Как сдавать экзамены

Борис Шинко
 Сдавать экзамены не просто, а очень просто, если знать как. Я сейчас буду говорить банальности. Но. Это моё исследование, поэтому, что хочу, то и говорю. Знать и уметь - разные вещи. Можно не знать предмет, но уметь его сдавать. А можно знать предмет и не уметь его сдавать. А можно уметь и то, и другое. Тогда это получается отличник. Но аномалии мы здесь рассматривать не будем.
 В институте, как известно, экзамены сдаются раз в полгода. Это закаляет характер и позволяет ничего не делать по полгода. А заниматься только во время сессии. Что все студетны и делают. За исключением исключений. Но мы же договорились аномальные явления здесь не рассматривать. Четыре экзамена в одну сессию - это, если правильно посчитать, получается восемь экзаменов в год, или сорок экзаменов за весь курс обучения. Не считая мелких брызг. Можно успеть накопить опыт, но зачем он нам в повседневной жизни? Не будем отвлекаться на отвлечённые темы.
 На первом курсе студент ходит придавленный суровой действительностью ВУЗа на лекциях, семинарах и в лабораториях. Голова опущена к земле, взгляд мутный, походка не ровная. С годами это проходит. Спина выпрямляется, взгляд проясняется, характер становится спокойнее и ровнее. То есть организм адаптируется к условиям проживания. Постепенно студент понимает, что преподаватель не может у него не принять зачёт по лабораторкам, если тот не пропустил ни одного занятия. Нервы потрепать может, а не принять зачёт не может. Но к этому времени у студента нервы уже как канаты. И про него уже вполне актуальна  преподавательская поговорка: студента куда ни целуй, везде задница.
 С экзаменами сложнее. Их надо сдавать безотностиельно того, ходил ты на занятия или не ходил. А сдавать нужно уметь. Но не будем забегать вперёд.Чисто внешне есть несколько типов экзаменующихся. На экзаменующих мы остановися отдельно, может даже и в этом исследовании. Первые, не по порядку, а безо всякой системы. Первые это те кто говорит:
 - Ой, сидел всю ночь, до семи утра, так устал!
 Может быть и сидел. Может быть даже и что-то учил. Не обязательно. В семье не без урода. Попадаются и такие, кто учит по ночам. Хотя я себе этого представить не могу, как ни стараюсь.
 Второй тип - это те, кто говорит:
 - А я и не собирался учить. Зачем. Я и так сдам. Мне пятёрка не нужна, моя цель - государственная (то есть тройка).
 Ну, не знаю, по моему мнению такие чаще врут, чем правду говорят. Но чего только в нашей жизни не бывает. Може быть есть и такие пионэры-камикадзе. А чаще, они так говорят, для красного словца, скрывая тяжкий труд из ложной скормности.
 Третий тип - это те, кто гворит примерно так:
 - Из тридцати билетов я выучил всего пять, больше не успел.
 Типа, он надеется, что ему попадётся именно из этой пятёрки билет на экзамене. Что вам сказать, либо врёт, либо договорился.
 Есть ещё индивидуумы, отличающиеся сумасшедшей работоспособностью. Они заготавливают шпоры по всем вопросам экзамена. Потом каталогизируют их. Нашивают на внутреннюю сторону пиджака большие карманы. По одному с каждой стороны. Размером с тетрадный лист. В одном кармане сложены в определённом порядке листки с ответами, в другом - каталог. Получив билет нужно по каталогу определить, каким  по счёту у вас лежит ответ. И аккуратно вынуть его на стол. У женщин свои методы, которые подчас не поддаются описанию нашего скромного пера.
 И, конечно, есть и такие, кто тупо учит предмет по семь - восемь часов в день.  Это происходит либо из тупости и отсутствия воображения, либо из-за неумения пользоваться шпорами. Бывает. Это клиника и не лечится. Вот из таких чаще всего и получаются отличники.
 Теперь несколько слов о принимающих экзамены, которых кто-то так удачно назвал иностранным словом «экзаменатор». Экзаменаторы бывают разные. Педанты, пофигисты, игроки, зоркие соколы. Начнём с конца. Зоркие соколы отличаются сверхострым зрением. От них не укроется ни одно движение испытуемого. Он коршуном налетает на студента, вырывает с корнем заразу, в смысле, шпаргалку, и студент изгоняется с экзамена. И тогда он очнь долго и нудно сдаёт предмет этому преподавателю, аж пока вместо него не назначат другого, дежурного по кафедре. Или не изгоняется с экзамена. И тогда у студента остаётся призрачная надежда сдать экзамен сегодня, иначе - смотри выше.
 Игроки. Это такие преподаватели, которым давно и прочно всё надоело. Надоели студенты, коллеги, предмет, который они читают, не только этот, а и все подряд экзамены. Он может не прийти на экзамен вообще, или прийти, но часа на полтора позже. И, увидев терпеливо ожидающих его студентов, спросить:
 - Вы ещё здесь? Ну, тогда заходите.
 Раздать билеты и удалиться с экзамена по своим делам ещё часа на полтора. Потом вернуться и наставить двоек как самый настоящий педант.
…Пофигисты - им всё пофиг: студенты, билеты, списывают или не списывают, переговариваются в аудитории или не переговариваются. Они лениво слушают вас, практически не перебивают. Им приятно сдавать экзамен. Они лишнего не поставят, но и специально валить не будут. Эти мне нравятся больше всех.
 И последний тип преподавателей - экзаменаторов это педанты. Именно они придумали поговорку, что куда студента ни целуй - везде задница. У них со студентами идёт нешуточный бой на самоистязание. Студент - это враг, а враг не должен пройти. У каждого в институте есть пару - тройку таких экзаменаторов. Они перебивают студента, не дают ему сказать свою мысль, даже если она у него есть. И сдавать он будем экзамен долго и нудно, всю эту сессию, и следующую, и ещё следующую, если не выгонят.
 Теперь немного о том, как же сдавать экзамен. А как не сдавай, если карма есть - сдашь, если кармы нет - не сдашь. Если карма появится сможешь пересдать.