Ярило-Солнышко. Сказки для Ведарки

Лана Гнедко
- Бабушка, бабушка! Ты мне так давно сказы не сказывала…
- Да и то верно, внученька…
- А я уже легла и глазки закрыла.
- Вот и умница. Надо сказку выбрать светлую, добрую…
-А разве другие бывают?
- Сказы – это все то, что когда-то было или только будет, а на свете белом бывает разное…все зависит от того, кто рассказывает, а больше – кто слушает.
- Тогда можно – про Ярило-Солнышко?
- Конечно, можно, Ведарочка…

Было это в те давние времена, когда люди перестали замечать Ярило-Солнышко, считая, что тот должен быть в назначенное время на небе, чтобы освещать им день, и уходить за горизонт, чтобы люди могли в ночи отдыхать.
И однажды Ярило не появился как всегда утром ранним на востоке, но люди настолько были заняты суетой повседневной, что и не заметили этого. И затянулось все белесым туманом, и прошел не один день, пока осознали люди, что нет светила на небе. Но что поделать? Стали потихоньку привыкать, и вскоре даже позабыли, что было когда-то по-иному...

- Как же так можно, бабушка, без Солнышка?
- Выходит, что можно, лапушко…

…так, может, и продолжалось бы и до наших дней, и стали меняться люди: все реже слышался звонкий детский смех, ведь матери теперь не отпускали своих детушек далеко гулять, да играть со сверстниками, чтобы, не ровен час, не заблудились бы. И перестали собираться на праздники великие: что же это за хоровод, если не видишь того, кто стоит рядом?
Да ладно это – но ведь все чаще и чаще стали пропадать люди, плутать по тропинкам, не находя дороги домой. И как бы не берегли матери своих детушек, да разве усмотришь за ними? И пропадали малышни в лесах дремучих без числа…
Жил в те времена мальчуган, Данилой звали его. Интересно было ему слушать рассказы старца одного, и услыхал он однажды сказ о том, что когда-то все было по-другому: и день был и ночь, и Солнце люди ведали. И стал выспрашивать он старцы того: что и как, а самое главное, волновало его - как можно обратно вернуть всё?
И решился мальчуган тот отправиться в путь-дорогу дальнюю, чтобы отыскать Ярило-Солнышко, да покаяться, и попросить, чтобы он как и прежде освещал жизнь людей. Многие старшие с недоверием отнеслись к сему решению: где это видано, чтобы Солнце отыскать? Да еще и разговаривать с ним? Позабыли многие даже старики к тому времени, что каждая былинка, каждый камешек имеет свой голос, вот только услышать его может только тот, чья душа жива да не затуманена.
И стали выговаривать Даниле: мол, сидел бы дома да строгал как и прежде лучины, и то больше пользы бы было…
И только старец тот, что сказывал ему о Яриле, поддержал парнишку: «Ступай, внучок, да силы тебе сильной в пути. Возьми котомку в дорогу – авось, поможет тебе преодолеть путь долгий. Я бы сам пошел, да стар я уж больно, не осилить мне пути. А ты иди да смелость возьми с собой да упорство, и когда покажется тебе, что силы заканчиваются- прильни на землю-матушку, она и поможет тебе восстановиться. А еще вспомни о сестрах да братьях малых, что пропали да блукают до сих пор в лесах густых – и силы в раз появятся».
Да благословил Данилу в путь батюшка, и дала в дорогу краюху хлеба да соли матушка его.
И не одну пару сапог износил парнишка, не одну краюшку хлеба съел он в пути. Вот только чудо: казалось бы, достал он из котомки накануне единственную пару сапог – и как только та износилась, как появлялась новая. И хлеб не заканчивался, и соль всегда была у него. А водицы чистой он пивал из ручьев звонких, что великое множество на земле нашей протекают.
Но вот однажды утром открыл он котомку, чтобы переобуться – совсем развалились сапоги, а новых-то и не было. И пошел тогда босым Данила, и разбил он ноги в кровь о камни острые, но не остановило и это его.
Так шел он еще не один день, но вот силы стали оставлять его, и припал он на землю-матушку, и услышал он напутствие батюшки своего: «Да прибудут силы и мои с тобой, ведь великое дело затеял ты, сынок. Не для себя – для всех твои усилия, и помни это».
И поднялся Данила, и пошел дальше, оставляя за собой кровавый след разбитых ног…
И дошел он так до края земли, и впереди перед ним раскинулось море-океан. И уснул он, и приснилось ему, что видит он, как выходит светило на горизонте, и стал кричать Данила. Да не слышал его Ярило: уж больно далеко он был. И заволновалось тут море, и стали накатывать волны одна на другую, и услышал парнишка шепот волн: «Ступай, отроче, да найди самую высокую гору, что с облаками милуется, и оттуда позови солнышко: может, и услышит тебя».
Проснулся Данила, и не стал долго времени терять: только обмыл ноги в море синем, да пошел искать гору высокую.
И пока он шел, стал туман белесый отступать перед ним, и вскоре увидел он горы высокие. И нашел он среди них самую высокую, вершину которой средь облаков и не видно было. Да только была та гора неприступною, что только птица смелая могла достичь вершины той.
Но  душа была чистая да ясная у Данилы, не потерял он способности понимать да внимать травам да камням разным.
И поклонился он до земли горе той. И попросил камни острые, чтоб не препятствовали ему, да помогли взобраться на вершину самую.
И вняли скалы неприступные, и взобрался Данила на гору высокую, и увидел он, как Ярило-Солнышко поднимается на небо ясное. И закричал тогда Данила, и попросил прощения за люд свой, что позабыли про него, иуслышало в этот раз его Ярило, и отвечало отроку:
-  Не держу я обиды на сородичей твоих, и рад бы и сам, только вернуться я смогу на небо, когда все вместе встанут они на рассвете, да поприветствуют меня, а иначе никак.
И вернулся тогда Данила домой, и путь его показался коротким: ведь спешил, и была цель у него, да и дорога домой всегда короче, чем из дому…
И собралось вече как в былые времена, и держал слово старец тот, и внимали ему все. И не спали все ночь ту, чтоб не пропустить час рассветный, и обратили все очи свои туда, где когда-то светило вставало, и призвали Ярило-Солнышко. И случилось чудо: появилось светило, и отступил туман сизый, и яркий свет залил все кругом, и понаходили пути домой странники, и нашлись дети малые. И радость настала на Мидгарде, и  с тех пор стали вновь встречать на рассвете Ярило-Солнышко, а он каждое утром обязательно появлялся…

…и уснула сладким сном Ведарка, и снилось ей, как встречает она Солнышко утром, а вечером провожает. И улыбалась во сне девчушка: а что может быть лучше, чем уверенность в том, что утром день обязательно наступит, только верить в это надо и не забывать…