38 ММКФ. Дом кино. Фильм Ке-ды

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Культура
38-й Московский международный кинофестиваль:
Дом кино. Ке-ды…

А вот и мы удостоились. Побывать на Московском международном кинофестивале. Конечно, не в качестве участников или почетных гостей, не в жюри среди мировых знаменитостей и не на красной ковровой дорожке, куда аккредитоваться мы не удосужились. А просто в душном, битком забитом публикой зале Московского дома кино, что на Васильевской улице, дом 13. Но кайф-то все равно получили…

Прелюдия

Любой театр начинается с вешалки, а мероприятие - с буфета. Поэтому, приехав заранее, чтобы не спеша все осмотреть и насладиться атмосферой международного кинофорума, я  первым делом отыскал в Доме кино ресторан, который так и называется «Дом кино». Зал ресторана на четвертом этаже был пуст и заполнился только за час до начала сеанса. Ужин, надо признаться, меня не восхитил. Борщичок оказался вполне заурядным, в посадской «Лагманной» его готовят гораздо круче. Свинина «Дом кино» под сладким соусом была повкуснее, но с деликатесами, которые я пробовал в усадьбе «Пришвинъ» на Кооперативной улице, ни в какое сравнение не идет. А десерт вообще ничем не порадовал.
Но сегодня главное было не в удовлетворении вкусовых рецепторов посадского гурманоида, а примитивная сытость. И ее я ощутил. Кроме того, данный ресторан знаменит ни сколько своей кухней, сколько своими посетителями. Судя по портретам на стенах, тут бывали Олег Янковский, Михаил Пуговкин, да и, по-видимому, все те, кто имел и имеет отношение к отечественному (и не только) кинематографу. А это, сами понимаете, дорогого стоит…

Вход в Большой зал, который вмещает 1100 посетителей, был из другого подъезда, пройти туда можно было только через летнее кафе, главный вход и цепь оскароносных бабулек, придирчиво изучивших мой пригласительный билет. (Оскароносных, потому что в городе Ейске, где я регулярно отдыхаю, у хозяйки есть суровая овчарка по кличке Оскар, у которой такой же немигающий пронзительный взгляд).
На улице несколько женщин возрастного возраста с мольбой спрашивают, не на двоих ли у меня пригласительный билет? У меня на двоих, но я взял бы в спутницы только даму лет на пятьдесят помоложе и не с такими венозными ногами…

Поднявшись по красной дорожке в фойе на второй этаж, я оглядываюсь. Публика, в основном, как и у входа, возрастная и больше женщин. Люди сидят в креслах, стоят у буфета. На стенах развешены постеры новых российских фильмов. Читаю названия, чтобы потом обязательно посмотреть: «Двое», «Человек из будущего», «Огни большой деревни», «Психи», «Сдается дом со всеми удобствами», «Я умею вязать» (тут же вспомнилось: «А вы готовить умеете? – Я вкусно режу колбасу»), кино Гоши Куценко «Врач» и, конечно же, фильм, на который пришла вся эта публика, - «Ке-ды» режиссера Сергея Соловьева. Почему через дефис, никто не объяснил, как не объяснил толком, почему и зачем культовый фильм с Цоем был назван «АССА». Как сказал кто-то умный, русская публика любит, чтоб было понепонятнее…

Сажусь на свободное место и по журналистскому обыкновению прислушиваюсь, о чем бормочут окружающие. Бабулька сзади с показным надрывом говорит соседке: «Вы понимаете, Анна Каренина у него (я так понимаю, у режиссера Сергея Соловьева, не так давно снявшего фильм по Льву Толстому со своей вечной пассией Татьяной Друбич в главной роли) говорит «ну, что вы мелете?» Я сразу поняла, что смотреть дальше не буду. Это Каренина, которая из высшего общества, которая свободно говорит по-французски, говорит «ну, что вы мелете?» Это возмутительно!»
Я отдыхаю душой в пожилой среде. Здесь не соскучишься…

Публика по-прежнему чинно сидит на диванах, пьет кофе из бумажных стаканчиков  и белое вино из бокалов. И вдруг раздается панический крик: «Пускают!!!», и бабки, забыв про свой недопитый кофе, бросаются к лестнице, снося барьеры и запреты. Как при штурме льготного пенсионного автобуса в Посаде.
Ворвавшись в зал, пенсионерки занимают каждая по полряда, развешивая на креслах мятые газетки. Шипят: «Здесь занято!» Люди пришли посмотреть высокохудожественное кино. Прикоснуться, так сказать, к высокому искусству. Москва-с…
Но рассевшись, все вдруг замечают, что рвались напрасно – свободных мест в зале пока достаточно.

Невысокая бабулька в красной официальной кепке строго отсчитывает кресла в первом ряду: «Раз, два, три… Эти места заняты. Здесь будут сидеть актрисы. Прошу освободить!»
Никогда не садитесь на первые ряды – обязательно сгонят…

К свистку судьи трибуны заполнились под завязку. Если первых зрителей, пришедших заблаговременно, запустили в зал еще за полчаса до начала сеанса, то вечно неорганизованная  молодежь прибыла всего минут за пять. И с удивлением увидела, что зал переполнен, и свободных мест нет. Таким образом, нарядно одетые опоздавшие вынуждены были судорожно шнырять по проходам, спрашивая свободное место, или просто уныло стоять, сгрудившись между рядами и возле сцены…

Соловьев

Все эти метания мигом закончились, когда на сцену гуськом вышла представительная делегация работников киноискусства. Возглавляла гусёк суровая женщина руководящего культурой вида, за ней шли режиссер Сергей Соловьев, рэпер Вася Вакуленко, известный в молодежных кругах под кличкой Баста, и актеры, исполнители главных ролей в фильме «Ке-ды», восходящая звезда российского кино Аглая Шиловская и студент 1-го курса Щукинского училища Николай Суслов.
Руководящая дама подошла к микрофону, сразу пресекла всякие перебежки и шевеление в зале, извинилась за духоту и затем передала слово режиссеру фильма Сергею Соловьеву, который пообещал быть кратким и закатил спич ровно на двадцать минут. Мастер, в частности, сказал, благоговейно цитирую.
- Первый свой приз в кинематографе я получил в 1968 году из рук замечательного режиссера и замечательного человека Александра Наумовича Митты (аплодисменты в зале). Когда кончился просмотр моего фильма, он спросил меня: «Это, действительно, ты снимал?»
- «Да, действительно, я».
Он говорит: «Я тебе должен приз вручить».
Это был первый приз в моей жизни. Я говорю: «А что за приз?»
Он говорит: «Пойдем сейчас вниз. Я куплю тебе сто пятьдесят грамм» (смех в зале).
И мы, действительно, пошли, и он купил мне сто пятьдесят грамм коньяку…
… Все премьеры всех моих картин прошли в этом зале (снова аплодисменты).
Новая картина, которую мы сделали, называется «Ке-ды», и сегодня вы ее посмотрите. Это картина по рассказу замечательного русского писателя… Я давно уже забыл, как это звучит (произносит в растяжку) – прекрасный-русский-писатель-нового-поколения. Сегодня пишут много, но так, чтобы сказать «прекрасный русский писатель», таких людей мало. И один из них Андрей Геласимов, поприветствуйте его (аплодисменты)!
Он просто потерялся. Вот… Я получал журнал «Сноб» (по информации Forbes, владелец издания «Сноб» - русский олигарх Михаил Прохоров – прим. автора) и считал своим долгом, раз мне его домой присылают, листать его и читать. Полистав его, я наткнулся на рассказ Геласимова («Ке-ды» - экранизация рассказа Андрея Геласимова Paradise found – прим. автора), который просто каким-то магическим образом в меня вселился. Я с ним болтался, не зная, куда это дело применить, года два или три. Я даже  придумал такую адскую вещь – я стал пересказывать рассказ людям, которых я люблю. Маразм. И этим маразмом я занимался довольно долго, а потом вдруг понял в процессе рассказывания, что можно снять картину…
Конечно, ни один сумасшедший, ни одно государство (заметьте, какое совершенно непроизвольное (из-под корки) сопоставление слов художником: «государство» - «сумасшедший»!), ни одно учреждение ну даже разговаривать не стали бы о том, чтобы дать мне денежек. Немного. Немножечко (Соловьев искусно изобразил жалобную просительную интонацию). На фильм «Ке-ды», через черточку (он так сказал).
Но я нашел людей нормальных, замечательных – супругов Треушниковых, которые думали неделю на эту тему, потом Антон Треушников позвонил мне:
«Я должен подумать еще несколько дней».
Я говорю: «А о чем вы думаете-то?»
Он говорит: «Ну, я должен посоветоваться с одним человеком, очень важным для меня».
Я говорю: «Ну, посоветуйтесь, только быстрее, потому что натура, все уходит. Нет – так нет, да – значит, да. Как скажете…»
Он говорит: «Ну, это очень важный человек…»
Я говорю: «Хорошо, но кто это?»
Он говорит: «Это я сам…» (смех в зале)
Он с собой посоветовался, позвонил и сказал: «Давайте! Давайте будем делать». И мы с ними за очень вменяемые, небольшие по сегодняшним бюджетам, деньги, не взяв ни одной копейки из государственных средств, сняли эту картину…»
(Сознательно не пишу фразу «конец цитаты». Чай не официальная речь, да и Соловьев – не президент Путин, и вообще - не люблю я этого…)

Соловьев говорил долго, но интересно, в том числе, отдав должное актерам, Николаю Суслову и Аглае Шиловской, не забыв оператора картины Тимофея Лобова и всех многочисленных остальных, с кем работал на съемках. Но так и не дал сказать никому из стоявших рядом ни одного слова. Все СОПРИСУТСТВОВАЛИ с Мастером, замерев в усталых (мужчины) или гламурно-выставочных (красавица Аглая Шиловская) позах. После окончания спича к Соловьеву подошел Баста и обнял его. И они все ушли…

Баста

Сергей Соловьев (снова цитирую): «Продюсеры супруги Треушниковы ко всему прочему познакомили меня еще с одним персонажем картины и с еще одним ее сопродюсером. Его имя – Ба-ста (Соловьев демонстративно для смеха разделил прозвище Василия Вакуленко на слоги, как и «Ке-ды») (аплодисменты).
Вася – это не подарок. Это такая новая песня. Мы сейчас с ним ряд песен пишем вдвоем (то ли правда, то ли Соловьев стебанулся для хохмы – непонятно, но смешно).
Я Васе сказал: «Вы не найдете время – ну часок – зайти на площадку, и я сниму, ну просто для красоты слова, ваш крупный план».
Он зашел на площадку. Я снял его крупный план. После чего он сыграл одну из главных ролей в этой картине (роль военкома со смешной надписью на груди «Баста В.М.», как принято нынче у военных – прим. автора), стал сопродюсером картины и автором ЗАМЕЧАТЕЛЬНЕЙШЕГО (выделил голосом Соловьев) саундтрека! Просто он замечательный человек (на этих словах одетый в темную майку и шорты Вася поклонился залу, признательно прижав руку к груди). Я никогда не увлекался рэпом, никогда в жизни не был его поклонником, но он меня и здесь сломал…»

Я тоже не поклонник рэпа. Но, когда услышал песню Владимира Высоцкого для фильма «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой» в переложении Басты, она, признаюсь, меня потрясла. И это единственный рэп, который я слушаю дома…
После просмотра фильма «Ке-ды» я тут же записал песни, прозвучавшие в нем, и тоже слушаю, переслушиваю и буду слушать их еще долго. Это «Партизан» и «Когда смотрю на небо» - настоящие шедевры, выбивающие из меня слезу, говорю это, совсем не боясь выглядеть сентиментальным.
Правда, это не совсем рэп – скорее рэгги, но с традиционной нарочитой рэперовской гнусавостью, которая, как ни странно, не раздражает, а добавляет ЗНАЧИМОСТИ произведению - музыкального, пусть поп, но все-таки ИСКУССТВА…

Кино

А затем пустили черно-белое кино. И мне оно понравилось...

Я не буду пересказывать сюжет картины. Пусть каждый посмотрит ее сам. Но вкратце сообщу – герой фильма, городской паренек Саша по кличке «Джаггер», должен уйти в армию. И он решает купить на все свои небольшие сбережения красивые кеды. Пусть хоть они будут ждать его из армии. И уж точно дождутся. А дальше он странным образом знакомится с девушкой Амирой, у которой, как оказалось, есть сын – аутист, и она собирается сдать – и сдает его в детский дом. А Саша уходит в армию и становится танкистом.
Вроде бы бессюжетная, на первый взгляд, история, но с глубоким, как оказалось, смыслом…
 
Первое, что я заметил, Ке-ды» во многом схожи с фильмом «АССА». Потому что, как вы уже догадались, они сняты одним и тем же режиссером. И даже если фильмы разные, а режиссер один, то все равно какие-то общие черты у них присутствуют. Взять хотя бы типаж главного героя фильма Саши – это практически точный слепок Капитана Африки из картины «АССА». И внешне, и ментально.
Во-вторых, и тот, и этот фильм о молодежи. Умный, эмоциональный, глубокий фильм. И это как посыл стать новым культом.
Как была культом перестроечной эпохи «АССА» с ее заглавной песней «Мы ждем перемен» Виктора Цоя…
Как были (и остались) культом в беспросветные бандитские 90-е фильмы режиссера Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2» с потрясающим Сергеем Бодровым в главной роли, с культовой пророческой фразой Виктора Сухорукова в сцене с бандеровцем в сортире: «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите!» И с песней  БИ-2 «Полковнику никто не пишет»…
Как станут, я почему-то уверен, культом начала XXI века и новые «Ке-ды» с их поиском смысла жизни молодого поколения. С их врожденной добротой, чувством дружбы и верности, с их, как оказалось, никуда не девшимся патриотизмом.
И пусть с легкой иронией, может, даже с издевкой, но звучит в фильме фраза танкиста Саши, нажимающего пуск танкового орудия: «За Родину! За Путина!! No pasaran!!! - Они не пройдут!»
И парни, сидящие в креслах по обе руки от меня и в зале, на этих словах аплодируют экрану…

А старики аплодируют, когда видят на экране Алексея Баталова и Татьяну Самойлову, которые «как бы играют» в этом фильме, как написано в титрах картины.
А на самом деле Соловьев сделал потрясающий ход – показал уход в армию Саши и опоздавшую на проводы Амиру и, параллельно, пронзительные кадры из фильма «Летят журавли» (советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года – прим. автора), когда герой картины (Алексей Баталов) уходит на фронт, а девушка (Татьяна Самойлова) тоже не успевает его проводить…
А потом, позже, в него попадает шальная пуля, он падает в траву, и его друг, упав на колени, с недоумением спрашивает его: «Что с тобой? Ты ранен?!». И губы солдата медленно произносят: «Я не ранен. Я УБИТ…»
И эти слова Соловьев выбрасывает крупными красными как кровь буквами на экран! В зале всхлипывают…

А после мы все вместе, стоя, аплодируем титрам картины, не уходя до самого последнего кадра…

Короче, фильм «Ке-ды» нужно посмотреть. И заодно пересмотреть «Летят журавли»…

Официоз

Поддавшись, телевизионной рекламе, я хотел посмотреть на 38-м ММКФе только две русские картины – попавшую в основной конкурс «Монах и бес» Николая Досталя и не попавшую в конкурс, но открывавшую фестиваль картину Соловьева «Ке-ды». Последнюю я посмотрел.

А вообще…

В основную программу конкурса вошли двенадцать фильмов. Кроме этого, на ММКФ была представлена подборка фильмов с недавних мировых кинофестивалей, среди которых картина режиссера Санденса "Человек - швейцарский нож" с Полом Дано и Дэниелом Рэдклиффом в роли трупа, фильм "Море в огне", ставшим триумфатором Берлинале, драма "Аттестат зрелости" Мунджиу, принесший ему приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.

Сразу же на церемонии открытия специальный приз "За выдающийся вклад в мировое искусство" был вручен режиссеру Сергею Соловьеву, чей фильм "Ке-ды" открывал фестиваль. Также этот приз получил британский режиссер Стивен Фрирз и испанский режиссер Карлос Сауре.

Закрыла фестиваль недавно открывавшая все тот же Каннский кинофестиваль картина "Светская жизнь" известного американского режиссера Вуди Аллена.

Жюри 38-го Московского международного кинофестиваля вручило главный приз смотра – статуэтку “Золотого Святого Георгия” драме “Дочь” иранского режиссера Реза Миркарими.
Лучшими актерами 38-го ММКФ стали иранец Фархад Аслани и 13-летняя филиппинка Тересе Мальвар.
“Серебряный Святой Георгий” за лучшую режиссерскую работу получила Пук Грастен за картину “37.

Специальный приз жюри, которое возглавлял болгарский режиссер Ивайло Христов, был присужден его соотечественнику Радославу Спасову за картину “Поющие башмаки” об известной в 70-е годы эстрадной болгарской певице Лили Ивановой, которая, как оказалось после раскрытия секретных документов, была осведомительницей болгарской разведки.

Российская лента “Монах и бес” Николая Досталя осталась без призов…

И последнее…

Красную дорожку на закрытии 38-го ММКФ освещали более 300 журналистов и более 50 камер, 12 из них — в прямом эфире…

И совсем последнее…
 
Выражаю благодарность за возможность посетить Московский международный кинофестиваль народной артистке РФ Валентине Теличкиной и посадскому художнику Валерию Воробьеву…

Вячеслав СУХАНОВ
(Для Радио Посад)