3. Ветхий и Новый Завет. Пространство Духа

Фокас Владимир
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ – ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ. ПРОСТРАНСТВО ДУХА.

Душа и миф, миф и реальность… Обращаясь к эпосам всех народов такой разнообразной и разнородной на первый взгляд истории человечества, мы почти уверены:  да, это мифы, да, это легенды, да, это «предания старины глубокой»…

Ничего подобного не происходит при чтении как Ветхого Завета, так и Завета Нового. Они очень схожи по своей насыщенности жизнью и в то же время очень разные.

Вот ВЕТХИЙ ЗАВЕТ… Предельная эмоциональная напряженность, четко выраженная контрастность и яростность, бескомпромиссность: всё «или – или»…

Обилие устрашающих пророчеств, постоянное ожидание кары Божьей и страх перед ней…

Готовность к принесению жертв – вплоть до человеческих! - ради того, чтобы умилостивить гневного Бога, карающего за малейшее отступление от Завета, заключенного  между Ним и народом иудейским…

Тихий протест человека, сломленного тяжестью непосильной для него ноши - и в то же время неугасимое пламя веры и преданности Слову Божьему, бунт и смирение, жизнь и смерть, схлестнувшиеся в беспощадном противостоянии…

Сотрясающее биение неистовой витальной силы, всеприсутственность Вечных Начал в судьбе любых, даже неприметных и безропотных людей, которые, сами того не ведая, оказываются вовлеченными в вихрь противоборства за «душу их»…

Великие муки всепоглощающего религиозного чувства, еще далекого от религиозной идеи, но уже заполнившего до краев религиозное сознание…

А вот ЗАВЕТ НОВЫЙ, в котором все это теряет свою первозданную мощь и силу, переходя от чувства к пониманию, от витального к разумному и духовному, от проповеди СТРАХА БОЖЬЕГО к проповеди ЛЮБВИ БОЖЬЕЙ... Этот полноводный могучий поток знаменует собой конец эпохи жестокого, кровавого и истощающего противостояния Истины Бога и Истины Человека…

Можно возразить, что сегодня лишь немногие именно ТАК прочитывают Библию, поскольку любому культурному человеку достаточно просто ознакомиться с ее текстами, пусть даже и поверхностно… Можно утверждать, что за подобным ПРОЖИВАНИЕМ БИБЛИИ неизбежно должен следовать приход в лоно церкви, иначе вся эта работа теряет всякий смысл…

И я соглашусь с этим, но буду продолжать утверждать, что это не единственный возможный исход. Соглашусь и с преподаванием (но не насильственным внедрением) Закона Божьего в школах, хотя и возражу, что для детской психики эта задача непосильна, потому что Библия предназначена для человека, УЖЕ ГОТОВОГО к ее восприятию и пониманию…

Много можно высказать согласий и несогласий, предложений и предположений по этому поводу. Например, что верующий человек не обязательно есть человек воцерковленный, а «правильный христианин», следующий букве Нового Завета, не обязательно более истинен, чем «нехристианин», живущий в духе заповедей Иисуса...

Поэтому давайте рассмотрим, КАК ведут себя Человек, Душа и Дух и КАК они проявляют себя в Ветхом и Новом Завете.

*** 

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, за исключением 1,2 глав Книги Бытия, есть религиозная история перехода человечества к монотеизму, если понимать суть религии как познавание духовной реальности в контексте взаимоотношений человеческого и  божественного.

В Ветхом Завете «прописаны» законы, изначально установленные в отношениях между Богом Единым и людьми, причем похоже, что Бог, сотворив род человеческий, пришел в немалое изумление перед сотворенным…

В Ветхом Завете Творец не так уж и далеко ушел от сонма своих языческих  предшественников – ревнивых, скорых на расправу и скупых на вознаграждение, обуреваемых страстями и не склонных прислушиваться к голосу разума… Здесь все виды взаимоотношений – Бога и Человека, человека и человека, народа и другого народа - рассматриваются исключительно через религиозную призму.

Прежние пантеистические традиции, порожденные всевластием стихий, чувством малости и беззащитности человека перед мощью их ужасающих проявлений, фатализм и «простирание ниц» перед неумолимым роком, жертвоприношения в угоду своим богам ради получения хоть недолгой передышки между неисчислимыми бедствиями, насылаемыми на свою паству то каждым из богов в отдельности, то всеми богами вместе – все это никуда не делось, просто воссоединилось в единый высший образ, космический архетип…

Поразительно наблюдать за тем, как по ходу исторического развития почти на глазах меняются боги и меняется сам человек, как трансформируются взаимоотношения между божественным и человеческим …

С принятием Моисеем ЗАВЕТА между его народом и уже ЕДИНЫМ БОГОМ происходит странная на первый взгляд смена рабства в человеческом мире на рабство в мире Божьем… Эта ситуация ОСВОБОДИЛА человека, в то же время связав его намного более прочными узами… К тому же «богоизбранность» обернулась не столько даром, сколько проклятием…

Это немыслимое переплетение нитей судеб божественного и человеческого  предельно эмоционально вошло в основу Книг библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и многих других…

Не разделен Бог, но не разделен и человек… Еще не говорится ни слова о душе, есть только первые смутные прозрения о «новом человечестве» и «Земле Новой», подготовляемой Богом для самых преданных и верных детей Своих…

Такое впечатление, что Бог и Человек  только-только учатся говорить друг с другом и понимать друг друга…

К пророкам Ветхого Завета почти неприменимо понятие личности. Мы интуитивно чувствуем, что этот современный термин неуместен, как, впрочем, и вообще отнесение людей того времени к какой-либо сегодняшней психологической классификации. Это, скорее, некий архетип Человека «по образу и подобию» такого же архетипического Создателя…

Дух… Он, безусловно, есть, но тоже не тот, который столь отчетливо проявляет себя в Новом Завете.

Любовь… Да, любовь тоже есть, и еще какая… В Ветхом Завете мы находим весь ее спектр, начиная от «Песни песней» царя Соломона и завершая самым ее высоким «небесным» звучанием… Все как бы слито воедино, все нераздельно, не структурировано, но в то же время эта в чем-то иррациональная картина не создает впечатления единства и гармонии…

Все пространство Ветхого Завета воспринимается сегодня как потрясающее по силе своей стремление человеческой натуры к целостности и в то же время встающей на дыбы при любой попытке ее укротить…

С другой стороны, ветхозаветный человек, раздробленный и внутри себя, и в своей внешней жизни, изо всех своих сил желает предельного слияния с непостижимой для себя Высшей Сущностью, в которой он ощущает огромную мощь и огромную же любовь, пока еще очень неумело пытающуюся реализовать себя, но уже не сравнимую по своей наполненности с любовью земной…

НОВЫЙ ЗАВЕТ… Тема эта столь обширна и многогранна, что никогда не может быть исчерпана полностью. Похоже на то, что всё внезапно и необъяснимо изменилось – произошел некий качественный скачок, снова смешавший уже упорядоченные взаимоотношения между Богом и людьми. Прежнее несколько размытое и несфокусированно изображение обрело четкость и резкость…

Все без исключения персонажи этой невероятной драмы – ЛИЧНОСТИ, ярко выраженные неповторимые индивидуальности, за каждой из которых своя истина и своя история…

Старец Симеон, волхвы, Мария – Матерь Божья и плотник Иосиф, земной отец Иисуса, Иоанн Креститель, двенадцать апостолов, каждый из которых не похож на другого, Мария Магдалина, Ирод, Пилат, Каиафа, Никодим, Марфа и Мария – сестры воскрешенного Иисусом Лазаря, Варрава, безвестный разбойник, за покаяние свое получивший право на переход из юдоли земной в одну из «обителей Отца Моего», римский сотник, пронзивший копьем распятого Иисуса – все они оказались втянутыми, желая того или не желая, в этот гигантский водоворот событий и тем самым «продлили себя в жизнь вечную»…

Так же оказался вовлеченным в эту трагедию и весь народ иудейский, от больных, исцеленных  Иисусом,  до кричавших: «Распни Его!», включая даже тех, кто никогда Его не видел (вплоть до «двенадцатого колена израилева»), от книжников и фарисеев до рыбаков, мытарей, доброй самаритянки, неизвестной блудницы и торговцев в храме…

На тысячелетия остались в памяти людской даже неодушевленные предметы, затянутые в смерч происходившего в течение коротких и в то же время уходящих в вечность трех лет – вода, превращенная в вино на свадьбе в Кане и вода, которой умыл руки Пилат, пыль и камни Голгофы, крест, терновый венец, копье Лонгина, плащаница, чаша Грааля, гроб Господень, Гефсиманский сад, Вифлеем, Назарет, Галилея, Иерусалим и вся земля Иудейская…

Назвать все это просто мистикой язык не поворачивается… Эта почти непостижимая и для тогдашнего, и для современного человечества мистерия представляется, в первую очередь, МИСТЕРИЕЙ ДУХА, и все это ЕСТЬ ДУХ, и все это ЕСТЬ ОТ ДУХА…

А что же ДУША? В Евангелии от Иоанна, резко выделяющемся из прочих, есть всего несколько высказываний на эту тему:

- Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. (гл. 12, ст. 25).

- Душа Моя теперь возмутилась и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего? Но на сей час Я и пришел… (гл. 12, ст. 27).

- Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (гл. 15, ст. 13).

О какой душе говорит Иисус? И та ли это сущность, которую мы упоминаем сегодня к месту и не к месту? Была ли она во времена Иисуса уже суверенной или оставалась лишь тенью всевластного и всеопределяющего Духа?

А, может, было по-иному: пребывая на низших уровнях, душа УЖЕ смогла подняться над «душой» первичных жизненных начал - эмоций, желаний, страстей, но до поры до времени не могла выйти за пределы земного, хотя и осознавала свое божественное происхождение?

При внимательном прочтении вышеприведенных цитат нельзя не обратить внимание на важнейшие ключи к пониманию этой загадки: «любовь», «душа в мире сем», «жизнь вечная», «друзья». При этом душа оказывается в самой тесной связи с любовью, жертвой, дружбой, а жизни «в мире сем» противопосталена «жизнь вечная».

Похоже, что Иисус не был уверен в том, что ученики правильно Его поняли, поэтому продолжает:

- Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
 (Еванг. От Иоанна, гл. 15, ст. 15)

А теперь настало время рассмотреть несколько самых известных стихов, посвященных любви:

- Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

- Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

- Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. (Еванг. от Иоанна, гл. 15, ст. 9 – 12)

- Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

- Я открыл им Имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. (Еванг. от Иоанна, гл. 15, ст. 15, 17)

ЧТО можно сказать об этой любви? Она становится базовой категорией в отношениях между людьми, между учениками, друзьями, но эта любовь – лишь отблеск той Великой Любви, которой «возлюбил Отец Мой» сотворенный мир и все сущее в нем. Это не Дух, не Закон, не Всевластие сурового и порой неоправданно жестокого Создателя - это Любовь Бога-Отца, Любовь, не имеющая никакого смысла без существования Сына, одновременно и Божьего, и Человеческого.

Именно отсюда и ведут свое происхождение две основные христианские истины: «Бог есть любовь» и «Любовь спасет мир». Испытать такую любовь дано не каждому, в своей земной жизни мы довольствуемся только подобием любви друг к другу, в которой если и есть любовь истинная, то так редко и так ее ничтожно мало, что мы начинаем ощущать свое беспредельное одиночество «в мире сем», до конца дней своих  тоскуя о ЛЮБВИ НЕЗЕМНОЙ, ЛЮБВИ БОЖЕСТВЕННОЙ…

«НАША» же любовь зачастую неуправляема, эгоистична, агрессивна, подчинена разного рода страстям, нередко слепа и зла, будучи во многом схожей с болезнью и наркотической зависимостью… ТАКАЯ любовь неспособна спасти не только мир, но даже одного, пусть и горячо любимого человека…

Мы никак не можем осознать ЗАКОН ЛЮБВИ во всей его огромности и ему следовать, умудряясь вносить во все, что касается любви, темноту, ложь, нечистые помыслы…

Особенно трудно приходится женщинам, для которых жизнь в любви является истиной их бытия и без чего они угасают и гибнут или же ожесточаются, полностью теряя свою женственность.

Есть еще одно, на мой взгляд, извращение любви – я говорю о так называемых «Христовых невестах», особенно часто встречавшихся в монашеской жизни Средневековья. Это искреннее заблуждение немалого количества юных дев приводило к настоящим психическим и вытекающим из них физическим заболеваниям и уж никак не могло быть истинным духовным служением по самой сути своей…

А как же жить дальше людям, прочувствовашим «наяву» касание не земной, а Божественной Любви? Наверное, это целиком зависит от самого человека и его возможностей: «Вместивший да вместит»… Я рискну поделиться с вами собственным опытом и не буду комментировать этот отрывок, предоставив это право вам:

Я мучался, не ожидая никаких чудес,
И вдруг... я растворился... я исчез...
Меня не стало, Кто-то взял меня в себя,
Я был вне времени, пространства, бытия,

Немыслимо огромен и лишен усилья…
Сплетались из галактик радужные крылья,
Я знал - они легки, их белоснежен цвет,
И я парил, вдыхая, словно воздух, свет…

Плыла материя, энергии  касанье
Рождало музыку, которой нет названья...
Но неожиданно все  как-то изменилось,
Родилось что-то новое и что-то появилось:

Я ощутил движенье... ощутил прикосновенье
Какой-то детской чистой нежности... мгновенье –
И я увидел сказочно прекрасный мир,
Едва родившийся меж звезд и черных дыр

Цветок чудесный... через зимы и морозы
Он улыбался... благодарил сквозь слезы...
Откуда взялся он?.. уму непостижимо...
Он руки протянул... и прошептал: "Спасибо..."

И сердце взорвалось... Я низвергался вниз
Немыслимым потоком, потеряв и верх, и низ,
Ломая крылья, чтобы успеть укрыть,
Прижать к груди, спасти и защитить

Самою жизнью, собственною кровью –
Я становился воплощенною любовью
И мукой, что рождается при высшем пониманьи
В прозреньи будущего истинного знанья...

Я обнял и прижал его к груди своей,
Я знал, что до скончанья мира дней
Пребуду с ним... и я развоплощался,
Я уходил... в него переливался...

Дрожала каждая частица...
Наступала темнота...
Потом был ВЗРЫВ
И дальше - пустота...

Не знаю, как я выжил... не остался там…
Я был опустошен и мыслить даже по слогам
Не мог... молчал мой разум... чувства... Тишина…
Я отдал все - до капельки, до дна...

Молчало все... причины, следствия уснули...
Как я вернулся?.. иль меня вернули?..
Рожденье или смерть?.. конец или начало?..
Не знаю... прежний умер... прежнего не стало...

Я понял ценность жизни,  что неизмерима,
Особенно - родившейся... и необходимо
Отдать ей ВСЁ, чтобы она жила... Основа
Принципа – ОТДАЙ, и ты получишь снова...

Второе... Если мне было дано познать
Пусть крошечную маленькую часть
Любви и боли той, что есть удел Творца –
То КАК же любит Он и ЧТО есть боль Отца?..

И третье... Так Ему необходима
Любовь и нежность... Пребывающий незримо
Вне нас и в нас... Ему неведома усталость –
Лишь скорбь о нас, о детях... Так отдайте малость

Своей души, коль не хотите отдавать себя!..
Он примет, Он простит, детей своих любя...

***

Я вспоминаю елку... свечи... Новый Год...
Свой первый и единственный полет
В мир, где был воздух серебристо-голубой...
Там был наш Камень, волн живых прибой...

Ты улыбнулся мне, и я опять исчез,
И начался полёт... там не было небес,
А только сферы... не было и пустоты…
Исполненное жизни, легкости и чистоты,

Там было нечто, что пронизывало все насквозь,
Все слито воедино, вместе - не порознь -
В немыслимых сплетениях оттенков и звучанья...
И было три светила - я их чувствовал касанье

И ощущал как Слово,
Но в чужом сознаньи…

Оно было неясно и непереводимо -
Тончайшая материя, плывущая незримо,
Ультрамариновые горы, реки и долины –
Живые, говорящие на языке едином...

И зазвучала МУЗЫКА... оргАн  или хорал?..
Нет аналогий в нашем мире, не звучал
Подобный голос, нет и инструментов
Для исполненья тем, гармоний и фрагментов...

Она все нарастала, исполинской силой
Пронизывала все, творила и вершила,
Вбирая звук, и цвет, и время, и пространство,
Рождение и смерть, изменчивость и постоянство...

Я знал: звучала Песня Жизни, Песнь Песней,
Не предназначенная для людских коротких дней
И тех сознаний, что еще так слабы и ранимы,
Что спят еще, от потрясения хранимы...

Мне повезло - я выжил... снова уцелел...
Я СЛЫШАЛ - и остался жив, и не сгорел,
И удержался, и не перешел Порог...
Осталась память о непостижимом...

ЧУВСТВ ОЖОГ...

(«Перекресток» - В.Фокас)

*** 

Подобные переживания – почти непременная часть любого трансперсонального опыта. Что же касается психологического феномена отождествления, то это вещь не только непредсказуемая, но иногда и чрезвычайно опасная, особенно в религиозном и духовном поиске.

Начавшись однажды, отождествление идет и вширь, и вглубь, и ввысь, затрагивая настолько сокровенные стороны внутреннего существования человека, что он  может и не подозревать об их наличии.

В духовном переживании вы можете отождествиться с любым из библейских персонажей, при этом выбор объекта этого действа практически не зависит от вашего желания и вашей воли. Это могут быть самые разные участники древней  мистерии, начиная от Иова и завершая апостолами и даже самим Иисусом.

Если же вы готовы войти в «тайну тайн» и увидеть все воочию, вам предстоит СТАТЬ  тринадцатым – кровью от крови, плотью от плоти, памятью от памяти тех истинных двенадцати, в том числе и апостолом Петром, трижды отрекшимся от Учителя своего, и скептиком Фомой, и Иудой – одной из важнейших фигур этой непостижимой  трагедии…

Только так вы сможете научиться и пониманию, и прощению, и вере, и любви, и если произойдет ТАКОЕ, то дай вам Бог не рухнуть под тяжестью неподъемной для неготового человека ношей…

Но вернемся к Новому Завету. Что же привело к такому глобальному возмущению «детей израилевых» и их категорическому неприятию слов и дел Иисуса?

Не пророчества – их было множество и до Него; не призыв к строгому соблюдению Завета между Богом и Его народом – эти призывы не умолкали с времен пророка Исайи; не явление Иисуса на землю иудейскую в качестве Мессии – это было предсказано еще в стародавние времена; не чудеса, творимые Им – их было предостаточно и до Его пришествия…

Слова Иисуса были странны, поступки нелогичны, но это тоже было не ново: безумцев всегда хватало с избытком, более того, признание пророка безумным освобождало его как от религиозного, так и от светского преследования, и эта юридическая норма сохранилась и по сей день.

Народ готов был принять Иисуса в качестве освободителя от римского ига, принял бы Его даже в качестве царя иудейского – он не смог принять Его таким, каким Он предстал перед ним.

Чувства народа иудейского оскорбляло свидетельствование Иисуса о Себе как о Сыне Божьем, гневное порицание Им сложившихся традиций, ставших к моменту Его прихода священными и нерушимыми, утверждение, что Он предсуществовал ДО Авраама, Моисея и других чтимых народом Пророков и Учителей, и, конечно же, абсолютно новый образ Бога-Отца и Дома Его…Люди того времени привыкли к тому, что Господь всегда САМ говорит с ними через избранных праведников и пророков, причем нежелание и неготовность к порученной Богом миссии этих избранных никогда не принималось Им во внимание.

В то же время присутствовал абсолютный императив, ослушаться которого было совершенно невозможно. Таким образом сохранялась прямая связь и преемственность между Богом и Человеком. В случае же с Иисусом Бог-Отец как бы ушел в тень Сына Своего, перепоручив Ему свои полномочия. Вот послушайте:

- Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

-  Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Еванг. От Иоанна, гл. 3).

-  И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

-  Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

-  И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

-  Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Еванг. От Иоанна, гл. 5).

- Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

- Я и Отец - одно.

- Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. (гл. 10)

-- Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,  и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

- Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

- Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

-- Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

- Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

-  Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

- Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

- И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

- Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

-  На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?

-  Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

- Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него.

- Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

- Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

-  Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

-  Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

-  Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

-  Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их… (Еванг. От Иоанна, гл.10).

И в заключение:

- От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

-  Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?  (Еванг. От Иоанна, гл. 10).

- Многие же из учеников Его, слыша то, что говорит Он, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Еванг. От Иоанна, гл. 6).

Теперь выйдем из пространства Нового Завета и попробуем окинуть пройденный путь спокойным непредвзятым взглядом – непредвзятым, но не беспристрастным, поскольку в столь сложных вопросах, как духовная истина и духовная сила, трудно оставаться вне своего личностного отношения к данным проявлениям Духа в человеке.

Нет и не может быть единого восприятия истины и силы такого рода, как нет и не может быть некоего «среднего» человека, как нет и не может быть для разных людей одного и того же Иисуса, Личность которого осознается, воспринимается и преломляется в каждом из них по-своему. Едина лишь истина, которую несет в себе Его образ.

Именно это и есть НИСХОЖДЕНИЕ ДУХА в материю, нисхождение Его в тело, жизнь, разум и душу человека, далее же все зависит от того, КАК и ЧТО в человеке отзывается на это нисхождение. Вспомним: существует религиозное чувство, религиозная идея, религиозное мышление, религиозное сознание.

Каждый из этих способов отражения мира колеблется в широчайших пределах – от самых низших (в данном случае языческих) до самых высочайших, но не нужно забывать о том, что даже самое развитое религиозное сознание включает в себя все родовые черты сознания массового с его набором освященных традиций, стереотипов, ритуалов, догм, канонов, склонностью к истерии и насилию по отношению ко всем, исповедующим иные святыни.

Не каждое религиозное сознание есть сознание духовное. Вот что говорил Иисус по этому поводу:

- Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Еванг. От Иоанна, гл. 3, ст. 8).

- Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Еванг. От Иоанна, гл. 6, ст. 63).

- Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

-  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Еванг. От Иоанна, гл. 4, ст. 23, 24).

Поклонение это подобно лезвию бритвы: возвеличивающий себя и призывающий поклоняться себе как олицетворению божества терпит такое же крушение, как и умаляющий себя и сотворяющий кумира вовне…

К Библии обращаются самые разные люди, которые идут разными путями и преследуют разные цели. Некоторые ищут в ней свидетельства о существовании Тонкого Мира со всеми его уровнями и планами; другие – доказательства реинкарнации; третьи озабочены посмертным бытием в «Доме Отца Моего» и заранее прикидывают, в какую из «обителей» могут попасть; четвертые пытаются оценить библейские сюжеты с позиции энергоинформационной концепции мироздания; на самом же дне копошатся ниспровергатели и осквернители, в которых нет не только религиозного и духовного чувства, но и разума как такового…

Не стоит закрывать на это глаза, поскольку таков наш мир, и был таким, и долго еще таким пребудет…

Но немало и иных, ищущих истинные духовные идеалы, для которых Библия и Ветхого, и Нового Завета есть эталон не только религиозного, но и духовного поиска, для кого она олицетворяет Истину Духа, и «Истина сделает вас свободными»…

Этим искателям Библия указывает путь к совершенству: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Мой, и не написано ли в законе вашем: Я сказал, вы боги!» Бог-Отец назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и «Не может нарушиться Писание», поскольку «Уверовавшие в слово Мое есть ученики Мои», а также: «Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас»…

Это – основное. И людей, приходящих в христианство в поисках этих духовных, а не только религиозных ценностей, становится все больше. Есть и еще кое-что, о чем хотелось бы вспомнить – это глубоко скрытая в человеке идея Бога и следующая за ней идея Богоявленности. Она была осознана еще в эпоху политеизма.

Античные боги, каждый из которых не раз нисходил к людям и в человеческом обличье, и принимая облик тех или иных существ животного мира – явление в те давние времена вполне обыденное, но НИКТО из этих богов НИКОГДА не принимал на себя судьбу человечества, да и сами цели этих нисхождений всегда были довольно прозаическими.

Не помощь, а игра, увлекательная и захватывающая для божественных игроков, но жестокая и приносящая немало горя тем людям, которые оказывались в нее вовлеченными, зачастую против своего желания. По меткому выражению Эпикура, «боги никогда не пойдут на то, чтобы ПРЕВРАТИТЬСЯ в людей»…

Боги – внеисторичные существа и сущности, далекие от человеческих нужд, но их пророки и вестники – всегда люди своей эпохи. При этом избранные - Лао-цзы, Конфуций, Зороастр, Будда, Магомет и множество других пророков и вестников - никогда не претендовали на божественность, хотя и осознавали свою божественную миссию.

Не менее реален и историчен Иисус, но Он был единственным, кто, придя в мир как Сын Божий, прожил ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь. Его нельзя назвать и аватарой, да и сам Он не имел аватар, хотя и были попытки связать Иисуса, например, с Кришной или же поползновения тех или иных новоявленных «мессий» выдать себя за Его новое воплощение. 

Аватара — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление», «проявление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве.

В христианском богословии Бог буквально воплощается «во плоти», тогда как аватары Бога в индуизме являются вечными формами или ипостасями Бога, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу.

У Иисуса была четко осознаваемая Им цель и предназначение: вернуть людям их богоподобие, научить любви, истине и свободе, сделать их Со-Творцами Создателя, заслужить высокое звание «сына божьего» и сменить страх божий на Любовь Божью, прощение и милосердие. Именно эта великая Песнь для Двоих, Таинство, Улыбка, Касание, Слово и Обещание Чуда и есть истинная духовная суть христианства.

Однако религия не была бы религией, если бы ее ядро не составлял религиозный культ, суть которого – жестко ограниченное, замкнутое на себя и неспособное к эволюции пространство. То, что до структуризации в культ было жизнью, в которой  «Дух дышит, где хочет», оказывается втиснутым в обряд, ритуал, догматы.

Догмат — мнение, решение, постановление, в религии — утвержденное высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике.

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует как неизменное и непререкаемое положение веры.
Христианские догматы устанавливаются на Вселенских Соборах. Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто приводит к религиозным конфликтам. Краткое изложение догматов называется катехизисом.
 
Религии не есть ни научное, ни объективное знание, их заменяют догмат, вера и символ.

ДОГМАТЫ ПРАВОСЛАВИЯ:

Догмат о Пресвятой Троице.
Догмат о грехопадении.
Догмат об Искуплении человечества от греха.
Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.
Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.
Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства.
Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.
Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа.
Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе.
Догмат об иконопочитании.

Если же говорить коротко, то суть основных догматов заключается в следующем.

Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры, Бог-Отец является Творцом всего сущего (видимого и невидимого).

Бог Сын предвечно рождается от Бога-Отца.
 
Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца.

По учению церкви, Бог, Единый в трёх Лицах, является бестелесным невидимым духом, вечным, вездесущим и всеблагим . Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
 
Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица. Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца. Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой.

Христос — Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, и через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть».

Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Аз есмь».

Бог существует реально, Он не миф, не легенда и не «высокоразвитая форма жизни».

Грехопадение и изгнание наших прародителей Адама и Евы – не символ, не метафора, не миф, а реальное событие. Непорочное зачатие есть именно непорочное зачатие, а не нечто другое, что бы там ни говорили генетики и биологи.

Богоявление есть акт жертвы Бога-Отца, а Иисус есть именно Сын Божий, а не аватара Его, не человек, наделенный божественными силами и способностями – Он единосущен Богу-Отцу: «Я и Отец – ОДНО».

Смерть Иисуса на кресте есть искупительная жертва, которую Он приносит во имя  искупления грехов всего человечества.

Кстати, почему мы постоянно забываем о том, что еще с древнейших времен было известно абсолютное неприятие Богом человеческих и любых других жертвоприношений? Или что позволено Богу, не позволено человеку? И какие грехи искупал Сын Божий, к тому же по определению безгрешный? Уж не Отца ли Своего? Не потому ли мы читаем у Исайи:

- … Где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (гл. 66).

- … И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас. (гл. 46).

- … Ибо все это соделала рука Моя и все сие было. (гл. 66).

Может быть, Бог-Отец устал «носить, поддерживать и охранять» человечество, «блудного сына» Своего? Устал от бесконечных вопросов, от «привычки бунтовать» по поводу и без повода? От нетерпимости, неверия или же веры, но веры языческой с ее закланиями агнцев, а до них и людей?  В Книге пророка Исайи говорится:

- Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

- К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

- Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!

- Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

- И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

- Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

- Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

- Тогда придите - и рассудим. (гл. 1)

Обратите внимание: «Придите – и рассудим»… Бог Ветхого Завета отчетливо понимает, что такая огромная задача, как рождение человека, не может быть решена ни за один, ни за семь, ни за семьдесят семь дней – это потребует времени большего, чем все Сотворение Мира ДО человека. Не потому ли Им было сказано:

- Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном.

- Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?

- Доведу ли Я до родов, и не дам родить? Или, давая силу родить, заключу ли утробу? (Книга пророка Исайи, гл. 66).

Далее… Иисус, принявший смерть на кресте, воскрес – «Воистину воскрес», об этом говорят все четыре Евангелия и, следовательно, свидетельствования эти не могут быть оспорены.

Но как быть с расхождениями в канонических Евангелиях по другим догматам, которые, тем не менее, остаются в силе и по сей день? Как быть с апокрифическими Евангелиями, а также писаниями многих отцов церкви периода раннего христианства?

Вообще, разговор об отцах церкви – разговор сложный, поскольку, несмотря на этот высокий статус, все они были прежде всего людьми. Часть из них прочно вошла в историю религии, часть было незаслуженно забыта. Были и те, кого подвергли анафеме, а через некоторое время они снова заняли свое место в церковной иерархии. К таким отцам церкви относится Ориген.

Александрийский христианский теолог-философ Ориген (185-254 г.г. н.э.), будучи учеником неоплатоника Аммония Саккаса, не шел на уступки гностическому учению о свободе воли. Это создавало для него непреодолимые трудности при решении сложнейших вопросов явления в мир Иисуса и Его смерти. Именно Оригену принадлежит авторство термина «Богочеловек».

В своей книге «О началах» Ориген признавал Иисуса Христа единородным Сыном Бога и от него рожденным, «однако без всякого начала». Он также пишет:

«Это рождение — вечное и непрерывающее наподобие того, как сияние рождается от света. Ибо Сын не есть Сын по усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе».

Хотя большинство аргументов Оригена были позже отвергнуты, его понимание Сына Божьего как «вечнорожденного» имело важное значение для учения о Святой Троице.

Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей.

Ориген учил о предсуществовании человеческих душ. Его доктрина заметно отличается от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно его доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни.

Ориген утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной лестнице иерархий разумных существ.

Ориген предположил, что Бог творит бесконечную последовательность миров, но каждый мир конечен и ограничен. Миры существуют не параллельно - по окончании одного мира получает начало другой. Все это самым удивительным образом согласуется не только с трудами известнейшего теолога Сведенборга, жившего через много веков после Оригена (ХVII в. н.э.), не только с пониманием и видением Восточной Традиции, но и с данными современных исследователей (Р.Монро, М.Ньютон, Д.Уолш и др.).

В своих работах «О началах», «Толкование на Евангелие от Матфея», «Беседы на Песнь песней» Ориген пишет:

«Допущение метемпсихоза, или перевоплощения душ, несовместно с кончиной мира, которую ясно утверждает Писание. Ибо если предположим, что всякая душа в течение нынешнего порядка вещей от начала и до конца мира воплощается не более как два раза, спрашивается: зачем она воплощается во второй раз?

Затем ли, чтобы понести наказание за грехи первой жизни во плоти? Но если нет другого способа наказания души, кроме послания её в тело, то очевидно, ей пришлось бы воплощаться не два или три, а бесконечное число раз, и тогда уверению св. Писания, что небо и земля мимо идут, нет никакой возможности получить свое исполнение.

Но допустим и противное, то есть что души посредством воплощений будут все более и более усовершенствоваться и очищаться и что постепенно все более будет возрастать число душ, не нуждающихся уже больше в телах, чем само собой приблизится наконец то время, когда живущих во плоти душ или вовсе не будет, или будет очень мало.

Но в таком случае как же получат свое исполнение слова Писания, которое говорит, что суд Божий застанет в живых множество грешников и что пред кончиной мира возрастет и переполнится мера беззаконий на земле? Затем грехи тех, которых застанет кончина мира, будут наказаны, по Писанию, не перемещением из тела в тело, а совершенно иным образом.

Итак, если защитники перевоплощения допускают кроме описываемых в слове Божием наказаний ещё наказание переселением в новые тела, то пусть покажут нам причины этого двойного наказания. Или же, что вернее, грешившие в телах будут нести наказание вне своих тел сами в себе в глубине собственной души своей». 

«Далее, некоторые изыскивают здесь: облачается ли душа в тело единожды, и после того как она покинет его, не ищет его более, или же, однажды получив и покинув его, воспринимает его снова? И если она воспринимает его вторично, воспринимает ли она его навсегда или однажды снова придет день, когда она его снова отбросит?

Но если, согласно авторитету Писания, конец мира близок, и если сие тленное состояние сменится нетленным, то не кажется сомнительным, что в состоянии нынешней жизни она не может войти в тело во второй или в третий раз. Ибо, если это допустить, то необходимо воспоследует, что вследствие продолжительного такого рода последствий мир не будет иметь конца».

В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер. В 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика,  который в том же году был утвержден на поместном соборе в Константинополе.

Но вопреки распространенному мнению, Ориген не был осужден на V Вселенском соборе в 553 году. Как сообщает церковный историк А. В. Карташев, текст указа императора Юстиниана против Оригена 543 года был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» в собрание актов V Вселенского собора, в то время как осуждения Оригена не было ни на одном заседании собора.

Я так подробно рассказываю об Оригене потому, что история христианства знает немало подобных примеров. И уж коли мы заговорили о предсуществовании души, о жизни и смерти, я хочу вспомнить еще одного человека – августинского монаха XVII в. Абрахама, сформулировавшего в очень лаконичном афоризме идею смерти-возрождения: «Тот, кто умрет до того, как умрет, не умрет, умирая»…

Как понимать эту мысль? Как мистику, метафору, аллегорию, символ? Как нечто трансцендентальное? Как вполне реальное действие, ритуал? Как некую метафизическую конструкцию, не имеющую ничего общего с реальной жизнью человека? Здесь я хотел бы вернуться к фразе, завершающей предыдущую главу («Религиозное сознание»): «Заканчивалась эпоха магии и начиналась ЭПОХА ЧЕЛОВЕКА»…

Мистика (от греч.  — «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с сверхъестественными силами.

«Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира». (Н.Бердяев)

Магия – это понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи. Это символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей. Это нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире.

В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного нетелесного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства — мира, в котором душа может обитать без физического тела.

В гносеологических характеристиках сверхъестественное — непознанное; в онтологических — запредельное обыденной действительности; в психологических — опыт таинственного; в феноменологических — необыкновенное; в ценностных — экзистенциально (сущностно) значимое.

В средние века богословы в терминах сверхъестественного, взятого в значении сверхприродного, описывали божественное.

Трансцендентальное (от лат. «выходящий за пределы») — пространство, связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела.

В применении к человеку все эти понятия означают наличие особого дара, духовного бытия его души.

Ритуал есть установленный порядок обрядовых мероприятий при совершения религиозного или мистического священнодействия (мистерии).

Мистерии (от греч. «таинство») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божественному, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения», или инициациями, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него.

Очищения, искупительные жертвы и покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляют существенное содержание мистерий.

Таким образом, магия, обряд, ритуал, таинство – звенья одной цепи. В христианстве существует семь основных мистерий – ТАИНСТВ:

Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов.

Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), которое заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин.

Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу.
 
Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа.

Брак (венчание).

Елеосвящение (соборование) больного - согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать.

Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.

Почему во всех этих понятиях употребляется термин «религиозное священнодействие»? Потому что все религии, начиная с политеистических, утверждают существование двух противостоящих реальностей, двух непримиримых иерархий «тайных сил», ведущих непрерывную борьбу не столько между собой, сколько в человеке и за человека. В этом извечном противодействии таинство смерти и возрождения – самая великая и непостижимая для разума тайна.

Что значит: «умрет до того, как умрет»? И не о том ли же самом говорил Иисус: «Если кто не родится свыше, не сможет увидеть Царствие Божие. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше»…

Именно эта странная идея «умирания до смерти» породила, с одной стороны, путь «темной стороны» - путь отрешения от жизни при жизни, путь жесткого последовательного аскетизма и отшельничества, путь умерщвления плоти и становления себя «чистым духом».

Кстати, Ориген, о котором говорилось выше, в юности буквально понимавший символику христианства, оскопил себя, о чем позднее очень сожалел, поскольку осознал, что не во внешнем мире человека лежит путь к Божественному, а во внутреннем.

Иисус же ни при каких условиях не может быть причислен к апологетам «темного пути», и Он не раз говорил об этом: «Отец Мой – Бог живых, и все у Него живое».

Истоки другого – «солнечного» - пути лежат в мистериях дохристианских времен, в которых переживание смерти и возрождения являлось основополагающим переживанием. Здесь человек не умирал до наступления физической смерти, а возрождался заново, завершив прежнюю и входя в новую жизнь, наполненную светом духовности.

Тот же принцип лежит в очень многих современных трансперсональных психотехниках.

Теперь нам предстоит сделать еще один шаг – перейти от жизни и смерти, от религиозной идеи и религиозного сознания к понятию ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА. Толкование этого понятия изначально было предметом ожесточенных споров между догматическим христианством, гностицизмом, платонизмом и неоплатонизмом, учением катаров («чистых»), последователями Фомы Аквинского и бл. Августина.

Для лучшего понимания сути этого спора воспользуемся несложными пространственными моделями. Создадим систему координат из двух пересекающихся под прямым углом линий.

На вертикали верхняя точка означает Бога, нижняя – человечество. На горизонтали слева располагается человек, личность, справа – Душа. В центре пересечения координат находятся церковь и религия как гарант и проводник в мир Божественного Промысла. Это довольно простая, но действенная модель, обладающая прямыми и обратными связями.

Человек, входящий через веру свою в церковь, становится Душой. Душа через церковь выводит человека на путь истинный. Бог через церковь опекает и вразумляет человечество. Человечество через церковь восходит к к Престолу Бога.

Это плоскостная модель, но уже в ней мы видим четыре сектора, замкнутые в некий круг, символизирующий и земной, и духовный миры. Левый верхний сектор определяет взаимоотношения человека и Бога, нижний левый – взаимоотношения отдельного человека и всего человечества в целом, правый верхний – взаимоотношения между Богом и Душой человеческой, правый нижний - путь Души в человеческом сообществе.

Это уже более сложный вариант прочтения данной схемы, однако и здесь все пути идут по-прежнему через религию и церковь, скрепляющую все четыре сектора-мира в единое целое. Такая модель – святая мечта любой церкви и любой религии, идеальный вариант, не подвластный разрушению временем и людьми.
               
Хочется особо отметить следующее: путь Души, выделившейся из человеческой личности и окружающего социума, не замыкается в условном центре – он продолжается до условных границ личного существования, балансируя на стыке двух секторов – Душа – Бог и Душа – человечество. И только пройдя этот путь до конца, она может возвратиться в церковь, получить прощение через  таинство соборования и вознестись в Царствие Божие.

В жизни же мы часто видим иное – церковь и религия очень многими верующими и даже неверующими воспринимаются как защита, надежная крепость от ударов судьбы, от испытаний и соблазнов внешнего мира. Может быть, именно поэтому мы так редко видим на лицах «спасающихся» улыбку радости и свет касания счастья… Скорее, на них читается постоянная готовность к обороне, настороженность и какая-то безликость и бесполость…

Когда же эти «спасшиеся» выходят в людской мир, то они почти всегда полны чувства тайного превосходства и одержимы идеей «спасения грешных». О милосердии, прощении, понимании они говорят много и часто, но при оказании ими помощи «заблудшим», как правило, наличествует явное осуждение и некое снисходительное высокомерие «посвященных» и «избранных», исходящее из веры в то, что уж кто-кто, а они-то «спасутся» обязательно…

Есть и другие варианты прочтения данных моделей, когда в центре оказывается не церковь, а социум – государство, нация, народ, семья; Бога подменяет «Вождь», «Глава», а Душа тихо уходит в тень, становясь придатком личности, а не самоценной сущностью…

В ходе развития человечества его сознание начинает осваивать вначале  трехмерность, чтобы далее выйти за ее пределы, переходя в многомерность и многоуровневость. Круг трансформируется в сферу, ограниченность которой быстро изживает себя, в процессе эволюции превращаясь в непрерывно разворачивающуюся и в то же время сворачивающуюся спираль.

В Боге пребывают церковь, человек, Душа и человечество, в человеке – Бог, Душа и человечество, в церкви – Бог, человек и Душа, и, наконец, в Душе – все они, вместе взятые…

Церковь теряет свои решающие права, в центре того, что понимало себя как религия и церковь, становится Дух – третья ипостась Бога-Творца, и он заполняет собой все пространство бытия, где все его составляющие оказываются слитыми воедино. Ближе всего к человеку является та сфера, которую Иисус определил как Духа-Утешителя, Духа Истины и Духа-Освободителя.

В условном центре этого Пространства Духа находится сам человек – существо в одно и то же время и материально-биологическое, и духовное, вынужденное извечно преодолевать колоссальную инерцию максимально плотно сжатого «духовного материализма» и уже осознающего истинную свободу, лежащую далеко за пределами материального.

Эти же модели достаточно точно описывают вселенные Птолемея, Коперника и современную концепцию многоуровневого Мультиверсума. Более того, их можно применить и к динамике человеческой вселенной: от зачатия, рождения и до смерти физического тела.

Наше сознание целиком зависит от уровня нашей духовной эволюции. Именно поэтому так важна сегодня совместная работа церкви, общества, самого человека и его души, если человек уже осознает себя ею. Так что религии, особенно христианство, еще не исчерпали всех своих возможностей.

Возможно, и поэтому тоже день сегодняшний характеризуется возвращением глубокого интереса к Библии. Появляются новые переводы, призванные не изменить ее, не подвергнуть ревизии, не выхолостить ее дух, а вернуть ей первоначальный язык и смысл.

У православной церкви эти «новшества» вызывают серьезное раздражение.  «Вся эта деятельность лишь производит великую путаницу, внося в привычное обжитое библейское пространство новое непривычное звучание и новые смыслы. Это прямо испорченный телефон какой-то», - сетуют многие современные богословы.

Дело в том, что любая информация, передаваемая из уст в уста, от переводчика к переводчику, от переписчика к переписчику, с течением времени неизбежно искажается. Такие же искажения коснулись и Библии во всем ее многоязычии и многосоставности. Здесь усилия по «соблюдению ее первозданности» и страх перед новым прочтением уже привычных текстов -  плохие советчики…

То, что никакая религия не может существовать вне учета динамики общечеловеческого развития, в некоем вне-культурном, вне-историческом и вне-познавательном пространстве, признано уже давно всеми ведущими теологами. Однако и здесь все не так просто…

Культ, канон, догмат, символ веры – основа не только любой религии, но и любого познавательного процесса. Вначале все новые факты, не вмещающиеся в господствующую парадигму, новое их толкование и обоснование, новые концепции, теории, идеи, наталкиваясь на мощное противодействие апологетов данной парадигмы, с трудом  прокладывают путь к пониманию того, что эта парадигма уже теряет свою состоятельность и нуждается в переосмысливании и пересмотре.

В результате вырисовывается новая модель мирозданиями с новым пониманием его законов, и нередко в основе такого пересмотра взглядов человечества на казалось бы уже известные ему «правила игры» лежат так называемые «безумные идеи».

Истинность всех теорий и концепций проверяется временем, требуя не только эмпирической доказательности, воспроизводимости и теоретического  обоснования, но и наличия внутренних  резервов роста и реальных перспектив для последующего развития.

Приняв за основу астрономию Птолемея, мы получаем одну картину мира, приняв, как базовую, концепцию Коперника, мы получаем совершенно иную модель мироздания, сделав фундаментом квантовую физику и механику, мы начинаем жить в мире, не похожем ни на один из предыдущих…

Любое познание стоит на всеобщем постулате: если факты не укладываются в русло какой-либо теории, то эта теория должна быть пересмотрена. Тот же принцип является ведущим и в сфере всех остальных наук, в том числе в философии, биологии, психологии, религиоведении.

Здесь невозможно опираться на объективный эмпирический факт. Нам приходится разделять общую реальность на внешнюю и внутреннюю, индивидуальную и коллективную, договорную и реально существующую. Поэтому мы вынуждены опираться на так называемую «вечную философию», всеохватную и достаточно устойчивую к исторической динамике развития человечества.

С этой точки зрения религии есть не только социо-культурное образование, но и особый аспект духовной реальности. Именно поэтому разные ветви Древа религий – не более, чем ветви единого дерева, Страна Души в Царстве Духа. Каждая религия отражает реальные процессы в познании человеком мира, у каждой из них – своя истина, свое слово и свой закон.

Именно здесь находятся истоки витающей в воздухе идеи Единой Церкви и Единой Веры, но до ее воплощения человечество еще должно подняться не на одну ступень… Сегодняшний экуменизм, на мой взгляд, не более, чем та же Вавилонская башня, готовая обрушиться из-за непрочности самого фундамента, на котором она строится.

Что же касается интеграции религиозного и духовного сознания, то она возможна только во внутреннем, а не во внешнем мире, лишь в индивидуальном человеческом Разуме, Душе и Духе. Хорошо сказал по этому поводу Иисус: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине»…

Чем же стали для человечества и Ветхий, и Новый Завет? И чем стало для него христианство? В первую очередь, это гигантский эволюционный шаг в осознании единства мира, эволюция разума, эволюция отношений между человеком и человеком, человеком и человечеством, человеком и Божествнным.

Но главное – это эволюция духовная, осознание Духа, единого и в Боге, и Человеке. Ничто не возникает из ничего, и каждое проявление тщательно готовится и требует для своей реализации времени. И снова хочу процитировать слова Иисуса:

- «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него»…

- «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Вы от нижних, Я от высших, вы от мира сего, Я не от мира сего»…

- «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком. Не думайте, что Я пришел нарушать закон или пророков. Не нарушать пришел Я, а исполнить".

Невозможно в рамках этой короткой работы уделить внимание всем аспектам Библии, которые предназначены для самостоятельного осмысления и проживания в себе всего понятого и осознанного.

Россия в течение более чем тысячи лет – христианская страна, выросшая на устоях Византийской Церкви. Я долгие годы шел рядом с христианством, даже когда следовал дорогами безбожия (атеизм – все-таки отрасль философии, а не образ жизни), шел путями ведантизма, теософии, даосизма, йоги, буддизма, эзотерических учений, философии, психологии, но никогда не уходил далеко от христианства, не слишком от него отдаляясь и проверяя на истинность все вышеперечисленное его духом…

Собственно говоря, я и не покидал пространство христианства и не отрекался от него. Это были трудные годы, порой очень насыщенные и светлые, порой горькие и полные сомнений. Но когда я чувствовал Касание, Присутствие Христа, я всегда чувствовал огромное счастье, очень чистое и возвышающее Душу мою…

На других дорогах счастье тоже сопутствовало открытию новых для меня знаниий, умений и постепенному проявлению все более ёмкой картины мира, но это счастье было другим – не менее светлым, но не столь… может быть, не столь детским?.. Не столь ярким, не столь чистым и ничем не затуманенным?..

Не скрою, что бывали времена, когда моя позиция «рядом», а не «внутри» христианства вызывала у меня великую печаль и великое же сожаление, и тогда я говорил себе: «Я ДОЛЖЕН ДОЙТИ, И Я ДОЙДУ, ПОТОМУ ЧТО НИКТО ЗА МЕНЯ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЕТ"...

На этом мы сегодня и завершим наш разговор, чтобы потом снова перейти к незаслуженно забытой нами Душе. О, это удивительная и очень поучительная история!..

*** 

Иллюстрация из Интернета