К 205-летию Белинского. Часть-4

Александр Зинковский
ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Весной 1837 г. Виссарион Белинский, принимая помощь беспокоящихся о его здоровье друзей, едет лечиться на Кавказ. А заканчивается этот период его жизни тем, что через год он становится литературным критиком и редактором основанного его друзьями журнала «Московский наблюдатель».

Хотя, через пару лет судьба дает ему новый шанс. В 1839 г. Белинский получает от петербургской редакции «Отечественных записок» предложение занять штатное место в критическом отделе этого уважаемого и популярного журнала. В результате, Виссариону Белинскому, не желавшему оставлять полюбившуюся Москву, приходится, ввиду своего тяжелого материального положения, отправляться в Северную Столицу.
 
Однако дальнейшие события показали, что именно работа в столичном журнале «Отечественные записки» позволила Виссариону Белинскому стать по-настоящему известным, востребованным критиком и литератором. В период с 1840 – 1846 гг. он осуществляет свою мечту, регулярно публикуя на страницах этого журнала самые разнообразные свои произведения: критические заметки о театре, статьи политического и библиографического характера, работы, посвященные творчеству Державина, Лермонтова, Пушкина и других выдающихся российских литераторов и поэтов. В этих работах Белинский переосмысливает историю нашей литературы со времен Михайло Ломоносова до Александра Пушкина.

Будучи поклонником Шеллинга и Гегеля, Виссарион Белинский пытается в своих публикациях объединить критику с философией. В результате, он «научным путем» приходит к поддержке реалистической «натуральной школы», представленной в России такими выдающимися писателями, как Николай Гоголь.

Далее цитирую:

В. Г. Белинский.
 
"Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова.  Журнал «Отечественные записки». 1840 г.
 
   
   "Было время, когда теория искусства представлялась с математической точностию, так что для постижения искусства не нужно было иметь от природы чувство изящного, а следовательно, и развивать его наукою и учением. Стоило присесть на часок да прочесть любую пиитику -- и потом рассуждать об искусстве вдоль и поперек. В этих пиитиках основою была -- идея искусства, как подражания природе, с приличными, впрочем, украшениями вроде мушек, белил и румян или вроде подстриженных аллей регулярного сада. Объяснив так премудро и так глубоко значение искусства, приступали к разделению его на роды. Поэзия разделилась на лирическую, эпическую, драматическую, дидактическую, описательную, эпистолярную, пастушескую, сатирическую, эпиграмматическую и проч. и проч., -- всего не перечтешь. На чем основывалось это разделение? -- На внешних признаках, на условной форме, существовавшей отвлеченно от идеи, из которой необходимо должна выходить всякая форма. Что такое, например, драматическая поэзия? Вы думаете, что это вопрос важный, для решения которого требуется время, размышление, изучение, наука, о котором можно написать рассуждение, целую книгу? -- Ничего не бывало! не успеете перечесть по пальцам десяти, как вам уже и готов самый точный и самый удовлетворительный ответ. По мнению одних -- не слишком бойких, -- драматическая поэзия есть театральное зрелище, с некоторым подражанием природе, к наставлению и увеселению служащее; другие -- позамысловатее и в пиитических хитростях наиболее искушенные -- говорят, что драматическая поэзия есть выражение настоящего времени, как эпическая -- прошедшего, а лирическая -- будущего. Коротко и ясно! Но, милостивые государи, мужи, ученостию и древностию лет знаменитые! положим, что эпическая поэзия воспевает хриплым голосом дела минувшие, а драма представляет бывшее настоящим; но лирическая-то поэзия как успела у вас забежать вперед самой себя и выражать то, чего и не было и нет, а только еще будет? Напротив, старцы достопочтенные! viri doctissimi atque sapientissimi!1 лирическая-то поэзия и есть по преимуществу выражение настоящего момента в духе поэта, настоящего, мимолетного ощущения. Подновленные мнимым романтизмом, как белилами и румянами устарелые гетеры, некоторые истые классики заметили эту натяжку и "из глубины сознающего духа" новою нелепостию украсили старую: лирическая поэзия, говорят они, выражает настоящее время; эпическая -- прошедшее, а драматическая -- будущее, ибо-де (о, неисчерпаемая глубина сознающего духа!) она представляет людей не такими, каковы они суть, но какими должны быть!! Эту новую нелепость вытащил из глубины своего сознающего духа один немец-псевдофилософ -- Бахман, которого бестолковая эстетика, к сожалению, прекрасно переведена была, лет десять назад тому, на русский язык. Но об обновленных классиках после: обратимся к почиющим в мире. Разделив поэзию на роды, они приступали к подразделению родов на виды. Что такое трагедия? -- Определений они не любили делать, потому что определение должно основываться на разумном начале и заключать в себе, как зерно растительную силу из самого себя, возможность внутреннего (имманентного) развития из самого же себя, -- и потому прибегали к описаниям, которые гораздо легче. Итак, опишем, с их голоса, все виды драматической поэзии. Если драматическое произведение писано шестистопными рифмованными ямбами с пиитическими вольностями (необходимое условие!), если его действующие лица -- цари и их наперсники, царицы и их наперсницы, механизм действия движется чрез "вестников", которые, красноречиво и с приличною выступкою, на сцене, где ничего не делается, рассказывают, что делается за кулисами, а пятый акт кончится резнею, -- то знайте, что это "трагедия"; если же оно писано прозою и содержит в себе трогательное и назидательное происшествие из частной жизни и кончится свадьбою любовников и наказанием разлучников, -- знайте, что это "драма", или "слезная комедия", или "мещанская трагедия" -- что все одно и то же; если же драматическое произведение имеет в предмете осмеяние пороков и исправление нравов и написано шестиногими тяжелыми ямбами с пиитическими вольностями, возбуждающими смех, а в пятом акте кончится позором негодяев и чудаков и торжеством резонеров, -- знайте, это "комедия", с ее отцами и любовниками, с ее субретками и резонерами; если же оно с пением и музыкою -- то "опера".
   Согласитесь, что все это очень просто, и разве только решительные глупцы не в состоянии были постичь всех этих премудростей за один присест. Так, Мольеров "Мещанин в дворянстве" в одну минуту узнал, что стихи есть стихи, а проза есть проза, и что он, с тех пор как начал говорить, все говорил прозою. Французы мастера и толковать и понимать; быстрота соображения соединяется у них с необыкновенною ясностию изложения. Недоразумений по части искусства в оное блаженное время не было, а если бы они и возникли, стоило только раскрыть кодекс изящного -- "L'art poetique"2 Буало и пиитику Баттё. "Лицей", или "Ликей", Лагарпа, которого наши остряки прошлого века бессознательно, но очень впопад называли в шутку "Лакеем", был уже приложением теории сих великих мужей к практике; образцы искусства были утверждены и признаны в произведениях Корнеля, Расина и Мольера, с надбавкою к ним Вольтера, Кребильйона и Дюсиса -- Шекспирова парикмахера и камердинера. Все было решено и определено: наука не могла идти далее. Славное время, чудное время. И давно ли оно свирепствовало у нас на святой Руси? Давно ли Сумароков слыл "российским господином Расином"? давно ли Мерзляков -- человек даровитый и умный, душа поэтическая -- с важностию, нисколько не думая шутить или мистифировать публику, разбирал неподражаемые красоты творца дубовитого "Синава" и свирепого "Димитрия Самозванца"!.."
 


Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2016/07/03/655

Продолжение http://www.proza.ru/2016/07/07/442

Рисунок - коллаж автора.


Мои произведения на сайте:

120 лет Третьяковке - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/04/1590