что данные, очевидно, были занижены [2].

Темпы борьбы с церковью нарастали. Казалось, Н.С. Хрущев хочет уничтожить все плоды Великой Победы, связанные с духовным возрождением России, повернуть вспять историю. К 1 января 1962 г. в Краснодарском крае осталось уже 140 церквей и молитвенных домов, из числа которых в городах и рабочих поселках – 34 церковные общины, в сельской местности – 106. В целом за два года с регистрации было снято 62 общины.

Молитвенные здания ликвидированных приходов использовались под школы-интернаты (14 зданий), больницы (2 здания), детские ясли (5 зданий), клубы и библиотеки (10 зданий), одно здание было намечено под планетарий, два под административные цели, 6 под квартиры, 9 под хозяйственные цели, 7 снесено за непригодностью, 6 к этому времени еще не было освобождено. 20 зданий бывших церковных сторожек использовались под сельские библиотеки (4 здания), школьные общежития-интернаты (4 здания), квартиры (10 зданий), одно здание под пионерскую комнату и одно под аптечный склад.

Всего на 1 января 1962 г. в епархии числилось 153 священника, 9 диаконов и 81 псаломщик, среди них окончивших духовные семинарии и академии с 1945 по 1962 год включительно – 22 человека.

В 1961 г. было рукоположено 2 человека, окончивших духовные учебные заведения:

1. Савенко Вячеслав Васильевич, 1937 г. рожд., уроженец г. Новороссийска. Окончил Московскую духовную семинарию и 2 курса академии (1955-1961 гг.). До поступления в духовную семинарию учился в Славянской средней школе. С 1952 по 1954 гг. состоял в комсомоле, был секретарем комсомольской организации. Жена Савенко В.В. жительница г. Краснодара, работала машинисткой в стройтресте. Отец, Савенко Василий, фронтовик, умер от ран, мать пенсионерка, работала поваром в ресторане. Дед по материнской линии, Александров, благочинный и настоятель церкви в г. Славянске.

2. Тесленко Павел Анисимович, 1933 г. рожд., уроженец с. Киевского Крымского района. В 1961 г. окончил Одесскую духовную семинарию, до этого – 7 классов средней школы и шоферские курсы. Отец, в прошлом рабочий (кузнец), с 1943 г. служил священником.

В следующем, 1962 г., по различным причинам выбыло из состава духовенства 37 человек, в том числе снятых с регистрации за нарушение инструкции по применению законодательства о культах – 7 человек и 6 переведены с настоятелей на второштатные должности.

Новороссийский благочинный Комар А.Г. снял с себя духовный сан, опубликовав свое отречение в центральной печати и поступил в Пятигорскую зубоврачебную школу. Его семья проживала в собственном доме в г. Геленджике [3].

Прошло еще два года жесткого противостояния Русской православной церкви и воинствующих безбожников. В результате, к 1 января 1965 г. в Краснодарском крае действовало всего лишь 76 церквей и молитвенных домов, в том числе: в городах краевого подчинения 14: в Краснодаре 2, в Сочи 2, и в остальных по одному храму. По пяти храмов имелось в Лабинском и Динском районах, по четыре – в Кавказском, Каневском, Ново-Покровском, Отрадненском и Усть-Лабинском; по три в Ейском, Кореновском, Курганинском, Ленинградском, Ново-Кубанском, Павловском, Славянском и Темрюкском; по две церкви в Абинском, Белореченском, Крымском, Кущевском, Тимашевском и Тихорецком и по одной церкви в Апшеронском, Гиагинском, Кошехабльском районах и в г. Майкопе.

С приходом к власти Л.И. Брежнева в октябре 1964 г., и во все время его правления, процесс закрытия храмов и жестокое противостояние между православной церковью и государством практически прекратились, в то же время, следует отметить, что государство по-прежнему оставалось атеистическим, и жесткий контроль с его стороны над православной церковью и верующими сохранялся.

В 1983 г., также как и в 1965 г., в крае действовало 76 православных общин, в том числе, в городах краевого и областного подчинения – 18 и в сельских районах – 58. По отчетам уполномоченного «деятельность православных приходов по-прежнему представляла наибольшую активность по сравнению с другими конфессиями». По данным Епархиального управления, в особо чтимые праздники (Пасха, Рождество и др.) церкви и молитвенные дома посещали десятки тысяч людей. Так, в первый день Пасхи 1983 г. церкви посетило 137 тысяч человек, в числе которых мужчины составили 12%, женщины 88%. В Пасхальную ночь было освящено 173 тыс. куличей и продано 303 штук свечей. В обычные воскресные дни посещение всех церквей прихожанами достигало 18-19 тыс. человек, в среднем по каждому приходу ок. 240 человек.

Следует также отметить, что в 1980-е годы стало возрастать и материальное положение православных обществ Кубани. Денежные поступления всех 76 общин в 1983 г. по сравнению с 1982 г. увеличилось на 3 процента и составило 4184,6 тыс. руб., в том числе: от обрядов 666,8 тыс. руб., добровольных пожертвований – 226,7 тыс. руб. и от продажи предметов культа – 3293,1 тыс. руб. Среднее поступление денежных средств каждого прихода за 1983 г. составило 55, 6 тыс. рублей [4].

Русская Православная церковь готовилась к празднованию Тысячелетия Крещения Руси (1988 г.), а также к переменам в государственной политике, которые должны были произойти в обозримом будущем, хотя в то время мало кто представлял себе это будущее, закончившееся крушением советской империи, отделением союзных республик, кровавыми конфликтами и продвижением Северо-Атлантического блока НАТО на Восток…

Для иллюстрации вышеизложенных данных и представления общей картины жизни и деятельности православных общин на Кубани, обратимся к краткой характеристике некоторых из них в этот период.

Итак, что же происходило в 1960-е-1980-е годы в приходах Краснодарской епархии?

В г. Краснодаре в это время действовали две православные общины: Екатерининский собор и Св.-Георгиевская церковь.

В Екатерининском кафедральном соборе 25 февраля 1963 г. в качестве настоятеля и члена епархиального совета религиозного общества собора был назначен Гетман Николай Федорович, 1918 г. рожд., ст. Брюховецкая, окончивший 3 класса духовной семинарии.

13 ноября 1964 г. штатным священником назначен Пашкевич Павел Иванович; 20 февраля 1966 г. в сан священника рукоположен Почтовый Александр Гаврилович, (1939 г. рожд., г. Киев, окончил духовную семинарию в г. Одессе (1957-1961 гг.) и духовную академию в г. Загорске (1961-1965 гг.) командированный Учебным комитетом Московской Патриархии, и определен на штатное священническое место Кафедрального собора.

19 декабря 1966 г. на должность протодиакона Св.-Екатерининского собора назначается Анатолий Васильевич Байдецкий, 1939 г. рожд., с. Белгородка Вербского района Ровенской области, окончил Ленинградскую духовную семинарию в 1961 г.

Указом Архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия от 8 июля 1970 г. штатным священником собора назначен протоиерей Даниил Корнилиевич Скориков; с 1 декабря 1972 г. протоиерей Евгений Гавриилович Околот освобождается от должности штатного протоиерея Георгиевской церкви г. Краснодара и назначается на штатную должность протоиерея Екатерининского собора, а с 13 ноября 1973 г. он назначается членом епархиального совета.

С 5 июля 1975 г. иеромонах Нафанаил (Николай Михайлович Черняк) был освобожден от должности настоятеля Георгиевского молитвенного дома ст. Варениковской и назначен на должность штатного священника собора.

24 августа 1976 г. на должность штатного священника назначен священник Владимир Александрович Колесников, 1952 г. рожд., посвященный в сан 19 августа 1976 г. [5].

Суровые испытания выпали на долю Св.-Троицкой церкви.

Этот храм, один из красивейших в городе, был закрыт первый раз в 1934 г., затем восстановлен в 1942 г. в период временной оккупации города. После войны он был передан православной общине, однако, условия, в которых оказались верующие в то время были неудовлетворительными. После освобождения города в подвальное помещение храма вселилась засолочная база «Плодоовощторга», что не могло не повредить архитектурной целостности здания и проведению богослужений. В письме Епископа Краснодарского и Кубанского Флавиана от 20.10.1947 г. Уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Краснодарском крайисполкоме, в частности упоминалось, что «проникающая вверх сырость подвала, прежде всего, уничтожает полы храма, заражая древесину губительным микробом под названием «домового грибка», в дальнейшем стены храма, покрытые ценной, художественной живописью, непосредственно рукой великого нашего русского художника Васнецова (на самом деле учеником В.Васнецова Н.М. Сафоновым. - А.Б.), который несколько лет сам, без заместителей и помощников, производил роспись внутри храма, в настоящее время получает наслоение плесени, от которой осыпается штукатурка, краски, а вместе с ними обращается в пыль, в небытие и вся живопись. В завершение всего, отряды крыс, наполняющие засолочные помещения, расширяют свои владения, и довершают разрушение всего здания храма, а во дворе храма, огражденном колючей проволокой и занятом Горпищеторгом, периодически площадь его заполняется крупным рогатым скотом, отчего создается полная антисанитария: кучи навоза и мириады мух…». К сожалению, прошение удовлетворено не было…

6 августа 1945 г. настоятелем Св-Троицкой церкви назначен протоиерей Краснопевцев Николай Георгиевич, 1887 г. рождения, уроженец Ставропольской губернии (с. Новопредтеченское Виноделинского уезда). В 1910 г. он окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1910 по 1914 гг. состоял учителем одноклассной школы с. Северного Александровского уезда Ставропольской губ.; с 1914 по 1915 гг. – диаконом ст. Мингрельской Кубанской области; с 1915 по 1923 гг. – священником ст. Приморско-Ахтарской Кубанской обл., с 1923 по 1932 гг. – священником ст. Кармалиновской; с 1932 по 1935 гг. – священником г. Армавира; затем был осужден на три года трудовых лагерей по ст. 58 п. 10 с отбытием наказания в Карагандинской области, после освобождения, в 1938 г., вернулся в г. Армавир, где работал в различных учреждениях, а после этого жил и трудился в Московской и Рязанской областях. В ноябре 1943 г. был вызван епископом Краснодарским Фотием на временную службу священником при церкви сел. Успенского Краснодарского края, а 6 февраля 1944 г. получил назначение на штатное место 2-го священника к Св.-Троицкой церкви г. Армавира.

29 марта 1945 г. к Св.-Троицкому храму был определен священник Гарнага Иван Денисович, 1883 г. рожд., уроженец ст. Старокорсунской Кубанской области, ранее служивший в Троицком храме, вскоре назначенный настоятелем; а 31 марта – священник Ильяшев Кирилл Петрович, 1873 г. рожд., уроженец Курской области.

О священнике Гарнага И.Д. известно, что он служил псаломщиком в ст. Анапской с 1901 по 1906 гг.; с 1906 по 1910 гг. – диаконом в г. Краснодаре; с 1910 по 1924 гг. диаконом в ст. Ивановской; с 1924 по 1927 гг. в ст. Архангельской Тихорецкого района; с 1927 по 1930 гг. священником в ст. Алексеевской Тихорецкого района. В 1930 г. ушел за штат. С 1933 по 1937 г. работал почтовым работником в Горьковском крае; с 1937 по 1942 гг. продавцом в Главтабаке  в г. Краснодаре. В 1942 г. с сентября по 28 января 1943 г. священником в ст. Ивановской; с 28 января 1943 г. по 5 апреля 1944 г. священником в Св.-Троицкой церкви г. Краснодара.


С 1947 по 1953 г. вначале штатным священником, а затем настоятелем в Св.-Троицком соборе служил Дуванский Иван Владимирович, род. 24 августа 1893 г. в ст. Полтавской Кубанской области. В 1905 г. окончил церковно-приходскую школу в ст. Полтавской, в 1918 г. вступил в брак с Евгенией Павловной Король. С 16 февраля 1943 г. служил в рядах Красной Армии, имел как церковные, так и боевые награды: орден «Красная Звезда», медаль «За боевые заслуги», набедренник (1950 г.), скуфью (1951 г.); 7 июня 1957 г. на место настоятеля Троицкой церкви назначен протопресвитер Рогожин Михаил Петрович.

Следует отметить такой факт: 20 сентября 1950 г. было принято решение Краснодарского крайисполкома «просить Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР закрыть Троицкую церковь в г. Краснодаре». Мотивировалось это тем, что в городе «имеются три других действующих храма – кафедральный Собор (во имя Св. Екатерины), Ильинская и Георгиевская церкви, что может вполне удовлетворить нужды верующих». Однако Совет принял 25 октября 1950 г. постановление «считать, что закрытие Троицкой церкви в г. Краснодаре является несвоевременным». Попытка Краснодарского крайисполкома (решение № 1308 от 12.07.1951 г.) пересмотреть это постановление также не увенчалась успехом: 22.08.1951 г. Совет постановил «считать, что к пересмотру решения Совета по данному вопросу от 25.10.1950 г. нет оснований».

Через десять лет, в соответствии с постановлением заседания Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР от 1 июня 1961 г., принятого по ходатайству Краснодарского крайисполкома от 16 мая 1961 г. № 457, храм был закрыт, а община снята с регистрации [6].

Через 18 лет после закрытия Св.-Троицкой церкви, решением Краснодарского крайисполкома  от 16.05.1979 г. № 333, она, как памятник архитектуры, была взята под охрану государства, затем, в соответствии с решением Краснодарского горисполкома от 24.08.1979 г. № 373 здание храма передано на баланс управления культуры крайисполкома, и, наконец, распоряжением крайисполкома от 06.12.1988 г. № 854 определено использование его в качестве памятника музейного показа.

В 1988 г. Управляющий епархией архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) официально обратился в Краснодарский крайком КПСС и Краснодарский крайисполком с просьбой передать помещения Троицкой и Ильинской церквей православной общине для восстановления за счет ее сил и средств и последующего использования для религиозных целей. Эту просьбу активно поддерживают верующие, направляя обращения и просьбы в Совет по делам религий при Совете Министров СССР и средства массовой информации.

31 августа 1989 г. Краснодарский крайисполком, в соответствии с рекомендацией бюро краевого комитета КПСС от 1 августа 1989 г. решил удовлетворить просьбу верующих граждан г. Краснодара о регистрации религиозного общества русской православной церкви и передаче ему имеющегося в г. Краснодаре здания Троицкой церкви с последующим производством реставрационно-восстановительных работ на средства верующих. Это решение было утверждено Советом по делам религий при Совете Министров СССР 30 сентября 1989 г. Настоятелем возвращенного храма стал протоиерей Михаил Спицын. С 1 августа 1990 года настоятелем Св.-Троицкого храма назначается протоиерей Милий Васильевич Руднев; протодиаконом ( с 27 августа) – Анатолий Байдецкий [7].

Не менее интересна история возрождения «обетного» Ильинского храма, построенного по оригинальному проекту известного кубанского архитектора Николая Георгиевича Петина (1875-1913 гг.) в 1907 г. на добровольные пожертвования екатеринодарцев в память избавления города от эпидемии холеры 1892 г. [8].

После снятия в 1963 г. с регистрации общины здание Ильинского храма использовалось как склад спорткультторга. На основании решения Краснодарского крайисполкома от 26 августа 1981 г. № 540 здание Ильинской церкви было взято под охрану государства. В 1988 г. Управляющий епархией архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) официально обратился в Краснодарский крайком КПСС и Краснодарский крайисполком с просьбой передать помещения Троицкой и Ильинской церквей православной общине для восстановления за счет ее сил и средств и последующего использования для религиозных целей. Эту просьбу активно поддерживаеют верующие, направляя обращения и просьбы в Совет по делам религий при Совете Министров СССР и средства массовой информации. В одном из заявлений верующих Архиепископу Краснодарскому и Кубанскому 1988 г. есть такие слова «… храм находится в центре города на углу улиц Октябрьской и Пашковской. Сердце сжимается от боли, когда проезжаешь или проходишь мимо. Разве только слепой не заметит, а зрячий скажет: «Люди, где же вы?». Слезы сами текут, до какого же состояния довели ее. Крыша колокольни раскрыта, купол совсем снят, потолок, должно быть, сгнил. Стоит осиротевшая, как хата вдовы, ободранная, захламленная. Больше 20 лет стоит в бездействии, а могла бы приносить радость верующим и пользу государству…».

В письме правящему архиепископу Исидору от имени Краснодарской краевой писательской организации за подписями И.А. Зубенко, В.И. Лихоносова, А. Нестеренко, В.Г. Захарченко, И.В. Вараввы, В.А. Канашкина, Н.А. Михайлова, В.П. Попова, Ю.Г. Макаренко, сказано следующее: «В альманах Кубань поступило около двух тысяч подписей жителей нашего города, ходатайствующих о передаче Краснодарской епархии единственной в городе казачьей обетной церкви. Ведущие писатели нашего края и члены редколлегии альманаха «Кубань» поддержали это ходатайство и передали его в крайисполком и крайком КПСС, приняли его текст к печати в альманахе […]. От имени обратившихся к нам жителей города и от читателей альманаха, просим Вас возобновить Вашу просьбу о передаче Ильинской церкви епархии».

2 августа 1989 г. городские власти приняли решение об устройстве в храме музея прикладного искусства.

10 февраля 1990 г. от имени 80-ти священнослужителей  Краснодарской епархии и двух тыс. чел. Интеллигенции и жителей г. Краснодара Председателю Совета по делам религии при Совете Министров РСФСР Леониду Федоровичу Колесникову была направлена телеграмма с просьбой «оказать содействие в передаче Ильинского храма православной общине верующих».
 
22 февраля 1990 г. вышло распоряжение Краснодарского крайисполкома под № 135-р о передаче здания Ильинской церкви Русской Православной церкви.

15 мая 1990 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил: «Зарегистрировать религиозное общество Русской православной церкви и передать ему в пользование здание Ильинской церкви в г. Краснодаре». Настоятелем Ильинского храма 30 мая 1990 г. был назначен протоиерей Николай Щербаков. После этого началось восстановление Св.-Ильинской церкви. Сегодня это один из красивейших храмов города [10].
Действовали храмы и в других крупных городах Кубани, например, в городе-герое Новороссийске – храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Поскольку послевоенная история этого храма не вошла в предыдущую статью, здесь было бы уместно восполнить этот пробел.

Итак, в период временной оккупации г. Новороссийска во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Успенский храм г. Новороссийска был действующим.

13 января 1945 г. религиозная община Успенской церкви была зарегистрирована органами советской власти, о чем была дана справка Уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви при Краснодарском крайисполкоме № К-450-р-130.

15 декабря 1944 г. Новороссийский горисполком передал православной общине в бессрочное и бесплатное пользование, находящиеся в г. Новороссийске по ул. Видова, 26, одноэтажное каменное церковное здание с находящимися при нем сторожкой и богослужебными предметами.

9 сентября 1955 г. настоятелем Успенской церкви назначается священник Бетьков Иван Михайлович, 1903 г. рожд., сел. Утевка Куйбышевской области. Посвящен в сан иерея в 1946 г., окончил 4 класса Самарского духовного училища и 2 класса Самарской духовной семинарии, а также  учительские курсы (1911-1918 гг.). С 1946 г. служил в храмах Краснодарского края: диаконом Георгиевской и священником Троицкой церквей в г. Краснодаре (1946-1947 гг.); священником Успенской церкви г. Кропоткина (1947-1950 гг.); священником Николаевского молитвенного дома г. Лабинска (1950-1952 гг.); священником Вознесенской церкви ст. Курганной (1952-1953); священником и благочинным в Св.-Покровском молитвенном доме г. Апшеронска (с 15.02.1953 г.); священником и благочинным Св.-Успенской церкви г. Тихорецка (1954-1955 гг.).

7 июня 1955 г. на место диакона Успенской церкви назначается Павленко Григорий Макарьевич, 1909 г. рожд., Днепропетровской области, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С 1946 г. служил 2-м диаконом Екатерининского Кафедрального собора г. Краснодара, затем диаконом в городах Сочи и Ейске (1947-1955 гг.).

29 октября 1957 г. диаконом Успенской церкви назначен Кисличенко Иван Евдокимович, 1929 г. рожд.,  сл. Мальчевская Ростовкой области; окончил полный курс Ставропольской духовной семинарии (1953-1957 гг.), рукоположен в сан диакона 18.09.1957 г.

7 октября 1961 г. на штатное место дикона назначен Боканча Степан Тимофеевич.

9 октября 1961 г. настоятелем Успенской церкви назначен протоиерей Сахарчук Николай Николаевич; 9 апреля 1964 г. настоятелем становится протоиерей Шлыков Анатолий Иванович, который одновременно с этим назначается и на должность Новороссийского благочинного.

18 октября 1967 г. на должность настоятеля назначается протоиерей Варжавин Михаил Иосифович; 20 августа 1968 г. диаконом назначен Нагога Василий Петрович, 1923 г. рожд., ст. Ильская Северского района, окончил Московскую духовную семинарию, с 1961 по 1968 гг. служил пономарем в Геленджикском храме, в 1968 г. рукоположен во диакона.

По договору 1970 г. община верующих Успенской церкви г. Новороссийска получала в бесплатное пользование каменное молитвенное здание, расположенное на земельном участке площадью 284,6 кв. м в г. Новороссийске по ул. Видова, 26 и другие постройки: жилой каменный дом, площадью застройки 42,4 кв.м; каменную часовню (20,3 кв.м), кирпичную пристройку (7,2 кв. м), пристройку дощатую (23,4 кв. м); пристройку каменную (19,3 кв. м), пристройку бетонную (5,4 кв. м), прачечную шлакоблочную (45, 6 кв. м), сарай бетонный (8,5 кв. м), ларек дощатый (4,3 кв. м), две уборные каменные. Все постройки общей стоимостью 40299 руб. а также культовое имущество.
3 мая 1974 г. настоятелем Св.-Успенской церкви назначен протоиерей Петр Артемиевич Гудзь, род. 4 июля 1926 г. в ст. Бриньковской Краснодарского края. С 1943 по 1950 гг. находился в рядах Советской Армии.

24 марта 1956 г. рукоположен Архиепископом Краснодарским и Кубанским Борисом в сан диакона и назначен псаломщиком в Св.-Сергиевский молитвенный дом ст. Усть-Лабинской . 4 марта 1957 г. Архиеписком Виктором рукоположен в сан иерея и назначен на место настоятеля Св. Рождество-Богородицкого молитвенного дома ст. Челбасской; 2 января 1958 г. перемещен на второштатное священническое место Св. Сергиевского молитвенного дома ст. Усть-Лабинской; 2 марта 1959 г. назначен настоятелем Св. Воскресенского молитвенного дома г. Приморско-Ахтарска и Приморско-Ахтарским благочинным; 3 мая 1960 г. перемещен на место настоятеля Св. Вознесенской церкви г. Курганинска и благочинного; 8 марта 1962 г. перемещен на место настоятеля Св. Покровского собора г. Кропоткина и благочинного; 12 октября 1967 г. перемещен на должность настоятеля  Св. Троицкой церкви г. Майкопа и освобожден от должности благочинного; с 24 декабря 1968 г. – настоятель Св. Сергиевского молитвенного дома г. Усть-Лабинска. Женат, обвенчан первым браком с Раисой Тихоновной Онуфриевой.

27 февраля 1981 г. на должность штатного священника Успенского храма назначен протоиерей Владимир Дмитриевич Молчанов; 12 мая 1983 г. на должность штатного священника назначен иерей Симеон Ефимович Васильев.

1 марта 1984 г. на должность настоятеля назначен протоиерей Георгий Иванович Федоренко, он же становится и благочинным церквей Новороссийского округа.

С 20 апреля 1988 г. на штатную должность протодиакона Св.-Успенского храма назначен Лаврушин Борис Владимирович, рожд. 24 марта 1939 г., Курская обл, дер. Евграфовка, учился в Ставропольской духовной семинарии (до 1957 г.), затем в Саратовской духовной семинарии (до 1962 г.), Ленинградской духовной семинарии (1964 г.) и Духовной академии (1965-1969 гг.). женат первым браком на Бесединой Любови Петровне (в 1977 жена подала на развод и прошение о разводе было удовлетворено; двое детей Елена и Георгий). 10 августа 1967 г. рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Никодимом, Митрополитом Ленинградским и Новгородским. По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима в сентябре 1969 г. присвоена ученая степень кандидат богословия. Затем направлен Учебным комитетом в Саратовскую епархию, где нес по благословению Преосвященнейшего Пимена послушание в Троицком кафедральном соборе г. Саратова. В 1972 г. награжден двойным орарем, в 1980 г. – протодиаконом, в 1985 – орденом Св. Кн. Владимира III степени. С 1980 по 1985 гг. нес послушания в качестве архиерейского регента собора в г. Саратове.

6 февраля 1989 г. Лаврушин был уволен за штат с правом перехода в другую епархию. Протодиаконом с 1 августа 1989 г. назначен Виктор Курочкин [9].
Для завершения общей картины остановимся на ряде станичных приходов Кубани, начиная с послевоенного времени, так как этот материал также не вошел в предыдущую статью.

4 декабря 1944 г. религиозная община Трехсвятительского молитвенного дома в ст. Ленинградской была зарегистрирована и приступила к своей деятельности.

12 августа 1944 г. Ленинградским районным Советом депутатов трудящихся православной общине ст. Ленинградской было передано в бессрочное и бесплатное пользование одноэтажное, досчатое, обложенное кирпичом церковное здание, расположенное в центре площади (бывшая церковная сторожка по ул. Кооперативной, 62). Указанное здание находилось в ветхом полуразрушенном состоянии. Община в этом же году произвела капитальный ремонт помещения, переоборудовало его пристройкой алтаря, западного притвора, устройством двух главок и пристройкой сторожки, а в 1947 году, устройством северного притвора и пономарки, придало молитвенному дому вполне приличествующий вид. На эти работы община израсходовала ок. 100 тыс. рублей. Однако 15 апреля 1948 г. райисполком вынес решение, основывающееся на постановлении Совета Министров РСФСР от 2 марта 1948 г. № 143 об освобождении школьных зданий, используемых не по назначению, предложить церковному совету освободить занимаемое общиной здание и передать его школе № 1.

14 мая 1949 г. общине было предоставлено право разобрать пристройки молитвенного дома по ул. Кооперативной, 62 (алтарь с пономаркой, притвор с северной стороны, сарай, пристроенную к зданию сторожку с коридором), а также снять купол находящийся на здании, решетки на окнах и проволочную ограду и все это перенести ко вновь оборудованному молитвенному дому по ул. Торговой, 39. После изъятия указанных пристроек община должна была заделать кровельным железом отверстия на крыше, образовавшиеся вследствие изъятия алтаря и купола, вставить 2 оконных переплета с коробками в стене с восточной стороны с остеклением и заделать кирпичом имеющееся третье отверстие и оштукатурить. Во вновь предоставленном молитвенном доме община обязывалась переложить деформировавшиеся стены дома с восточной и южной стороны, своим материалом отремонтировать крышу (заменить 14 листов железа) и дважды покрасить ее, отремонтировать ставни и оконные рамы, вставить недостающие стекла, произвести обмазку и побелку дома известью с внутренней и внешней сторон, соорудить штакетную ограду с южной, восточной и северной сторон, выкопать колодец и отремонтировать бассейн. При вновь оборудованном молитвенном здании общине была предоставлена земельная площадь 2000 м;.

16 октября 1945 г. священником Трехсвятительского молитвенного дома, с правом совершения Богослужения и церковных треб на дому у верующих по их приглашению, зарегистрирован Несветайлов Никанор Макарович.
С 30 июня 1956 г. настоятелем молитвенного дома назначается протоиерей Хрипунков Иван Иванович; с 23 июля 1956 г. – священник Шолохов Иван Васильевич [8]; с 22 февраля 1958 г. – протоиерей Битин Михаил Петрович; с 10 февраля 1959 г. – священник Баранников Алексей Феодосиевич; с 21 декабря 1960 г. – священник Околот Евгений Гавриилович.

6 июля 1966 г. – священник Малинка Борис Васильевич, 1939 г. рождения, уроженец Миргородского района Полтавской области, выпускник Одесской духовной семинарии (1961-1964), командированный Учебным Комитетом Московской патриархии на служение в Краснодарскую епархию. С 29 июля 1969 г. – священник Журавлев Софроний Семенович; с 28 апреля 1971 г. – священник Федоренко Виктор Иванович; с 24 октября 1972 г. – протоиерей Христенко Анатолий Михайлович; 22 февраля 1979 г. – протоиерей Иванов Виталий Витальевич; с 13 октября 1989 г. – протоиерей Почтовой Александр Гаврилович [11].

Не менее удивительна история возрождения храма ст. Староджерелиевской. 24 марта 1945 года, решением Краснодарского крайисполкома № 16, по просьбе верующих, в станице Староджерелиевской была зарегистрирована религиозная община. Первоначально для проведения богослужений община арендовала частный дом. 17 марта 1947 г. вышло постановление Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР удовлетворить ходатайство верующих об открытии молитвенного дома в ст. Староджерелиевской Красноармейского района Краснодарского края. Решение Совета было одобрено Советом Министров СССР от 23 марта 1947 г. № 2786 и общине верующих Михаило-Архангельского молитвенного дома было предоставлено помещение для совершения религиозных таинств и служб[12].

С 5 мая 1947 г. настоятелем молитвенного дома состоял священник Петр Рождественский.

Вот что о нем известно. Петр Федорович Рождественский родился 15 января 1882 г. в селе Екатериновском Ставропольской губернии. В 1906 г. окончил курс Ставропольской духовной семинарии. В 1907 г назначен диаконом в с. Новодмитриевское Ставропольской губернии. В 1909 г. рукоположен в иереи. С 1909 по 1914 гг. служил священником в хуторе Малеванном Кубанской области, с 1914 по 1917 гг. в с. Песчаноокопском Ставропольской губернии; с 1917 по 1923 в ст. Новорождественской Кубанской области; с 1923 по 1927 гг. на Новых садах в г. Краснодаре; с 1928 г. в ст. Варениковской; с 1943 по 1944 гг. на хуторе Александровском; с 1946 г. на хуторе Железном. В составе семьи: жена Анна Ивановна (1888 г. рождения), дочь Зоя Петровна [13].

В марте 1950 г. настоятелем молитвенного дома значится протоиерей Гулевич Иван Поликарпович, 1889 г. рождения, выпускник Каменец-Подольской духовной семинарии (1909). В 1909 г. служил на железнодорожной станции Жмеринка Юго-Западной железной дороги. В 1912 г. перемещен в с. Устье Ольгинского уезда (ныне Винницкой области Украины). В 1915 г. служил священником в действующей армии. С 1919 по 1925 гг. служил в с. Ольгинка Одесской области; с 1925 г. перешел на гражаднскую работу. В период временной оккупации (в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) служил священником на хуторе Насонтове Ростовской области [14].
6 апреля 1955 г. настоятелем назначается священник Листов Валентин Алексеевич, 1895 г. рождения [15].

1 августа 1957 г. – священник Алексеенко Василий Поликарпович [16].

24 февраля 1958 г. – священник Соколов Иван Петрович [17].

В первых числах марта 1963 года, в результате несчастного случая (пожара в собственном доме), он погиб.

18 декабря 1963 г. на основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (протокол № 12) община верующих в ст. Староджерелиевской была снята с регистрации, а молитвенный дом закрыт [18].

Только лишь в 1992 году милостию Божией и усилиями верующих Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был восстановлен…
Таким образом, к 1 января 1991 года в Краснодарской епархии действовало уже 127 православных приходов, в которых значилось 145 священнослужителей (в том числе: 3 игумна, 3 архимандрита, 7 иеромонахов 55 протоиереев, 64 священника, 6 протодиаконов, 7 диаконов) [19].

К этому времени Краснодарская епархия состояла из шести крупных благочиний и являлась одной из значительных епархий Московской Патриархии, территориально занимавшей Краснодарский край, куда входила Адыгейская автономная область.

В селе Анкован (Армения) был зарегистрирован 2-й православный приход, который непосредственно подчинялся архиепископу Краснодарскому и Кубанскому. Свято-Екатеринодарский кафедральный собор в г. Краснодаре функционровал самостоятельно и не входил в состав благочиния. В это время продолжались работы по реставрации собора. Была закончена роспись центральной части, кроме алтарной, где планировалось сооружение многоярусного иконостаса. Производилась роспись левого Св.-Воскресенского придела собора. Все росписи производилась в стиле древне-русской иконописи группой московских и местных художников-реставраторов. Кроме того был приобретен набор колоколов с тональным звучанием и на колокольне собора устроена звонница.

В г. Краснодаре к этому времени, включая Св.-Екатерининский собор, действовало 4 храма.

- Свято-Георгиевский. На нем была полностью заменена кровля с возведением золоченых крестов, выполнен наружный косметический ремонт, отреставрированы ценные иконы, вновь написаны образы Рождества Богородицы и Богоявления. Планировалось приступить к росписям внутренней части храма.

- Свято-Троицкий храм. Находился в стадии интенсивной реставрации. В 1990 г. был выполнен ряд работ по отоплению храма и благоустройству его территории, заменена кровля, кресты подготовлены к золочению, проводилась очистка росписей с последующей реставрацией.

- Свято-Ильинский храм был открыт 2 августа на престольный праздник, совершено освящение храма и начались богослужения. В это же время велся ремонт кровли и стен, укреплялся фундамент.

Кроме этого к черте города был отнесен приход в ст. Старокорсунской, где продолжалось строительство нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В это время по всей епархии повсеместно продолжалось строительство новых храмов, а также ремонт и реставрация имеющихся и переоборудование молитвенных зданий в храмы.

Теперь вкратце о тех процессах, которые проходили в благочиниях.

Армавирское благочиние. Благочинный прот. о. Сергий Токарь.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы станицы Отрадной выполнен мраморный иконостас с золочеными четырехстворчатыми царскими вратами, выполнена новая церковная ограда, приобретен комплект колоколов. В Св.-Троицком храме г. Армавира расписаны стены, возведена колокольня, приобретен комплект колоколов. В Св.-Преображенском храме пос. Псебай закончено сооружение колокольни. В ст. Петропавловской завершилась реконструкция Св.-Иоанно-Богословского храма. В ст. Бесскорбной выполнена газификация храма и причтового дома. В г. Курганинске Св.-Вознесенский храм был в хорошем состоянии, переоборудовано отопление. В Новокубанске велась реставрация стен храма.

Ейское благочиние. Благочинный протоиерей о. Виктор Уткин.
В г. Тимашевске идет возведение нового Вознесенского храма и близится к завершению строительство колокольни. В ст. Каневской Св.-Покровский храм поддерживается в отличном состоянии, завершается строительство причтового дома. В ст. Калининской деревянный храм в честь Св. Богоявления, являющийся памятником архитектуры, подготовлен к капитальному ремонту, газовое отопление в храме заменено на электрическое. В ст. Брюховецкой ведется строительство нового храма. Выполнен фундамент, выложен цоколь, закончено строительство подсобных помещений. В гг. Ейске и Приморско-Ахтарске решались вопросы о предоставлении мест под строительство храмов.

Краснодарское благочиние.  Благочинный протоиерей о. Михаил Спицын.
Кроме упомянутых храмов в г. Крансодаре, близ города, в ст. Воронежской успешно велись восстановительные работы величественного и чудного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, заменена кровля, установлены двери, окна, забетонирован пол, началась реставрация колокольни. В г. Кореновске вслед за реставрацией храма выстроено двухэтажное здание, где разместилось крестильное помещение с алтарем и престолом в честь иконы Божьей Матери Смоленской, причем освящение совершалось архиерейским чином. Благоустраивалась территория, выполнена церковная ограда. В Усть-Лабинске получено разрешение на строительство нового храма и тотовился его проект. В станицах Динской, Ладожской и выселках продолжалось строительство новых храмов. В Новотитаровской, после окончания реставрации молитвенного дома, велось строительство колокольни. В Тбилисской выполнен проект колокольни и заготовлены стройматериалы. В Северской произведена реконструкция алтарной части и велось строительство причтового дома. В ст. Пластуновской Св.-Вознесенский храм поддерживался в хорошем состоянии, созданы производственный мастерские  по изготовлению металлоизделий церковной тематики. В ст. Платнировской православной общине передана древняя церковь XVIII в., где велись работы по расчистке здания и территории вокруг него, то есть подготовка к его восстановлению.
Новороссийское благочиние. Благочинный протоиерей о. Георгий Федоренко.

В городах Абинске, Геленджике, Крымске, Славянске-на-Кубани, станицах Варениковской, Тамани, храмы в хорошем состоянии. В городе Темрюке, 9 октября 1990 г., после совершения чина закладки, начато возведение нового храма. В Анапе верующим возвращено здание бывшей церкви, в нем велись восстановительные работы. В Геленджике верующим возвращен второй храм, где предстояли сложнейшие работы по его восстановлению, так как уцелели только стены. В ст. Старонижестеблиевской  продолжалось интенсивное восстановление древнего храма Св. Троицы «силами малого прихода и энтузиазмом настоятеля, священника Петра Токарева». Молитвенное здание в ст. Старокорсунской находилось в аварийном состоянии. К концу 1990 г. было получено разрешение на строительство нового храма, выделен участок и начались подготовительные работы.

Сочинское благочиние. Благочинный о. Константин Коробов.
Свято-Михайловский собор г. Сочи в хорошем состоянии. Выстроен новый причтовый дом. В Туапсе завершалась реконструкция Крестовоздвиженского молитвенного дома в храм усилиями настоятеля священника о. Анатолия Сиделкина и приходского совета. В Майкопе приступили к росписи Св.-Троицкого храма. Продолжались работы по восстановлению Св.-Воскресенской кладбищенской церкви, где были устроены хоры, заменены двери, рамы и частично произведена роспись стен. В Адлере выделено место для строительства Св.-Троицкого храма, выполнен проект и заключен договор. В Апшеронске приобретен земельный участок для устроения мужского монастыря. В Хостинском районе г. Сочи приход функционировал и богослужения совершались, но в тяжелейших условиях, так как верующим был выделен подвал, из-за того, что церковное здание было занято под АТС. Хостинский исполком отказался передать церковь верующим, мотивируя это тем, что некуда перевести АТС. В результате,  верующие летом страдали от недостатка кислорода, а зимой замерзали от холода. В ст. Гиагинской сооружен новый иконостас. В пос. Лазаревском велись работы по росписи внутренней части храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Тихорецкое благочиние. Благочинный протоиерей о. Петр Дашевский.
В г. Тихорецке продолжалось большое строительство двухэтажного дома (118 м2 с подвалом по периметру) для приходских помещений. В Св.-Покровском соборе г. Кропоткина выполнен частичный ремонт кровли. В ст. Новопокровской закончено строительство причтового дома, проведен телефон. В ст. Кущевской начато строительство двухэтажного пятикупольного храма. В ст. Крыловской выстроено служебное кирпичное здание, где должны были разместиться крестильня (баптистерий), просфорня и проч. В Белой Глине подведен газ, устроено отопление храма и других приходских помещений. В ст. Успенской большой типовой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы готовился к капитальному ремонту [20]…

Так на Кубани, в конце 1980-х – нач. 1990-х годов вновь началось возрождение Православной церкви, процесс, прерванный в середине 1950-х гг. руководством Н.С. Хрущева. Хочется верить и надеяться, что возрождение церкви приведет и к возрождению Русского духа и государственного строительства, и что вскоре нашему взору вновь предстанет великий и несокрушимый Третий Рим во всем своем величии и славе.

Русь Святая, храни Веру Православную!

Примечания:

1. ГКУ «Государственный архив Краснодарского края» (далее ГАКК). Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 115-116; Оп. 2. Д. 16. Л. 26.
2. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 16. Л. 43, 45-47, 49-50.
3. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 16. Л. 132-135.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 224. Л. 1-2.
5. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 224. Л. 1-2.
6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 321.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 321. Л. 10, 11, 14, 48, 71, 73, 84, 85, 97, 109, 112, 114, 119, 121-122, 162-170, 186, 198, 205, 214, 242.
8. Православная церковь на Кубани (конец XVIII – нач. XX). Сборник документов. Краснодар, 2001. С. XIV (вкладыш).
9. ГАКК. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1. Л. 76; Д. 11. Л. 106; Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 320. Л. 4, 6, 36, 37, 41, 48, 59, 73, 115, 125, 138,152, 154, 156, 158, 163.
10. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 457. Л. 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 16-18, 31, 33, 34, 43, 60-61, 79, 114, 121, 140, 204, 207, 213, 214.
11. ГАКК: Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 255. Л. 10-12, 28-29,35, 36, 37, 39, 42, 46-47, 54, 61, 66, 84, 133-134.
12. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 429. Л. 10, 12, 13.
13. Там же. Л. 24-24 об.
14. Там же. Л. 43-44.
15. Там же. Л. 48-49.
16. Там же. Л. 54.
17. Там же. Л 55.
18. Там же. Л. 71, 73.
19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 590. Л. 4-17.
20. Там же. Л. 46-53.