Памяти И. А. Бунина

Виктор Алёнкин
                (Эссе)

   
                Всё будет правильно, на этом построен мир
                М. А.  Булгаков
 
    Наблюдая за жизнью, прошлым и настоящим, порою приходится подмечать некое удивительное явление: как бы неблагоприятно для истинного таланта ни складывались обстоятельства, рано или поздно история всё расставляет по местам. Такой превратностью оказалась судьба Ивана Алексеевича Бунина (1870 - 1953), ставшего первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии.

    Весна 1918 года. Уже известный писатель, дважды отмеченный Пушкинской литературной премией, почётный академик Санкт-Петербургской академии Бунин уезжает из революционной Москвы. С болью в сердце звучит его обращение к соотечественникам: – «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населённый могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освящённый богопочитанием памятью о прошлом. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы…».

    В январе 1920 года Бунин покидает осаждённый большевиками Крым. На стареньком переполненном судёнышке он вместе с женой, Верой Николаевной Муромцевой, с которой проживёт в эмиграции до конца своих дней, уходит в Константинополь.. Затем через Софию, Белград – маршрутом, которым прошли сотни тысяч русских эмигрантов, приезжает в Париж. Здесь Бунины поселились на улице Жака Оффенбаха, с лёгкой руки, наречённой поэтом Константином Бальмонтом парижским Арбатом, ибо на ней проживали в изгнании с паспортами бывшей могучей империи известные русские литераторы такие, как Куприн А.И. Мережковский Д.С. и другие.

    В Париже Бунин активно вливается в общественно-политическую жизнь и, возглавив «Союз русских литераторов и журналистов», становится одной из главных фигур эмигрантского Русского Зарубежья. Однако, в силу судьбоносных обстоятельств, политический деятель из него не состоялся, и в 1923 году Бунин уезжает на юг Франции. Переезд из шумного парижского окружения объяснялся стремлением писателя настроиться на творческий лад, то есть найти то, что давало ему надежду пережить душевную боль от предшествующих событий.

    На юге Франции чета Буниных поселилась в Провансе, в городке Грассе (этот период, как малоизвестная история частной жизни писателя, нашёл отражение в экранизации «Дневник его жены» режиссёра Алексея Учителя).

    На вилле, снятой возле моря в тихом и уютном уголке Лазурного берега, Иваном Алексеевичем были написаны лучшие произведения. Близко знавший семью Буниных литератор Александр Бахрах вспоминал, что «Грасс действовал на Бунина как любовница, так как здесь он работал больше и лучше, чем до революции». Здесь написана «Жизнь Арсеньева», принесшая писателю в 1933 году Нобелевскую премию «за строгое мастерство в развитии традиции русской классической прозы». С этой поры Бунин приобрёл мировую известность и его книги стали переводить на другие языки. Однако радостное событие для писателя омрачалось тем, что на Родине имя его замалчивалось и книги его не печатались. 

    Вторая мировая война, время, которое писатель и его окружение провели на вилле в крайней нужде. Выпавшее на долю России тяжкое испытание как-то примирило Бунина с режимом большевиков. «Совдепы» и прочее ушло на второй план, а на первый вышла его многострадальная Родина, где народ воевал с общим для него врагом. В дни тегеранской конференции, как писал Бунин в дневнике, – сам себе удивляюсь, до чего дошло – Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы, не дай Бог, с ним ничего не случилось.

    Весной 1945 года Бунины вернулись в Париж, в свою квартиру на улице Жака Оффенбаха, где встретили победу и узнали о возможности восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. Существует несколько версий о причине отказа Бунина вернуться на Родину. Возможно, что одной из них было нежелание потомственного русского дворянина иметь дело с теми, кто повинен в убийстве царской семьи, надругался над Православным Храмом.

    Человек всегда должен поступать по совести и моральная ему опора, это сознание того, что жизнь развивается по законам справедливости; при всех своих противоречиях, история неизбежно воздает по заслугам всем и вся. Вот почему творчество Бунина оказалась востребованным в наше время, когда возник особенный интерес к выбору морали и личной нравственности.

    Не имевший постоянного места жительства, Бунин писал: «Ах, если бы перестать странствовать с квартиры на квартиру! Когда всю жизнь ведешь так, как я, особенно чувствуешь эту жизнь, это земное существование как временное пребывание на какой-то узловой станции!». Есть в этих словах нечто мистическое – в Подмосковном посёлке рядом с узловой станцией, во дворе дома с резным фасадом сиротливо приютилась доска полированного чёрного лабрадорита с портретом и надписью  – «Здесь была последняя московская квартира (1917-1918) великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина».

    На ней нет следов крепления или царапин. Потерявшаяся во времени, она навевает  когда-то сказанное писателем: – «Как ни грустно в этом непонятном мире, он всё же прекрасен». Доска целёхонька до сих пор, всяк желающий может убедиться в этом, – я скажу ему адрес.

    Последний русский классик, похороненный в Париже на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, прожил, как он сам говорил, в изгнании 33 года, но Россия всегда была с ним в его творчестве, в раздумьях и постоянной душевной боли, которые продолжают жить в его литературном наследии.


                Деревня Булгаково. Лето 2016 года

Фото автора