Прерафаэлиты. Джон Милле. Изабелла

Алина Алексеева-Маркезин
Джон Милле.Изабелла (1848-49гг)Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.

      Первая картина, написанная Милле после вступления в "Братство прерафаэлитов"На ножке стула Изабеллы можно обнаружить инициалы прерафаэлитского Братства — P.R.B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood)

  Сюжет знаменитой поэмы Джона Китса, вдохновлявшей художников, был заимствован из «Декамерона» Боккаччо. Китс написал «Изабеллу и горшок с базиликом» в 1818 году, пересказав пятую новеллу четвертого дня «Декамерона».
Но сам Китс весьма критически оценивал поэму: .: «В ней слишком много жизненной неопытности и простодушного неведения.»

    Это рассказ о любви, вспыхнувший между Изабеллой и Лоренцо. Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими богатыми и заносчивыми братьями. Когда те узнали об их отношениях, то решили тайно убить юношу, чтобы избавить сестру от позора. Изабелла ничего не знала о судьбе Лоренцо и сильно тосковала.

     Однажды ночью дух Лоренцо явился девушке и указал, где братья зарыли его  тело. Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом, с котором проводила почти все время.

      Когда братья узнали, что именно хранится в горшке, они, боясь наказания, похитили его у сестры и сбежали. А Изабелла умерла от горя и тоски.
Тем не менее, сюжет именно благодаря стихотворной обработке Китса пользовался большой популярностью в живописи. Особую любовь питали к нему прерафаэлиты.

  На картине  все герои ещё в сборе и все живы. Но братья Изабеллы уже знают, что убьют ее возлюбленного. Художник изобразил момент, когда один из мрачных братьев Изабеллы пинает ее собаку (это животное традиционно считалось символом верности). На лице же второго явно читается злой умысел. А на окне уже стоит тот самый горшок.

 На полотне отсутствует перспектива: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Братья Изабеллы написаны с Ф.Д.Стивенса (с бокалом в руке) и Д.Харриса (толкает собаку). На заднем плане справа – Д.Г.Россетти (пьет из бокала). Пожилой человек, вытирающий губы салфеткой – отец Миллеса. Для Лоренцо позировал Уильям Россетти (брат Данте Габриэля), для Изабеллы – жена сводного брата Миллеса.
 В каталоге первой выставки картина сопровождалась стихами:

Вассал любви — Лоренцо молодой,
Прекрасна, простодушна Изабелла!
Возможно ль, чтоб под кровлею одной
Любовь сердцами их не овладела;
Возможно ль, чтоб за трапезой дневной
Их взгляды не встречались то и дело;
Чтобы они средь ночи в тишине
Друг другу не пригрезились во сне.
(Перевод Г. Гампиевой)

    "Слава влюблена в него" - писали современники о Джоне Эверетте Миллесе. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом: был ли он в рядах прерафаэлитов, рисовал ли сентиментальные жанровые сценки или парадные портреты - толпа следует за ним. Однако, именно его называют "падшим ангелом живописи", и этому падению нет аналогии в истории живописи.

      Его искусство вызывало жаркие споры. Его называли «падшим ангелом живописи», но платили за его работы громадные деньги. Он в молодости боролся с Академией художеств, но закончил жизнь её президентом. Пожалуй, ни до, ни после Миллеса художники не пользовались таким успехом у английской публики, какой выпал на его долю.

В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.