Экзамен по математике

Александр Черенков
После школы я сдавал экзамены в институт. Конкурс был жуткий – пятнадцать человек на место. Должны были быть все пятёрки. Пока складывалось всё удачно. Физика – 5, английский – 5,сочинение – 5.

За последний очень волновался. Тема была по роману «Мать»  А.М. Горького  – «Судьба женщины в рабочей слободке». Чтобы застраховаться от всегда возможных ошибок, написал предельно ёмко, но лаконично, - всего одну страницу. Со мной за длинным столом во время сочинения сидели ещё трое. Попросили списать. Дал черновик. Каждый из списывавших, а точнее бравших за основу моё сочинение с расширением, добавлял по странице текста. Получилось очень интересное распределение оценок. Первый от меня – 4, второй – 3 и третий – 2. Ну ладно, я про сочинение рассказал, чтобы сейчас про математику не так страшно было.

Не знаю почему, но к аудитории, где сдавали устный экзамен по математике, я попал далеко не в первых рядах. У дверей толпились абитуриенты. Пускали по трое. Занял очередь. В своей тройке оказался последний.  Подхожу к столу с экзаменатором. Пока ребята показывали документы и тянули билеты, я хорошо рассмотрел экзаменатора.

Сидит такой аккуратный, чисто выбритый, наглаженный, костюмчик серенький, рубашка белая с красно-синим галстуком, а в кармашке пиджака уголком торчит точно такой же расцветки платочек, нога на ногу, а там такого же цвета носки, вставленные в хорошие чёрные ботинки на коже.
 
Протягиваю экзаменационный лист. Экзаменатор видит оценки до него - отличные. Хмыкнул. Читает фамилию. Удивлённо посмотрел на меня.

- Тяните билет. Что там у вас? Позвольте, я у себя отмечу. Вот место предо мной, садитесь, готовьтесь. Хотя с такой фамилией можно и не готовиться.

Это меня сразу напрягло. Ничего не отвечаю. Сажусь и себя убеждаю, что  не надо нервничать – я к экзамену хорошо готов. Смотрю билет - ничего особенного. Два вопроса по теории и три задачи. Начинаю с доказательства.

Первый вопрос. Доказать, что площадь правильного многоугольника равна произведению полупериметра на апофему. Доказал.

Второй вопрос. Комплексные числа и действия с ними. Ну, здесь ничего не надо доказывать – только рассказать.  Записал кое-что для рассказа. Естественно не забыл, что при решении кубического уравнения по правилу Тартальи необходимы действия над мнимыми числами для получения действительного корня.
 
Дальше задачи: первая - деление многочлена на многочлен;  вторая – какое-то вычисление; третья – по уравнению построить график.

К задачам я и приступить не успел, как экзаменатор и говорит:

- Кому может быть по-другому, а  вам достаточно и этого времени на подготовку. Садитесь отвечать…

Оглянулся – все, кто раньше меня пришёл, сидят и спокойно готовятся. Этот аккуратный тип к ним не цепляется, не дёргает. Ладно, думаю, не нервничай, может ты ему понравился…, хотя не похоже. Очень у него вид хитрый. Наверно, решил меня отсеять. Говорю:

- Я только всего десять минут готовлюсь. Ещё даже к решению задач не приступал…

- Ничего, ничего, -  садитесь. Мы по ходу дела во всём разберёмся.

- Я ещё не подготовился. У меня в запасе ещё тридцать минут, а вы меня      в цейтнот вгоняете.
   
- У нас здесь не шахматы, а экзамен по математике. Буду вас спрашивать столько, сколько потребуется, пока не разберусь с вашими знаниями. Так, что по времени мы не лимитированы. Уж не думаете ли вы, что я к вам предвзято отношусь?  Садитесь, садитесь, с вашей фамилией грех больше готовиться.

- Не знаю как насчёт предвзятости, но я сел готовиться последним, а вызываете вы меня первым – это факт.

- Ладно, - прекратим на данном этапе прения. Вижу, что вы не тушуетесь и постоять за себя умеете. Садитесь. Обещаю вам объективность.

Сажусь, про себя думаю: объективность – ха, ха - завалить меня решил, гад.
Делать нечего, начинаю отвечать теорию. Первый вопрос  - экзаменатор молчит. Второй рассказываю и помянул Гаусса и его роль в изображении  комплексных чисел.

- А вы и это знаете… Очевидно, что, конечно, теория для вас не проблема. Что же вы своих задач в билете не решили?
 
- Вы же мне времени на это не дали.

- Ладно, оставим их. Я вам другие дам.

Пошли задачи одна за другой. Всё решаю. Претензий нет. Всё больше злюсь, но вида не показываю. От злости задачи стал сходу в уме решать. Он мне задачу – я ему сразу ответ.

- Хорошо задачи решаете. Не пойму, почему в билете не решили?

Думаю, ну, дурочку, гад «валяет».

- Так вы же мне их решить не дали. А теперь вы заставляете меня демонстрировать способности как в цирке. Я порядочно устал от ваших сетований по поводу нерешённых задач… Извольте…

От злости на меня нашло наитие…

Беру и сходу пишу ответы для первой и второй задач билета и у него          на глазах рисую график, не решая данного уравнения.   
Экзаменатор вытаращил на меня глаза и медленно поставил в экзаменационный лист пять.

Быстренько забрав у него документ, - вдруг передумает,  я, мокрый от нервов – хоть выжимай, развернулся, чтобы уходить.

- Вы не скажете, кем приходится вам лауреат Нобелевской премии по физике?

Думаю: вот мы и добрались до этого вопроса, который сверлил этого аккуратиста с самого начала.
   
- Однофамилец…  Для сведения - сына лауреата зовут Алексей.

- Я же обещал вам объективность.
               
- Спасибо...