Нижеследующее рассказал мне друг-украинец, немало проработавший в главном аэропорту Киева на одной из важнейших должностей. В России о том мало кто знает.
В «Инструкции по применению воздушно-десантных войск ВС СССР» было: «В августе 1968-ого спецназ разведуправления Балтийского флота всего за полчаса захватил Пражский аэропорт столицы Чехословакии, заменил всех их диспетчеров на своих, чем обеспечил молниеносную и беспрепятственную высадку Витебской воздушно-десантной дивизии Советской Армии».
Тоже в августе, но 1991-ого, эта же Витебская ВДД летела в Киев. Со всем вооружением, боезапасом, даже с полевыми кухнями; 40 самолётов ИЛ и АН.
По главному аэропорту Киева (Борисполь) бегал военпред, размахивая пистолетом: «Срочно принять борта Минобороны!» Никто, от дежурного по аэропорту до ЦК КПУ, команд не даёт…
Диспетчер Лида ставит самолёты в «карусель» на верхнем эшелоне. Война? Кое-кто предложил столкнуть борта над полосой и тем самым закрыть аэропорт. Но 2 самолёта – 500 русских парней на тот свет… Рука не поднялась.
Штатный батальон охраны аэродрома с бронетранспортёрами и самоходными зенитками занял оборону поля. Всё это – на глазах людей, заполнивших до отказа международный аэропорт в это знойное воскресенье.
Через 3 часа первый борт доложил: «Осталось горючего лишь на посадку»; за ним – остальные. Украинцы промолчат – самолёты начнут биться о бетонку.
Но снова рука не поднялась. Трёхчасовой мат-перемат Москвы, Киева, Минска (запасной аэродром), Витебска прервал старший смены диспетчеров прилёта: «Подготовить полосу для приёма бортов!»
С минимальным интервалом 3 минуты 40 самолётов сели и заняли рулёжку в трёх км от аэровокзала. Это 2 часа работы. Причём, на параллельной полосе шли взлёты-посадки гражданских судов по графику.
Итак, десантники уже 5 часов (не считая путь Витебск-Киев) жарились в «железных птицах»: на разгрузку приказа не было. Наконец, командир дивизии осмелился: «Кормить личный состав!» Бойцы вышли под жгучее солнце и повалились в траву.
Из самолётов выползли БМД, газики, артиллерия, чтоб выпустить кухни; потом БМД и т. д. – снова в самолёты. Бойцов измучила жажда: фляги давно выпиты. Украинцы пригнали водовозки.
К ночи батальон охраны аэродрома ушёл в казармы. А сон Витебской ВДД был под грохот форсажа при взлёте-посадке гражданской авиации.
Снова день загорания, уже второй; опять ночь и третий день… Но вот ГКЧП арестован. Славная Витебская ВДД: «По самолётам!» - и домой…
Дальше слабонервным не читать! Близ рулёжки – один сортир-скворечник на одно очко. За 3 дня 10000 здоровых парней после каши и часто пьющих… «Выйдешь в поле, сядешь срать – далеко кругом видать!». Или ещё: «Там русский дух, там Русью пахнет!»
Короче, три смены пожарная машина и автообмывщики с пеногенераторами замывали дерьмо гостей. И Украина просто не могла не объявить незалежность.
Витебская ВДД убедилась, что история повторяется дважды: сначала трагедия (Прага), потом – фарс (Киев). Запомните: в Крыму и на Донбассе – трагедия; ждите фарса. Но и он может быть кровавым.