Притча о римском легионере и мытаре

Виталий Чумаков
Шёл по дороге бедный погонщик осла, нагруженного хворостом. И встретился с мытарем. - Плохая примета,- подумал бедняк.
А мытарь стал требовать от него налог за хворост. В это время к ним подошёл римский легионер, который слышал Нагорную проповедь Иешуа га Ноцри.

- Да откуда у бедняка деньги? Ты бы лучше у купцов богатых их требовал. Покажи шкатулку, много уже насобирал?

С этими словами он взял в руки мытную шкатулку и открыл её.

- Немного. Небось часть для себя прикарманил. Сколько тебе должен этот бедняк?
- Хотел взять с него прут, да ладно, пусть даст хотя бы монету в полпруты.
- Вот тебе целый прут за бедняка, - легионер вынул из шкатулки монету и дал мытарю.
- Остальное я сам отнесу на нужды Иерусалимского храма. Боюсь, что ты шкатулку в целостности сам не донесёшь.
- А ты, - обратился легионер в погонщику осла, - иди с Богом!
- Но я буду жаловаться на тебя. Назови своё имя или ты боишься?- в гневе сказал мытарь.
- Меня зовут Светоний, центурион. Если пожалуешься, сам же и пожалеешь.

Конечно, мытарь пришёл с жалобой к прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Послали за центурионом. Тот захватил с собой шкатулку.

- Центурион! Вот мытарь жалуется, что ты отобрал и присвоил себе мытную шкатулку. Так ли это?
- Мытарь сказал полуправду. Я действительно отобрал у него шкатулку, но не присвоил её, гегемон.

- Так, где же она?

Севетоний вынул из-под плаща шкатулку и передал её Понтию Пилату.

- Почему же ты сразу не принёс её. Мытарь в жалобе пишет, что ты собирался отдать деньги на нужды Храма.
- Так и есть, гегемон. Но я хотел прежде услышать, как мытарь будет клеветать на меня.
- Так что же ты, Светоний, скажешь в своё оправдание?-  Уже более мягким голосом спросил прокуратор.
- Проходя по дороге, я увидел невдалеке мытаря, который у высокой смоковницы прятал мытную шкатулку. Я спросил его, зачем он это делает. На что он ответил, что прячет её от грабителей.
- И тогда ты, Светоний, взял её с собой для верности, ведь на такого доблестного воина не решатся напасть грабители. Я знаю тебя ещё с войны с германцами.

- Ты проницателен, гегемон. Именно так и было.
- Но это же ложь, - воскликнул в отчаянии мытник.
- Слова моего центуриона заслуживают большего доверия. Высечь мытаря за клевету.
У Понтия Пилата к этому времени всегда начинает болеть голова. Своё разбирательство он закончил словами:

- Спасибо тебе, Светоний, что ты сохранил деньги для Храма. Я их передам по назначению.

И направился во внутренние покои. Верная собака последовала за ним. Оттуда он не слышал хлёсткие звуки бича и истошные крики мытаря.