11. Когда же приидет Он, Дух Истины?..

Фокас Владимир
«КОГДА ЖЕ ПРИИДЕТ ОН, ДУХ ИСТИНЫ … »

Итак, Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух… КТО же нисходит в человека и ЧТО в нём готово к приятию Того, Кто нисходит? В этом смысле чрезвычайно показательно высказывание Иисуса: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Еванг. от Матфея, глава 18, стих 20). КАК же здесь понимается ИМЯ?

Как то, ЧЕМ обозначается индивид, осознающийся другими и самим собой как ЛИЧНОСТЬ?

Как СЛОВО – то самое: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»? 

Как некое сокровенное знание – ЛОГОС  гностиков?

Как ДУХ ИСТИНЫ - ДУХ УТЕШИТЕЛЬ? …

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня». (Еванг. от Иоанна, гл. 12, ст. 44 – 45)

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. (Еванг. от Иоанна, гл. 16, ст. 7, 13)»

Всё, что было сказано в предыдущих главах, дает нам основание хотя бы для частичного понимания Святой Троицы и осознания простой истины: не может Ученик быть выше Учителя, не может принявший Истину быть выше самой Истины, не может Пришедший быть выше Предстоятеля, а догма – выше того, о Ком она свидетельствует.

Именно поэтому мы допускаем, что Таинство может происходить не только и не столько в церкви, сколько в душе человеческой, а обретение и исповедание веры совсем не обязательно связано со скрупулезным и беспрекословным следованием догмату.

Всё начинается с Имени, а вот остальное – тайна за семью печатями, ибо «Пути Господни неисповедимы», Промысел Божий и Милость Божья – вещи непостижимые и зачастую для нас непредсказуемые… Поэтому слишком расточительно и не по-христиански отсекать от этих «путей» огромное количество людей, уже вобравших в себя и Имя, и Слово, но еще не воцерковленных…

Касание Духа, Божья Милость, Благодать Божья – всегда лишь пробуждение, порождающее неудержимое стремление к более высокой истине, к новой, более чистой и высокой жизни, новому ее пониманию и воплощению. Такое посвящение всегда строго индивидуально для каждого человека и реализуется в самом подходящем именно для него варианте, тем самым включая его в служение общему делу.

Поэтому бессмыслено гадать, к Кому будет восходить человек – к Богу Отцу, Богу Сыну или Богу Духу, поскольку Они единосущны и единоприсутственны. Здесь нет линейной последовательности.

Понимать суть духовного восхождения таким образом, что сначала родилась религия Бога Отца, затем – религия Бога Сына (которую большая часть человечества исповедует вот уже более 2000 лет), и лишь потом будет рождена религия Духа как высшая ступень христианства - слишком упрощенно и примитивно…

Но немало людей именно так понимают суть «готовящегося где-то наверху» Новейшего Завета. Это довольно опасно, поскольку вместо того, чтобы реализовать в себе хотя бы крошечную часть УЖЕ данного человечеству неисчерпаемого наследия – Ветхого и Нового Завета, такие искатели будут лишь ЖДАТЬ – либо Второго Пришествия Христа, либо апокалипсиса с последующим Страшным Судом, либо переселения себя в «жизнь вечную».

Нет, Новейший Завет – это нечто ИНОЕ, и его приход станет возможным только тогда, когда в полной мере будут исполнены Заветы, данные ранее. Но и тогда он станет не «новой» религией, а лишь новой истиной и новым стремлением, превосходящими прежние, но не пересматривающими их основу. Я не думаю, что этот гипотетический Новейший Завет аннулирует само понятие Святой Троицы, просто ее осознание и понимание перейдет  в новое, более высокое качество.

Давно отмечено, что в Ветхом Завете космологический аспект бытия дан, но  минимально – в нем нет подробного объяснения устройства мироздания – небес, звезд, планет; нет богов и описания их свойств и проекций на земную реальность, нет понятий о «жизни вечной», жизни после жизни, воскрешении из мертвых. Вот что говорит об этом один из библейских персонажей, царь иудейский Иезекия, в книге пророка Исайи (гл. 38, ст. 10-15): 

- Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.

- Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире;

- жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою;

- Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я  ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.

- Как журавль, как ласточка, издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня.

- Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей...

Новый же Завет не содержит космологии вообще, в нем нет ничего, что так тщательно прописывалось и имело такое огромное значение для предыдущих религий, особенно древнеиндийских, герметизма, зороастризма и Каббалы.

Зато он несет в себе новое и непривычное знание – то, чего не было и не могло быть ранее: превосхождение смерти и первое понятие о Жизни вечной, Царствии Божьем, в котором «обителей много», и о путях, ведущих в него. Это одна из главнейших задач Нового Завета и первая из открытых христианам великих тайн…

Я думаю, что следующие Заветы будут предназначены уже не земному, а космическому человечеству, которым сегодняшнему роду людскому еще только предстоит стать. Инициаторами его должны будут стать сами люди. Но это – дело далекого будущего, сегодня же нам необходимо заниматься тем, о чем говорил М.М. Тареев – ПЕРЕРЕШЕНИЕМ ХРИСТИАНСКОЙ ЗАДАЧИ В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ.

Какие же из предыдущих задач мы должны взять для «перерешения»? Догматы? Но они неприкосновенны. Символ веры? Но он основан на догматах, признанных Вселенским Собором Богоокровенными и единственно предназначенными для нашей души и нашего ума…

Утверждения? Например, такие: «Нравственный закон взаимной любви – вот что делает человека причастным Церкви и ее членом» (проф. МДА А.Осипов). А как быть, если человек УЖЕ обладает такой любовью, но не воцерковлен? А кто-то из членов Церкви, напротив, являет собой нечто противоположное данному нравственному закону?...

КАК сохранить свободу выбора, не впав при этом в субъективизм и противоречие со всем вышеперечисленным?  В.В. Болотов (1853 – 1900), русский православный историк Церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук, говорит об этом следующее:

"Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из Отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным.

Но с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими Отцами Церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой, не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации."

Общеизвестно, что наиболее важные решения принимаются Церковью на Вселенских Соборах в соответствии с принципом большинства. Однако столь же хорошо известно, что решение большинства не всегда есть единственно верное, правом же Вето меньшинство не обладает. В истории христианства есть преценденты, когда решения Вселенских Соборов признавались ошибочными, не говоря уже о мнениях Святых Отцов (теологуменах)  и частных богословских мнениях.

Мало кто знает, что не на Вселенских, а именно на поместных Соборах принималось большинство вероучительных постулатов христианских церквей. Именно на поместных Соборах принимались многие каноны, отличающие конфессии друг от друга: богослужебные уставы, обряды, литургии, крестное знамение, учение о рае и аде, о канонизации в «святые», о чудотворности святынь, о необходимости исповеди, о постах и праздниках, об устройстве храмов, об одеянии священников и многие другие.

Чтобы утвердиться в сделанном выводе относительно Соборов, давайте еще немного остановим на них внимание. Некоторые христиане доказательство богодухновенности церковных Соборов видят в том, что Библию принимали на таких же Соборах. Действительно, с первого взгляда кажется, что это весомый аргумент. Если бы не ряд важных моментов:

Библия НЕ ПИСАЛАСЬ на Соборах, там лишь принимались решения о том, КАКИЕ книги ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов (двенадцати и семидесяти) следует включить В КАНОН, а какие - нет. При этом каноническими были признаны все рукописи, авторство и богодухновенность которых не вызывали сомнений.

Дело в том, что внутри Церкви всегда существовали вероучительные споры. Поэтому при утверждении канона Библии на Соборах, представители «противостоящих» друг другу течений в качестве истинных признавали только те письмена пророков и апостолов, подлинность которых не вызывала сомнений ни у одной из спорящих сторон. Ведь каждый боялся подделок, которыми иногда пытались пользоваться «противники» для подкрепления своих богословских позиций.

В Ветхий Завет вошли книги, которые иудеи считали богодухновенными. В Новый  Завет вошли 4 Евангелия и Послания апостолов, не вступающие в противоречие с другими письменами, имеющие древние списки и цитируемые христианами II и III веков в своих трудах и переписках.

Поэтому Соборы никоим образом не были создателями и соавторами Священного Писания, они лишь признавали очевидные факты, что эти письмена, бесспорно принадлежат перу пророков и апостолов, поэтому их можно и нужно признать богодухновенными и ввести в канон.

Канонизация Библии была осуществлена не на тех семи Соборах, которые Православная и Католическая Церкви вместе признают Вселенскими. Книги Нового Завета были канонизированы Церковью в разное время в промежутке со II века по 419 год. Это означает, что утверждение канона Священного Писания осуществлялось не православием и не католиками, а единой в то время Всемирной Христианской Церковью.

Ведь разделение в Церкви началось позже – после III и IV Вселенских соборов 431 и 451 годов. При этом на Соборах, на которых «принималась» Библия, присутствовали представители разных течений христианства, многие из которых впоследствии были признаны еретическими (ариане, аномеи, евномиане, савеллиане, несториане и др.).

Так что совет В.В. Болотова - хороший совет, но жизнь зачастую намного мудрее самого мудрейшего из мудрецов. У нее всегда существует множество вопросов, пока еще не имеющих ответов, и множество ответов на каждый уже проявленный вопрос… Самый же универсальный ответ на всё непознанное и удивительное всегда состоит в одном: «Это вопрос веры»…

Еще раз напомню слова патриарха Сергия: «Всякий догмат потому и составляет предмет веры, а не знания, что не все в догмате доступно нашему человеческому пониманию». Однако на практике этот «предмет веры» трактуется как знание, порождая ряд взаимосвязанных законов церковной и мирской жизни христиан. Нет ли здесь противоречия?

Думаю, что нет, поскольку уровень духовной жизни в религиях не бывает одинаковым у монашествующих и священствующих, не говоря уже о мирянах. Есть жизнь «по послушанию», есть жизнь «по совету». Есть особые пути служения, например, богословское, миссионерское, воинское, и каждое из них обладает собственными законами и решениями.  Есть и свои опасности в каждом из этих видов служения.

Например, БОГО - СЛОВ рискует утратить свою первую часть, тогда как  вторая может стать самодостаточной и довлеющей над первой. Здесь парадокс заключается в том, что блестящий и превосходно знающий предмет христианский богослов может быть неверующим либо исповедовать другую религию. Бывает и так, что богословие подменяет собой и веру, и ее Символ…

Иные проблемы у миссионеров. МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. Встречается, в основном, в универсальных религиях, прежде всего в мировых, и не распространено в национальных религиях. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории).

Интересно, что все ересиархи были миссионерами, но далеко не все миссионеры были ересиархами. Дело в том, что в этом виде христианского служения особо важной является задача сохранения тонкого баланса между истиной и ее упрощением - адаптацией «для лучшего понимания» теми, среди кого идет данная работа.

Именно здесь миссионеры рискуют добавить к христианскому учению элементы язычества и неоязычества, неооккультизма, теософии и других подобных направлений, не имеющих ничего общего с каноническим христианством.

Говоря же о ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКАХ, необходимо сказать об особой сложности этой работы. Первая из трудностей заключается в том, что в армии служат люди всех вероисповеданий, и нужен великий такт при отправлении христианских церковных служб и деяний. Кроме того, нередко приходится вести военные действия против таких же христиан, например, в конфликте с Грузией в 2008 году, во время вторжения ее войск в Осетию.

Священнослужители идут в армию не вербовать адептов, а служить людям, вырванным из привычной жизни. Многие солдаты испытывают одиночество или становятся жертвами внутренних армейских конфликтов, в том числе и «дедовщины». Для военного капеллана, коему дано право благословлять людей на смерть, только вера становится истинным спасением и опорой в ответственном его служении.

Не стоит забывать и о том, что военные капелланы исполняют свой нелегкий священнический и воинский долг вместе и наравне с офицерами и солдатами. Они участвуют во всех военных действиях, совершают кругосветные путешествия на военных кораблях в составе их экипажей, ходят с экспедициями, организованными при участии военного ведомства.

Большинство нынешних воинских священников знают об армии и ее проблемах не понаслышке: многие сами отслужили срочную службу в войсках солдатами или после окончания вузов в качестве лейтенантов, многие были непосредственными участниками военных действий в других странах и в Чечне. Для них благословение воинов на ратный труд является выстраданным осознанием и пониманием его необходимости для тех, вместе с кем они не только служат, но и идут в бой…

Нужно помнить и о том, что Церкви приходится работать не только со здоровыми нравственно и физически людьми, но и в больницах, хосписах, тюрьмах, колониях строгого и общего режима, а также с социопатами и психически больными людьми, отнюдь не считающими себя таковыми.

Приходится работать и с теми, кто в силу тех или иных причин буквально одержимы жаждой полного подчинения и растворения себя не в Боге Отце, не в Боге Сыне и не в Боге Духе, а в особом «экстазе слияния и растворения»  ради самого экстаза … Именно для таких случаев существует некое «правило»: «Если увидишь кого-то, «воспарившего к небесам», хватай его за ноги и тащи на землю»…

Другая сторона этой «медали» - упрощение. Библия в своей основе полностью лишена какой-либо «физики» и «метафизики», ее язык прост, ярок, непривычен для обыденного слуха, максимально эмоционален и понятен каждому. Именно эта «псевдопонятность» нередко приводит к реальному непониманию многих ее Книг, Посланий и Евангелий, которые практически бездонны и неисчерпаемы.

И, наконец, существует еще одно искушение: сделать любое утверждение предельно «наукообразным», убедительным, логичным и не вызывающим недоуменных вопросов. Точнее, искушение выхолостить из нее все «мистическое», чудесное, невероятное, сакральное, глубоко личное и проникновенное.

Здесь самое время снова вернуться к высказыванию патриарха Сергия: «Когда догмат становится слишком понятным, то имеются все основания полагать, что содержимое догмата чем-то подменено или он берется не во всей его Божественной глубине».

Давно известно, что любая, даже самая прекрасная, чистая, возвышающая и возвышенная истина может стать «банальностью», может быть извращена, вульгаризирована, фальсифицирована и обращена в свою противоположность.

Религия – одна из самых могущественных сил, к которой может обратиться человек. Она способна сделать из искренне верующего человека святого и непобедимого героя-воина. 

Это Александръ (Пересветъ) и Андрей (Ослябя), которые на Поле на Куликовом свершили свой последний подвиг. Это князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, князь Михаил Тверской и множество других защитников Руси, это Иоанн-воин, святой и чудотворец, это российский адмирал Федор Ушаков. Имен много, но здесь нужно помнить одно из положений Российской Православной Церкви: канонизируют воинов не за воинские подвиги, а за подвиг веры, в том числе и ратный…

Вера может дать миру мудрых высоких наставников и предстоятелей, может вдохновить на подвиг во имя ее, а может и превратить своего адепта в нерассуждающего фанатика, равно готового и на подвиг веры, и на мученичество, и на самое страшное злодеяние против человечности… Здесь очень многое зависит от того, КТО впервые введет человека в церковь, КТО станет ему духовным отцом и КТО примет первую исповедь.

Поэтому всегда нужно помнить, что есть христианская Церковь и есть ее служители. Это ЛЮДИ, и им, как принято говорить, «ни что человеческое не чуждо». В пространстве Церкви есть много всякого…

Есть клерикализм - политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества…

Есть высокомерно-брюзгливое отношение к «овцам», пастырями которых они являются по званию своему. Есть и гордыня, и упоение властью над «мирянами»…

Есть антисемитизм  - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, как частное проявление нетерпимости к иноверцам в целом…

Есть и то, о чем откровенно и честно говорят сами священнослужители - подверженность общечеловеческим грехам и «прелести». Осмелюсь предположить, что есть и страх, хотя и декларируется, что «христианин не должен бояться Бога, все же остальное ему не страшно»…

Увы, в Церковь действительно приходят самые разные люди и по разным побуждениям, не всегда благочестивым. Но это не дает права смешивать Христианскую Церковь и ее Учение с недостойными ее служителями, ведь беда эта общечеловеческая и встречается во всех сферах людской деятельности…

*** 

Иллюстрация из Интернета