Шолохов, Маруся, Пушкин, Бабель и Тихий Дон

Владимир Конюков
Шолохов, Маруся, Пушкин, Бабель  и  «Тихий Дон».



Тайны ХХ века.

Часть первая.
      
     Стиль Шолохова,
писал короткими предложениями…, завистники перебрали всех мыслимых поэтов, писателей…
Нашли!
Стиль, писать короткими предложениями только у одного, Александра Сергеевича Пушкина!
Его не такая объёмная проза или проза в стихах ХIХ века и чистая проза Шолохова, век ХХ?
     По понятным причинам, недоброжелателями тщательно скрывалось. Академическая наука об этом знала, но молчала. Говорят про те давнишние годы, напугалась нахрапа обвинителей.
     … молодой Шолохов об этом даже не догадывался, что он второй Пушкин.

     Второй основной признак.
Богатство словаря! Одно слово, фраза в разных значениях, по -  научному,
обновление слов, нет даже у Льва Николаевича Толстого в таком объёме, как у Шолохова.
     Все писатели того времени учились, как правильно писать книги у Л.Н.Толстого. Был культ правописания у патриарха литературы, он им был объявлен тогдашним царским Минобразованием, позже, советским.
Юный Шолохов учился у  Толстого создавать историю…
----
    
     Манера, а отсюда стиль изложения молодых авторов – прозаиков «огненных» 20 – х годов, учились по ходу жизни в обстановке: маузер, шашка, верный конь, обязательно тачанка с пулемётом «максим».
Читали раньше и Толстого с Чеховым и Тургенева с Достоевским, но обстановка революции, Гражданской войны повлияла так, что формируется свой язык, манера изложения, стиль  писателей, поэтов 20 - х.
     «Старики», мастера слова, незначительно меняют себя, да уже и не могут переломить, молодые в литературе «с шашкой наголо»  вскачь, творя историю.
     У Шолохова признак времени, романтика событий тех лет, так называемая, «рублёная проза». Классический пример литературоведов из «Тихого Дона», воспользуюсь и я.
     «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье».
Краткость, чёткость деталей, образность, лаконичность языка.
     И критика собратьев по перу, «Донские рассказы», а они были началом эпопеи «Тихий Дон», по стилю похожи на…  «Конармию» И.Бабеля, его сборник рассказов – новелл о Гражданской войне.
-----

     Шолоховы, Михаил и его жена Мария, при написании романа, одновременно создавали словарь диалектов необыкновенного донского языка, музыкального «витиеватого», по словам писателя И.А.Бунина, говора.
В найденных рукописях романа видны варианты сложения слов жителями Донского края.   Разговорный, как слышится, как произносится, как пишется.
Зачёркнуто, перечёркнуто, мы можем представить сейчас, то время, когда создавали текст муж,  жена, с подключением многочисленного семейства.
От тестя, идеолога, спонсора проекта, до сестёр жены, жён братьев, то есть, невесток,  вмешательства в текст романа  всего семейства.
Четыре сестры, три брата, небезразличные к литературе от отца – атамана, мечтающего оставить след на земле, написать историю казаков своего края.
Все члены семьи работали учителями в своей станице, по соседним хуторам.
---
   
     Пример «бархатного» «витиеватого», говорили и «цветастого» языка Шолохова.
«… на вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжёлым сыромятным чириком. Испепелил, испоганил – и всё. Пусто и одичало на душе Аксиньи».

     Язык Шолохова в романе, свой словарь, употребление многих слов, выражений, говор не всего Донского края. Специфика произношения, значений слов тех лет для хуторов, станиц районов, где проживала семья Шолоховых – Громославских, его жены Маруси.
     Многие слова, производные старо – казачьего церковного говора, древнего диалекта староверов, старые люди нередко употребляли слово – семейский, о чём знал только старший в семье, атаман. Частично знал и отец Михаила, начитанный, грамотный с жизненным опытом старожил Дона. Прекрасно знала бытовой местный говор мать Михаила.

     Чтобы переработать такой язык общения на бумаге, да ещё с мечтой, написать книгу – оставить свой след на земле, хотя бы в истории своей станицы, нужен коллективный труд очень заинтересованных, как минимум, своя семья. Чтобы жить духом событий книги, увлечённость, усидчивость, терпение, а эти качества присущи только женской половине семейства.
     «Женский» литературный «негр» романа – эпопеи «Тихий Дон», жена писателя Мария, видно по тексту, обороту фраз в описании быта, женщина в нём.
     Чувства, оценка, дети, родители. Любовь, страдания…
Она вживается в образ героини, переживает, чувствует, живёт её жизнью.
Она сформировала, обобщила манеру говора станичников.
     Ей семья вкидывала слова, фразы, Мария  формировала повествование под стиль мужа.
Она – компьютер, тасовала, составляла, прикрепляла к образам слова, выражения, наделяла ими баб и мужиков. Для этого нужно женское сверх терпение, усидчивость. Доверить в  семье, мужчины могли только ей, старшей по возрасту из младших, бывшей учительнице, начитанной, с литературным отношением к труду мужа, увлечённой и… заинтересованной.
    Она не сорвётся внезапно, вдруг, на охоту, рыбалку. Не побежит стремглав за сворой собак в погоне за несчастным зайцем.
Женская психология в создании слова, она в образе, в чувственном творчестве, она там… далеко летает,  ей надо время перестроиться с одного на другое, ещё говорят, спуститься с небес на землю.
----

     Шолохов,
взял что – то у Толстого, в чём – то превзошёл его.
В лёгкости чтения военного романа, многостраничной эпопеи, намного опередил мастера слова.
     Немаловажно, форма повествования, оценка войны, разговоры о войне, кто, где и как каким языком говорит, как проходят беседы. У Толстого в романе «Война и мир» вставки на французском языке, явно отвлекают, (с французами война), салонные разговоры, высшее общество.
Уровень обсуждений, высший свет, дворянство, помещики. Военная элита. Печаль за свои владения, но и за…  Родину.
     У Шолохова всё в народе, простой люд, станица, хутор, поле, двор, завалинка. Река Дон, бабы с коромыслами. Огороды, лопухи, трава… любовь на ней  и красивейшая природа края.
Поле боя, плацдарм, война, взрывы снарядов, окопная правда, грязь.
Не салонная любовь - судьба, печальная трагическая, земная.
Салон и балы, «мать – перемать», «танцы» от боли.
-----


    Как ни странно, на виду, на глазах у всех, одна из тайн успеха эпопеи «Тихий Дон»,  это ранние рассказы молодого Шолохова, из чего родился роман.
     Как родился? - Из рассказов. !!!   
… Шолохов совершенствовал свой стиль рассказчика в интервале 2 – 3 года до того, как приступил к роману «Тихий Дон».
Жена, Мария Петровна, не раз говорила, сочинитель, придумщик был непревзойдённый.
     Американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, Эрнест Хемингуэй, на весь мир отозвался, оповестил, рассказ Шолохова «Судьба человека»  лучший рассказ ХХ века! А это уже был интервал в десятилетия, от 20 – х до 1956 года, первой публикации рассказа.
     После целого тома рассказов в 20 - х, сборников «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», написать объёмный  роман не составляло большого труда. Мнение не только романистов.
Притом быстро, не в ущерб качеству.
----- 
    
     Легко до простого, написать объёмный роман. Для этого надо уметь хорошо, очень хорошо, писать рассказы. Плюс, иметь помощников, как его семья, литературно увлечённая, куда он по счастью попал, большая и дружная. Глава семьи, бывший многолетний казачий атаман, неравнодушный к истории своего народа, края, увлечённый литератор, коллекционер – историк.  У Михаила жена, Мария, по поговорке, «при умной жене и муж гением станет».
     По другой, у Оливера Холмса – старшего, американского поэта и писателя:
«Муж и жена, в конце концов, становятся  похожи друг на друга». 
Семейный союз и результат получился отменный, родился лучший роман века, под названием «Тихий Дон».

     Почему «Тихий Дон»?

«Ой, ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь!»      
                Слова из старой, престарой казачьей песни.
     Тихий Дон – это муза, песня для патриота своей земли… А каждый кто писал о крае, был патриотом.
----

     Как разгадать загадку Шолохова? И есть ли она?
Надуманное, придуманное, противоестественное… Загадку парня, в 23 года написавшего эпопею. И есть ли загадка феномена вообще, тайны, тем более. Или по принципу, нет тайны, значит, её можно придумать.
     Роман, эпическое полотно, чтобы создать его, нужно одно из главных условий – иметь не просто хорошую, а отличную память. Чтобы сотворить четырёхтомник, надо обладать феноменальной памятью. По словам его современников, свидетельств окружения и станичников, он таким качеством обладал.
-----

      … обскакал завидущих  престарелых литераторов в умении писать историю.
Старость никак не хотела признавать время молодых, талантливых, умелых. Где – то, наглых, энергичных, настырных  МОЛОДЫХ!
     В ранних воспоминаниях, особенно после войны, Михаил Александрович охотно рассказывал, как писал свои книги, что вдохновляло. Проговаривался о своей музе – жене, Марусе, как они ночами сочиняли, писали. Кромсали, редактировали вместе.
-----


     В интересах идеологии политическая цензура нещадно секла эпопею на протяжении, вплоть до 60 – х годов прошлого столетия. Выхолостила целые абзацы,… прерывалась стилистика,…
… Клевета, травля, оговор и сплетни, а его сила  СЛОВА  такова была, что даже вмешательство в текст (и умышленное) цензуры, не повлияло особо.
Читается роман легко, фразы, слог, слова воспринимаются цельным, единым, плавным, красивым, «чарующим», тонко подмеченным англичанами, повествованием.
     … Шолохов вовлёк мистическим воздействием своего слова в образы героев, как французская литература о временах Людовиков, ловко фехтующих шпагой -  словами, фразами, оборотами речи.

     Язык в общении, в том числе, бытовой, дворовый, частично перенесён в литературу из революционных, отчаянно боевых 20 – х.
Главлит издаёт приказ… «вступить в решительную борьбу с грубым, ругательным и блатным лексиконом» в литературе.
     Роман «Тихий Дон», к середине 50 – х, цензурой сделано около 150 только заметных, явных правок текста, кромсая, нарушая правила построения текста, новаторские задумки автора.
Из романа были убраны фразы:

- … искололи штыками, как чучело…
- … «бл…дей» заменили «бабами»… слово, как говорилось, так и  писалось...
- … убрали нежное, ласкательное «курвочки мои»…
- … выкинули… «Чего там ху…ню пороть!»…
- … вычеркнули смачное… «… розовым бабьим задом»…
- …совсем убрали реалистичное, жизненное… «Слезет с меня и всё одно, как и не было его, раздражнит только…».
- … странно заменили, вместо… «юбошники  вы» на «бабьи побздюхи!»
- … не стало ёмкого выражения на века, Анна Бунчуку:
«… Как намусорили, нагадили люди на земле… Сколько человеческого горя пролито!»
-----

«Григорий подошёл к спуску, - задыхаясь, хрипло окрикнул сына:
- Мишенька!... Сынок!...
      Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

     Окончание эпопеи на мотивах Библии. Дети и в них будущее. «Сияющий холодный мир…», чтобы его согреть, нужна библейская истина «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ».
С помощью, участием…
     Марию Петровну всегда подозревали завистники…
Писала, помогала, подсказывала, сочиняла, составляла…  НО, вместе с мужем создавали эпопею.
Тактичная, умная жена, эту фразу окончания романа, она говорила, ненавязчиво моделировала конец их совместной книги, своему сочинителю когда – то раньше.
Она думала, как закончить мытарства и страдания Григория Мелехова,… в его лице судьбу её земляков в переломное время  начала века.
 
    1,2,3 тома приняты с восторгом в мире, желанием знать окончание мучений главного героя и об этом они говорили, обсуждали. И он, или совместно, одновременно ли, приняли этот вариант. Женщины – матери, дети и в них будущее.
В то же время, сказал Бог о предназначении сынов человеческих, продолжение рода, чтобы человечество было вечным. Изучая духовные науки в епархиальном училище, впитав родительскую набожность, от отца писательскую жилку, знала, чем взять читателя.
     Основа литературы – начало рассказа, завлечь, заинтересовать. Окончание – поставить точку в повествовании, финал, о котором люди будут говорить, обсуждать, помнить.
О таком завершении эпопеи, жизни донского казака, она с мужем угадала или смоделировала?
75 лет – окончания написания романа «Тихий Дон», народ не перестаёт говорить.
     Михаил Александрович… «… стоит у окна, сильно плачет, вздрагивает… Я подошла к нему,  обняла...»
Выстрадан,… эмоции… Благодарность друг другу…

------------------




Часть вторая.

     Что такое стиль произведения? А манера? Приёмы, способы при написании?
Не по академическим учебникам…
Всё из жизни, наблюдения, образное мышление, простое сопоставление, обязательны сравнения, умение фантазировать и способность,… чем завлечь читателя…
Несомненно,  талант сочинителя.
Идеология произведения… Думы о наследии – мечты прославиться.
     Язык произведения в сочетании строгих классических приёмов с вольными оборотами из народного бытового обиходного. Блатной лексикон, ругательный, даже грубый в разной форме, присутствует в рассказах, стихах о казачестве у Толстого,  Пушкина, Бабеля.

     С кого брал пример, у кого учился правильно писать?
Михаил Александрович говорил, учился у Толстого. Учителями были писатели и поэты Дона. Постигал писательскую науку с разговорного станичников, жителей края, с их воспоминаний, рассказов «о старой» жизни. Учила бурная жизнь начала века.
     Ему 15 лет, станица Каргинская…
Новая  власть утвердилась, назначены органы управления, на правлении станицы объявляется об организации  своих станичных СМИ. О создании газеты, будет называться «Новый мир». Название в ногу со временем, одно но, будет рукописным творением, нет даже печатающих машинок, не говоря о наборных станках текста.
Михаил с первых дней принимает активное участие, пишет, как играют ребята в спектаклях, небольшие заметки на злободневные темы жизни станицы, её хуторов, 
было  о чём писать, тем хватало.
Он артист труппы, уже известный станичный самодеятельный театр гастролирует по хуторам, отчёт пишет рукописно сам в газету, то есть, по совместительству, работает местным журналистом. Сохранились списки местного совета, должность – журналист.

     Работа журналиста писать красиво, понятно, чтобы материал нравился станичникам. Много неграмотных, язык изложения должен быть лаконичным, короткими предложениями, ясный, понятный, МЕСТНЫЙ  с донским станичным говором. Вот откуда МАНЕРА,
СТИЛЬ будущего шедевра «Тихий Дон»,  СЛОВО божественного «спинозовского» мышления!
    
     Пишет газету, сочиняет сценарии юный драматург станицы, переделывает пьесы классиков Чехова, Островского под казачью действительность времени перемен. Создаёт образы из жизни казаков своего края, станицы, хутора.
Сам пишет и играет, проигрывает сцены своих героев пьес из повседневной жизни, реплики короткие, ясные, понятные, серьёзные и торжественные, разные.
Грустные – зрители плачут, смешные - зал катается со смеху.
Стиль времени… и народ,
у людей необходимость потребность в ярких зрелищах…, отдушина от крови, мучений недавно закончившейся Гражданской войны.


1.
     Александр Сергеевич Пушкин
писал, слагал о казачестве добрую половину своего наследия. Упоминал – тоже слагал, хоть одно слово вставлял, где казак и его среда обитания.

«А ты, повеса из повес,
На шалости рождённый,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьём
За здравие Платова.
В казачью шапку пунш нальём –
И пить давайте снова!»

Пятнадцатилетний лицеист,
год 1814, название стихотворения «Пирующие студенты», фрагмент.
     Взрослые строки, слова, взрослые поступки. Рано повзрослевшие лицеисты, оценка,  что могло быть, два года прошло, как Наполеон сжигал Москву, его родной город…
Пол - года, как русская армия, а в ней казаки, взяли  Париж!
Давайте пить за здравие героя, донского генерала  Платова, главнокомандующего казачьими войсками!
   
     Петербург в 1812 году, народ и двор опасались наступления французов на Северную Пальмиру, была и паника. Пацаны – подростки росли, как на дрожжах, война – угроза, им всё успеть попробовать. Гусарские мотивы, бутылки, рюмки, пунш.
В 15 лет тогда он и его друзья влюблялись во взрослых женщин…  и требовали ответа – взаимности, отношений  по – взрослому…  Имели таких же, как они  юных любовниц.

     Отступление в примечание.
О Пушкине все биографии в основном – высший свет, балы, дамы, вельможи…
Вспоминают роман с цыганкой и табор.
Его «донжуанский» список,  им составленный, увлечения… любовницы,  насчитывает 113 особ.
Хронология учтена, кто за кем в очереди по утверждениям биографов.
В начальной группе перечня дам, их имена, вместо одного из имён две буквы NN… «Пушкинисты» для разгадки, относили в эту аббревиатуру даже царствующую особу. До сей поры одни догадки, а разгадка была в 30 – годах, повторилась в 50 –е годы  ХХ века.
Биография нужна была в ногу с нравственной цензурой советской школы, поэт Пушкин для учеников – детей в первую очередь.
Любовь в школьных учебниках не практиковалась, а он эротику познал в 13 - 14 лет!?
     Кто из старшего поколения не помнит школьного самиздата – Пушкин о любви, про любовь… Про Баркова.
По исследованиям известного «пушкиниста» Щёголева П.Е., баллада «Тень Баркова» написана лицеистом Пушкиным в несколько этапов в  1812 – 1814 годах, 13 – 15 лет.
Мальчуковый коллектив лицея, обострённый интерес к противоположному полу. Война, взросление. Текст взрослый, со знанием дела, предмета, на практике было… эрос.
Похабная, неприличного содержания, эротичная и жутко талантливая и поэма, и баллада.
     К 70 – м годам прошлого столетия, параллельная литература -  самиздат о Пушкине, Лермонтове, Есенине…
Массой современных, на то время, публикаций задавлена.
     Время поменялось, очередные исторические перемены случились, литература не оказалась в стороне. Вспомнить «непечатные» биографии великих в самиздате  и оценить сейчас позволяют литературные сайты…

     Ранние строки поэта в стихах о любви заставляют с годами переосмыслить содержание слов.
-----
«А плут Эрот: «Останься!»
-----
Беги, беги! – Рассудок повторил.
-----
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала…
Будь счастлива! – Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал».                1814 год, ему 15 лет, «Рассудок и любовь».

Парень, но ещё ребёнок, пишет «Будь счастлива!»  Красиво, по – современному, эротично, но он подросток. 

     Две буквы латинского шрифта из «донжуанского» списка, NN, тайна из тайн?
Тайной была при жизни поэта, в веке девятнадцатом. Двадцатый, как миг пролетел, уж начало двадцать первого на «дворе». 
Шифровка поэта. Зачем? Кто под этими символами? Почему?
     Годом ранее, 1813, ему 14 лет, мальчишка, будущий гений, слагает строки

«К Наталье», фрагмент.

«Я писал карикатуру
На любезный женский пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался…
-----
В первый раз ещё стыжуся,
В женски прелести влюблён…               
-----
Вижу… девственну лилею,
-----
И любовью утомлясь,
Я слабею всякий час».

«Пушкинистами» внесено в справочники, энциклопедии, ранние любовные строки юного дарования, стиль взят из подражания поэту Батюшкову, всё на основании древнегреческих мифов… Вольная придумка.
Автобиографическое категорически отвергали. Чтобы Пушкин!? Ни – ни…, да, ни за что!
     Учителем был Батюшков, но содержание… всё своё – автобиографическое. Такая постановка вопроса советским Минобразованием встречалась в «штыки». Исследователи текстов стихов Пушкина не возражали!?

«Монах», 1813 год, парень – подросток, мальчик, всё ещё 14 лет. Овладение формой – подтекст. Фрагмент.

«И ты, виясь вокруг прекрасных ног,
Струи ручьёв прозрачнее, светлее,
Касаешься тех мест, где юный бог
Покоится меж розой и лилеей».

     Что может подросток с задатками гения к 15 годам? Война, внезапное, резкое взросление.
В 1812 году, тринадцатилетний Александр сочинял стихи на французском, а Франция, её  Императорские войска Наполеона напала на его страну…
В 1814 году, ему 15, а он уже юный мужик, вдруг повзрослел не на один год.
И в то время наука о психике была, она говорила о душе и поступках юных пятнадцатилетних,   ставших в одночасье  старше на несколько лет.  Стрессах роста…
     Царскосельский лицей, ученики готовились в чиновники на службу двора. Два года войны -  уроки добровольно, науки по желанию, дисциплина… свободная. Разговоры только о наступлении Наполеона, отступления русской армии, отечество в опасности. У мальчишек естественный патриотизм на защиту родины. Просьбы и сбегали на фронт.
Казарменное нахождение детей нарушено, без занятости вольное времяпрепровождение, разлад учебного процесса, учителям не до воспитанников. Войска мимо лицея идут и идут на войну.
Неопределённость, беспокойство, тревожное ожидание…
Стиль…  – война,

«Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».

     В 13 лет для юного Пушкина война вдали, на расстоянии, душа и сердце с защитниками отчизны. Психология подростка защищать, успеть повоевать, быть взрослым…
    
     В  13 лет, в 1918 году, подросток Шолохов слушал плач, вой казаков, мужиков и баб.
Видел, как пороли и запарывали нагайкой до смерти «те» и «другие» его родных, земляков,  на его донской земле.
Бойня, война. В душе черствел, в себе взрослел и был старше.
Война и дети. Дети войны. Что может дать ребёнку любая война? Раннее взросление, ожесточение, стремление к порокам взрослости и овладение ими… 
     О подростковой любви по – взрослому,  юного Шолохова неизвестно, а то, что она была и не одна – нет никакого сомнения, но в 15 лет он пережил такое…! Его вели на «распыл» хлопцы селянской армии батьки Махно, чтобы поставить к стенке и расстрелять по - взрослому.
Спасла будущего гения любовь Нестора Ивановича к театру, спектаклям, зрелищам.
Михаил к своёму пятнадцатилетию, был незаурядным артистом станичного театра, юным драматургом, режиссёром постановок спектаклей. Прилив чувств, воспоминания  от этого события, остались в нём на всю жизнь.
     Пушкин, Шолохов, война, мальчишеские «приливы»  по – взрослому в  их творчество.
Стиль от событий времени тех лет…               

     Завистники автора – парня Шолохова, престарелые писатели не верили – не мог  написать роман в 23 года, 1 и 2 том «Тихого Дона», что по жизни позволено возрастному, опытному.
Мог, в 13 – 14 лет видел начало казацкого бунта, в 15 лет написал заметку в станичную газету о старовере Подтёлкове, тему много позже включил в эпопею.
На подсознании родился шедевр века,  именно в 15 лет. Возраст  ГЕНИЯ!
Стиль от возраста, стрессах роста.


2.
     В молодости Шолохов исследовал творчество учителя, гения - поэта. Иначе не могло и быть, по воспоминаниям, с детства перечитал всю русскую классику, многое наизусть знал, благодаря своей феноменальной памяти. Пристальный интерес к теме казачества с детства.
     Интерес к описанию простой человеческой любви на войне, вне войны. Любовь у Пушкина, отношения мужчин и женщин – вековой интерес полов. Как подано? Красиво, завлекательно…, поэтично, жизненно.
Любовью героев Шолохова в книгах  восторгается мир. Война и любовь…
Жёсткость и нежность.
    
     Казаки Дона у Пушкина в стихах, поэмах. Повести, воспоминания. Он был на Дону, изучал быт, его поэтическая привычка и дар выхватывать главное из жизни поселений казаков и в строки уложить самую суть. У Шолохова суть шире, потому что прозаик -  в абзаце, предложении, даже повторы – суть, по – разному написаны, а смысл в единственно верной фразе.

Александр Сергеевич Пушкин о казаках.

«Казак»,фрагмент                написал в 15 лет, 1814 год.               
               
"Раз, полуношной порою
Сквозь туман и мрак,               
Ехал тихо над рекою
Удалой казак
-               

Храбрый видит красну деву
Сердце бьётся в нём,
Конь тихонько к леву, к леву
Вот уж под окном.
-

Сядь на борзого, с тобою
В дальний еду край;
Будешь счастлива со мною,
С другом всюду рай.

Что ж девица? Склонилась,
Победила страх
Робко ехать согласилась.
Счастлив стал казак.
               
Поскакали, полетели,
Дружку друг любил;
Был ей верен две недели
В третью изменил".


               
«Послание к Юдину», 1815 год.
«С седым усатым казаком…»

«Кавказский пленник», 1820 год.
«Тревоги смелых казаков…»

«К брегам причалил тайный враг,
Стрела выходит из колчана –
Взвилась – и падает казак
С окровавленного кургана»

«Братья разбойники», 1822 года,
о воинах Войска Донского.

«Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона
И в чёрных локонах еврей,
И дикие сыны степей
Калмык, башкирец безобразный,
И рыжий финн, и с ленью праздной
Везде кочующий цыган!»

«Узник»,
где казачьи мотивы песен Дона.

«Там ходить, гуляеть
Казачка одна.
Она не со мною
С донским казаком»

     Пушкин и донские мотивы в творчестве, интерес поэта к казачьей теме на протяжении всей жизни. Стихи, поэмы, наброски, письма друзьям о казаках с Дона, Стеньке Разине, «История Пугачёва». Исследовательский интерес к истории страны донского края -  допуск к государственным архивам.
     Цензура не всё разрешала печатать, строки стихов были в народе.
Утеряно безвозвратно огромное наследие -  изъятые и уничтоженные у «декабристов» после 1825 года, «вольные» эпиграммы, стихи, где были темы казачества.
     Шолохов писал, по словам И.А.Бунина, витиеватым языком.
Пример донского говора, витиеватости у Пушкина.
«Узник»,

«Там ходить, гуляеть
Казачка одна».

Прекрасно звучит двустишие и в одну строку,  «Там ходить, гуляеть казачка одна».
Пример короткого предложения.

    
3.
      Великие учителя, писатели, поэты и… жизнь во всех гранях народного бытия.
Вольности в сложении, использование смачных выражений, ненормативная лексика…
Баловались великие.
Во все времена, по разным причинам, цензура вычищала, поистине, шедевры сказания слов, фраз,… для связки, образности… чувств.
     При окончательном (современном) варианте в эпопее «Тихий Дон» нет ругательных слов, вычурного лёгкого мата. От этого роман не потерял яркости языка, не стал заметно ущемлённым. Стиль не «повредился».

     Сам Михаил Александрович ругался матом отменно, он на нём разговаривал и не казался говор грубым. Не литературный язык в быту был повсеместно. Если в среде казаков не использовать…, был бы «белой вороной».
     То же и у Пушкина, его век, его время. Окружение, помпезность высшего света…, но это не мешало выражать чувства и для «связки» языком понятным, объёмным – русским матом, хотя изъяснялись на французском и заграничными манерами старались щеголять, выделиться. «Обложить», назвать кого – то или что – то не возбранялось. Дамы из высшего света очень мило щебетали, беседовали на французском, вставляя русские крепкие словечки.

     Николай I матерился!?  Он же  Царь!
По свидетельствам очевидцев, современников того времени, матерился, как сапожник «площадными ругательствами».
     В русской литературе мат использовался и был не редкостью во все века.
У самого Александра Сергеевича с вставками нецензурной лексики стихов разного жанрового направления, множество. Что - то напечатано, обнародовано, лежат в архивах, пылятся в загашниках хранилищ… шедевры обиходного народного слова, говора.
Пример,  четверостишие… о казаке в Париже.

«Ты помнишь ли, какие были мы в Париже,
Где наш казак иль полковой наш поп
Морочил вас, к вину подсев поближе,
И ваших жён похваливал да ё…?»                (окончание из двух букв, вторая «б»)

     Завистники Шолохова в своих гонениях на писателя нашли сходство его стиля – писал короткими предложениями, как Пушкин.
Похож казачьими нецензурными выражениями…!?
Похож подражанием!
… А подражают все…, учатся.

Была, есть и будет наука… использовать в целях. Разных – добрых, низменных, прочих.
Раннее, позднее официальное литературоведение всё знало, что – то сдерживало, но ни чему не возражало!



Часть третья.

1.    
     Молодые писатели столицы в 1926 году ругали парня Шолохова за его прозу – некоторые рассказы о жизни казаков из сборника «Донские рассказы», его стиль повествования крепко похожи на новеллы о гражданской войне писателя Бабеля. Манера, те же события и главный герой казак.
Он оправдывался…, учился у старшего по возрасту мастера казачьей темы.
Исправил, был понятливым. Включённые рассказы в роман «Тихий Дон» органично вписались с поправками на своё, ему присущее  изложение  в повествовательный стиль  текста.

     Исаак Эммануилович Бабель,
родился 30 июня 1894 года в славной солнечной Одессе, в историческом знаменитом со дня основания, бандитском районе Молдаванка. Старше Шолохова на 11 лет, события революции, Гражданской войны, жизненные невероятные кульбиты всё это отразилось в творчестве.
Когда активно творил литературные «вещи», познакомился с А.М. Горьким, считал его во многом ему обязанным по литературной жизни и в быту…

     Бабель – писатель,  цитата из «Литературной энциклопедии» 1930 года.
«Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала целиком взята из революционной, ещё не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б. о Конармии чрезвычайно занимательных произведений. В лице Б. молодая советская литература получила сильного художника, попутчика, с редкой по тому времени полнотой отдавшего своё дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. – крупного художника – пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время».
Сложная в написании и восприятии характеристика, но явно хвалебная, как автора новелл «Конармия».

     Год 1930, Бабель в энциклопедии, он известен, его читают, им много написано талантливых произведений. «Одесские рассказы» популярностью создают славу писателю. Необыкновенный «благородный» бандит Беня Крик – «Король» с Молдаванки, (Мишка Япончик) и об Одессе опять говорят уважительно, в то же время…  смешно, жутко страшно,…  с почтением.
     Шолохов «гремит» в Европе – перевод на немецкий 1 и 2 тома романа «Тихий Дон». Киносценарист – консультант фильма по своим двум томам будущей эпопеи.

     Литературная общественность молодых писателей сделала замечание 20 летнему Шолохову, после первого издания «Донские рассказы» в похожести на новеллы о Гражданской войне Бабеля.
Подражание стилю, манере?
А кому подражать, если жизненный закон – младшие всегда подражают старшим.
О Гражданской войне была проза А. Фадеева «Разгром», Алексея Толстого «Хождение по мукам», потомственного казака Серафимовича «Железный поток».
Что – то брал у них,  заметно – у Бабеля.

     Бабель: «… определение новеллы очень просто. Это есть рассказ о необыкновенном происшествии…  Гёте так думал…»
Сравнить новеллу «Письмо» Бабеля и рассказ «Родинка» Шолохова или новеллу Бабеля «История одной лошади» и «Жеребёнок» Шолохова – посмотреть внимательно, масса совпадений, потому что война, а на войне «все средства хороши» - они и в литературе.
Манера, стиль, способы описания того или иного события.
     Очень точное определение понятия жанра Гёте – Бабеля, новелла – это необыкновенное происшествие!
Убийство, насилие, погромы, грабёж, мародёрство… трагедия! Конечно же, это происшествие. Война -  чрезвычайное происшествие!

     Новеллы – дневник писателя, он служил в Конармии Будённого красноармейцем. Армия воевала, наступала, убивала противника, теряла верных товарищей,  бойцы свято верили – когда закончится эта бойня, будут жить лучше. Новый путь, новая жизнь с лозунгом времени, «кто был ничем – тот станет всем». Верили, за это проливали кровь и писатель Бабель – рядовой боец, художник слова, пером всё это «происшествие» изобразил на бумаге, в книге «Конармия». Герой новелл – Лютов, псевдоним Бабеля.

     Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов, оказывается в рядах Первой Конной армии Будённого. Армия в походах, боях. Очкарик, интеллигент, мягкотелый еврей Лютов…, насмешки, издёвки конармейцев – казаков на неприспособленность к тяжёлым условиям войны, закону -  жить одним днём…
Начдив Савицкий,… «здесь на фронте, лошади, страсти, кровь, слёзы и смерть».
     Лютов… изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его покормила… Не дождавшись… берёт чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся…, казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти, как свой…
Лютов завидует твёрдости и решительности бойцов…, жестокость хочет понять. Он хочет быть…, как они  -  казаком.

     Насмотрелся на смерть, к жестокости… не привык.
… после боя видит сидящего возле дороги телефониста Долгушова. Смертельно ранен…:
- Патрон на меня надо стратить… Наскочит шляхта – насмешку сделает…
Живот у него вырван, кишки ползут на колени и видны удары сердца.
Лютов не в силах совершить убийство. Показал взводному Афоньке…
… Афонька стреляет Долгушову в рот…,
в запале готов пристрелить и корреспондента.
- Уйди! Убью!
... жалеете нас, очкарики…
    
     В эпопее Шолохов использует  манеру, приёмы жестокости авторов 20 – х  о том времени, «Не ты – так тебя!»
     1934 год, Лондон,
Английские газеты, отклики на перевод 1 и 2 тома «Тихий Дон» Шолохова под своим названием «И тихо течёт Дон».
… безжалостный реализм…
… чарующий роман…
… обвинение войне…
… сенсация года!
Запросы автору через МИД СССР о жестокостях русских нравов в книге.
Шолохов:  «… жестокость русских нравов едва ли превосходит жестокость другой нации…»


2.
     Зависимость языка, стиля Шолохова в романе от времени перемен в его стране, о  Великом переломе в переломное время - формулировка Нобелевской премии, ему вручённая.

Шолохов, рассказ «Родинка».
Отец убивает сына и по родинке узнаёт, что убил собственного сына.

Бабель, новелла «Письмо».
Мальчик – «сын полка» конармии, рассказывает автору – корреспонденту,
как брат пытал отца… - врага.

     Борис Пастернак о времени Великого перелома,
«Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая в ответ одно на другое, точно перемножали.
От крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову, ею заплывали глаза».

     Русский Великий Бунт – последствия краха Российской Империи.
Россию делили Западные союзники и Германия – прямая интервенция, делили Великое наследство дома русских царей и германских дальних родственников. Страна упала на колени, унизительное положение, кровавый выход...
     К середине 1918 года, на просторах бывшей империи, правили около 30 правительств. Губернии провозгласили себя республиками. О независимости объявила Сибирь.
Бывшая огромная страна, враждуют все: друг с другом, соседи, семьи, районы,  губернии.
В европейской части страны правят немцы, в Сибири «самочинные» правители вместе с японцами. На Кавказе и юге атаманы – казаки. Везде кровавые разборки как жить, по – старому или по - новому.
Частью территорий правят Комитеты Учредительного собрания, частью избранные народные Советы. Раскраска воинства от красных и белых до зелёных, чёрных.
Империя, государство… «раздрай»,  безвластие, беззаконие…
Стенка на стенку, улица на улицу, двор на двор, брат на брата.

     О тех днях поэт Максимилиан Волошин, 1919 год.
«Они идут освобождать…
-----
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула».

     Время уходит, многое забывается.
Начало Гражданской войны – был и такой  лозунг «Даёшь коммунизм без большевиков!».
Коммунизм слово древнее –  общественная коммуна, религиозная нравственная основа.   «обчество» равных …
При таком лозунге за коммунизм были бывшие царские чиновники, Временное правительство! В это можно поверить?
А это было, что предложить народу, какой строй, чем заменить царизм…

     Меньшинство должно править большинством. Простая теория, но она унизительная во взаимоотношениях людей, сытый правит голодным.
Большевики, масса народа – большинство. Мечта - улучшить нищенскую  жизнь,  сыты…  мечтами. Игра слов, а как можно использовать в своих целях, в любых других.
     В современном мире правит капитал, деньги, им управляет меньшинство. Абсолютное большинство живёт от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии или на пособия.

     Богатые придумали врага…, борьба с коммунизмом, борьба с народной мечтой, кто за равенство.
В  противостоянии – за свои интересы, власть, деньги,… кормушку…
Повод к войне, поход на коммунизм – за чужие территории, земли, природные богатства. Народ не в счёт, будет огрызаться, позволительно даже истребить.
     У Шолохова в «Тихом Доне», у Бабеля в «Конармии»,  герои на страницах книг рассуждают о крестьянском – казацком примитивном коммунизме, уже предчувствуя битву поколений своих детей, голодных с сытыми, прежде всего за еду, воду. Свою землю, дом, территорию…
     ХХI век, а войне не видно конца. В умах, понятиях, формулировках… Угрозах в реальном противостоянии друг на друга с использованием современного оружия.
     Чтобы народ жил дружно, надо быть в меру богатыми и счастливыми, а это ненавистное равенство для капитала.

    
3.
     Очень точное наблюдение и запись в дневнике Бабеля, провидца через время к будущим поколениям,  «Это не марксистская революция – это казацкий бунт».
Затянувшийся чуть ли не на сотню лет, трансформировался, преобразился –
с подавляющим  преимуществом побеждают  деньги,…  немаловажно -  парадокс, впереди марксистская теория,   раздел её учения о деньгах.
А что народу? Остались опять только мечты…

     Бабель учитель, Шолохов ученик, прекрасно знали, казаки были оплотом царского трона на окраинах империи. Верой и правдой служили монархии, царь Пётр I сделал поблажки, даже старую веру наполовину оставил, но только казакам Дона.
Другая сторона, все крупные народные бунты, начало в семнадцатом  веке, родились на земле донской. Казаки были по всей российской земле, кровавая смута восстаний  начиналась на Дону.
И вдруг царский трон накренился и стал рушиться, царь отрекается от престола письменно…
Написал и сказал: «Староверы и казаки будут против…»
Царь отрёкся и от них, от своих подданных, они растерялись. Казаки были против устоявшихся правил, начался бунт.

     О последствиях отречения монарха очень точно сказал дипломат царского двора, в будущем писатель А.А. Игнатьев.
«Царь нарушил клятву, данную в моём присутствии под древними сводами Успенского собора при короновании.
Русский царь отрекаться не может…».
      
     Бывший высший свет, министры, дворяне монархии стали искать другого царя, другую идеологию, другого идола преклонения...
Дворяне взбунтовались, разделились на  «белых» и «красных».
«Белые» дворяне с «белым» войском, «красные» дворяне с «красным» войском, приступом друг на друга с окрасом идей до цветных. Войско тех и других – народ со своими мечтами.
Кровь, ужас. Страх, неизвестность.
Кровавая драма когда – то могущественной империи.
 
     Идеология веры, церковь не сумела сдержать стихию, старая и новая веры в том же противостоянии идей...
     Религиозная основа, похожесть составления текста первого издания отдельными тетрадками эпопеи Шолохова. Стиль,…  библейские предсказания.
Церковные вставки в текст, отдельные выражения героев Шолохова, частью подтекстом содержание романа - устои религии разрушались, революция сносила «купола», вера надломилась и сломалась…
«Тихий Дон», дед Гришака,… «… Это не про наши смутные времена Библия гласит?»

     Сыны человеческие, продолжатели жизни на земле гибли…
Бабель в «Конармии» о матерях их родивших,
«Всё смертно. Вечная жизнь суждена только матери. И когда матери нет в живых, она оставляет по себе воспоминание, которое никто ещё не пытался осквернить. Память о матери питает в нас сострадание, как океан, безмерный океан питает реку, рассекающую вселенную…»

     Вселенная и человек. Библейская истина -  для того, чтобы человечество было вечным, нужно будущее. Будущее в сынах и дочерях.
Мать – Земля, мать – Родина, мать для детей! Необходимое условие – Мир.

     О чём писали Шолохов, Бабель? О своём времени. Герои их книг размышляли, мечтали, думали, как выйти из войны, как сделать жизнь лучше в будущем. Побеждали, гибли, страдали, надеялись.
Люди и время,  простое человеческое счастье, дом и дети, жизнь без войны.
Стиль обоих? - Безжалостный реализм гражданского противостояния в смутное время.

     Михаилу Александровичу Шолохову, Нобелевский комитет в 1965 году, присудил Премию. Автору эпопеи и за лучший стиль столетия о Гражданской войне – времени Великого перелома в переломное время истории страны, именуемый русским бунтом.


     Как предостережение гения поэзии  из века девятнадцатого двадцатому,
«Не приведи Бог увидеть русский Бунт, бессмысленный и беспощадный».

                А.С. Пушкин.








Интернет – вариант на  ПРОЗА  и  СТИХИ.
Мой цикл «Высоцкий, Шолохов» из книг «Последняя правда тайн «Тихого Дона»,
«Загадки тайны Шолохова в его биографии».
Глава в продолжение цикла.