Воспитатели

Николай Вознесенский
Это  было давно.  В  середине  шестидесятых  годов.
У  Волховского  Александра  Алексеевича   плотного,  крепкого  сорокалетнего  мужчины  не  заладились  отношения  с  женой.
Дело  дошло  до  развода.  Он  попытался  завершить  этот  процесс  мирным  путём,  но  жена  категорически  отказалась  давать  согласие  на  развод.  Он  убеждал  её,  говорил,  что у  него  есть  другая женщина,  которую  он  любит, но  всё  было  напрасно.

Более  того,  жена  написала  заявление  в  партийную  организацию  предприятия,  где  работал  Волховской.  В  заявлении  написала,  что  он  разрушает   семью,  развратничает,  бросает  её  с  ребёнком  и  так  далее.

Тогда  это  было  модно  писать  в  партийные  или  профсоюзные  организации,  где  «обвиняемого» разбирали,  прорабатывали  и  т.д.
В  общем,  учили  уму-разуму  и  советской  морали.
Так  и  на  этот  раз.  Волховского  вызвали на  заседание  партийного  бюро,  так  как он  состоял  в  КПСС. 

Заседание  партбюро  проходило  в  кабинете  директора.
Когда  он  пришёл  туда, его  попросили  подождать  в  приёмной,  пока  рассматривались  другие  вопросы.

Потом  его  пригласили  в  кабинет.  Он  вошёл,  сел.
Секретарь партийного  бюро  Фёдор  Васильевич,  морской  офицер  в  отставке,  работающий диспетчером  на  предприятии,  объявил:

— Слушается  персональное  дело  коммуниста  Волховского  Александра  Алексеевича.  Вот  заявление  его  жены  в  партийную  организацию  предприятия.    Зачитал заявление.

— Александр  Алексеевич,  что  Вы  можете  сказать  по  этому  делу? –
задал вопрос директор.
— А  что тут говорить, Александр  Дмитриевич?  Я  подал  заявление на  развод,  так  как  наши  семейные  отношения  с  женой  не  сложились.  У  меня  есть  другая  женщина,  которую  я  люблю.  Всё.
Слова  попросил  заместитель  директора  Валентин  Григорьевич  и  начал  «читать  нотацию»  нашему  герою.
И  что  это нехорошо  бросать  жену  с  ребёнком,  и  что это не  по-советски  и,  тем  более,  не  по - партийному, и  что семья – это  ячейка общества,  разрушать  которую,  это  чуть  ли  не  преступление  государственного  масштаба.

Потом  с  критикой  в  его  адрес  выступили:  директор  и другие  члены  бюро.

Александр  Алексеевич  слушал,  слушал  и,  наконец,  сказал,  обращаясь  к  секретарю  партбюро:

— Фёдор  Васильевич,  а  мне-то  можно  сказать?

— Да,  да, товарищ  Волховской,  прошу.

Тот  встал  и начал своим  густым  басом:

— Вот  я  слушаю   и  удивляюсь,  как  только    у  вас  у  всех  языки    поворачиваются   критиковать  меня  и  читать  мне  нотации?

— Вот  Вы,  Александр  Дмитриевич,— повернулся  он  к  директору. Сколько  раз  женаты??  А  я  скажу:  – трижды!

— Вы,  Валентин  Григорьевич, сколько?  — Дважды!

— Вы, Иван  Иванович,  сколько?  — Трижды!

— Вы,  Фёдор  Васильевич,  сколько?  — Дважды!

— Так  какое  моральное  право  вы  все  имеете,  чтобы  разбирать  моё, так  называемое,   персональное  дело  и  осуждать  меня?  Я  не  хочу  больше  слушать  тут  ваше  ханжество.

С  этими  словами   он  вышел  из кабинета.

Партийное  бюро   всё-таки  объявило  ему  выговор:  «За грубое  поведение  и неуважение  к  партийному  бюро». 
Но  этот  выговор  на  общем  собрании  не утвердили,  потому  что  все  уже  знали  подробности  этого  заседания  бюро.