Вокзалы, поезда, электрички

Леонид Черняк
                ...Люблю по стране я ездить
                смотреть на ее просторы,
                а за окном мелькают
                поля, косогоры, горы.

                Березовые перелески
                мелькают за окном вагонным,
                и даже стук колес
                не кажется мне монотонным...

Вокзалы, поезда, электрички. Так уж получилось по жизни – очень много
приходилось проводить времени на вокзалах, ездить в поездах, в электричках.
Я и, правда, очень люблю ездить поездами – скорыми, пассажирскими. А то и
просто обычной электричкой. Сейчас, конечно, езды стало куда меньше, теперь
жизнь оседлая. На языке технарей – стационарная. То есть на месте, без

особых переездов и перемещений. Железные дороги, поезда, вокзалы. Это весьма
и весьма серьезная государственная структура. Всюду издавна заведен порядок,
чистота, строгая форма железнодорожников. Большие залы ожидания, громадные
табло с информацией, целая вереница касс всевозможных направлений и следований.
Но, конечно, и очередь. Сколько же пришлось выстаивать  в этих громадных, людских

шеренгах для того, чтобы получить долгожданный билет. С билетами проблемы были
всегда. Купить билет в большом городе – проблема. Купить билет в маленьком,
захолустном городке – опять та же проблема. Наша страна немыслима без очередей.
Как и раньше, так и теперь. Тогда очереди, в основном, были за продуктами. Или за
теми же железнодорожными билетами. За стиральными машинами, холодильниками,

телевизорами. Теперь за этим очередей нет. Теперь совсем другие очереди. Тематика
поменялась – люди стоят в очередях, чтобы заплатить за всевозможные услуги. Стоят
в очереди к чиновникам, за справками, на различные приемы к мерам, замам, депутатам.
Стоят за справками на приемы к врачам, стоят за справкой, извините, чтобы сдать
мочу, кровь для анализов. Вначале стоят, чтобы сдать, а затем стоят, чтобы получить

результаты этих самых анализов. Человеку жарко, человеку плохо, человеку холодно.
Это все не важно. Стой в очереди и не возмущайся. Твое место в очереди. Очереди,
очереди, опять очереди. Будет ли когда - то Россия без этих очередей. Пока что
президентская идея об электронном правительстве только на бумаге, да может еще в
мыслях неких исполнителей, которые как раз и должны внедрять эти новшества. Но

они вовсе не спешат. Без очереди к бюрократу и чиновнику ну никак нельзя. Тогда эта
многочисленная, часто вовсе никому не нужная братия, значительно потеряет в глазах
народа. Да и не только это. Им просто перестанут давать. Давать за разрешения чего –
то, давать за подпись, давать за визу. Да много еще за что. Вот и не спешат эти
ребятки в электронную Россию, в электронное правительство. Так что наберитесь

терпения, в очередях постоять нам еще придется. Да ладно, я вовсе не об этом. Я о
вокзалах, поездах, электричках. Вокзалы всегда впечатляют своим размахом, своим
великолепием, своим строгим, веками, наверное, выработанными порядками.
Начальник вокзала, дежурный по станции были весьма уважаемыми и почитаемыми
профессиями на нашем, шепетовском железнодорожном вокзале.
 
Собственно, тогда ценились все железнодорожные профессии, не только эти. Оно и
понятно. Крупный железнодорожный узел, очень многие из горожан как раз и работали
по этим ходовым специальностям. Поэтому и ценились. История наших жд дорог
насчитывает много лет, поэтому вырабатывались свои правила, свои законы, свой
стиль. А заодно за все это время рос и престиж железнодорожных профессий. Раньше

очень ценились и котировались железнодорожные вузы, техникумы, училища. Многих
влекла и манила романтика железной дороги с ее поездами и станциями, с переменой
мест и новыми встречами и знакомствами. Человека всегда тянет к перемене мест. Вот
эти профессии и соответствуют этим желаниям и требованиям. Ну а уж нашему брату,
военному, то уж совсем не обойтись без вокзалов, без поездов, без электричек.

Раньше, сразу после войны, для перевозки военнослужащих существовали
специальные воинские эшелоны. Для рядового состава обычные теплушки,  для
офицерского – крытые, пассажирские вагоны. Да и на вокзалах всегда были отдельные
кассы для военнослужащих. Любили нашу армию в те времена. Не то, что теперь. Ни о
каких преимуществах и льготах сейчас речь не идет. Армия, офицерский состав в

любой, более или менее нормальной стране, это элита, это высший класс общества. И
соответственно с вытекающими отсюда благами и привилегиями. Люди то служивые,
имеют заслуги перед Отечеством, перед страной. Сейчас же в России офицер, особенно
отставник, все равно, что изгой общества. Его обходят и правительства, и законы.
Наверное сотни тысяч исков были поданы отставниками в суды различных инстанций в

начале 2000 – 2001 годов. Все из  за недоплат, неперерасчетов и прочих авантюр и
махинаций от ведомства Кудрина и еже с ними. Все это было, вспоминать противно.
Сейчас раздуты МВД, ФСБ, МЧС и прочие силовые структуры. Все кроме армии,
настоящей армии. Правда возникает вопрос – а есть ли сейчас эта, настоящая армия.
У нас, профессиональных офицеров на этот счет очень и очень большие сомнения. Нам

ведь видно, например, как сейчас обстоят дела с боевой готовностью войск. Сейчас
поднять по тревоге авиационный или танковый полк в полном составе – вещь
нереальная. Раньше за такие провалы командира, в лучшем случае, снимали с
должности. Война с грузинами показала, чего сейчас стоит боеготовность, готовность к
отражению противника. О чем говорить, если более суток войска были без связи, без

управления. Офицеры мобилизационного и оперативного управлений высшего штаба
МО РФ даже не были подняты по тревоге. Оповещать было некому и негде. Министр
Обороны в это время затеял ремонт и переезд этих главнейших управлений. В
помещении Генштаба гастарбайтеры  устроили ночлежку и даже, что то наподобие
своей мечети. И это в сверх секретных управлениях Министерства Обороны. Какая то

дикость и полнейшая некомпетентность во всех вопросах военного строительства. Оно
и немудрено, если у руля армии стоят бывшие специалисты мебельторга.  Как можно
дать директиву в войска о начале боевых действий, но при этом напрочь забыть о
взаимодействии. Забыли про авиацию, забыли про ВДВ. И это в таком локальном
конфликте. Как и кому взбрело в голову послать для авиа разведки самолет ТУ – 22,

который сразу и сбили. Ведь это никакой не разведчик, это стратегический
бомбардировщик. И ему в таком локальном конфликте делать совершенно нечего. Да и
как он может летать без прикрытия. Как сказал один герой известного фильма – он
вздумал воевать и выигрывать операции не учась в военных академиях.  Ничего из
этого не получилось. Опять я отвлекся. Не хотелось об этом говорить. Позор, да и

только. Я ведь размышляю о поездах, о вокзалах, об электричках. Размышляю о том,
что раньше билеты стоили дешево, а сейчас дорого. Размышляю о том, что раньше
офицеру с семьей вполне были доступны поездки на южные и прочие курорты. Теперь
нет. Вспоминается и о том, что если у офицера не было жилья, что, кстати, было
большой редкостью, то он запросто мог снять это жилье под наем. Это было вполне по

деньгам. Теперь нет. В городе съем квартиры перекроет зарплату нынешнего офицера,
в звании капитан или майор. Вот такие нюансы, вот такие времена. Но зато все время
что - то обещают – через три года все офицеры будут иметь служебное жилье.
Проходит три года, ничего не изменилось. Но зато очередное обещание с самих верхов
– через три года все офицеры будут иметь служебное жилье. Прямо,  какой то

циклический синдром. Было бы смешно, если не было бы так горько. Сейчас у
офицеров перемен мест по службе почти нет. Все служат на местах, обязательных
замен в северные и другие льготные районы нет. В академии сейчас никто не
поступает, никто туда не рвется. Припоминается своя учеба в престижной академии,
когда с гордостью носил звание слушателя военной академии. Сейчас офицер домосед.

Сидит на месте, не смотрит в окно поезда, не слушает перестук вагонных колес.
Сейчас в офицерской профессии нет романтики. Есть только одни будни, одни заботы.
И заботы вовсе не армейские, не служебные – как лучше служить, как получить
повышение, как вырваться в академию. Как быть настоящим защитником родины,
страны. Этого всего теперь и в помине нет. Девиз наших дней – мы служим Родине и

немножко себе – теперь не в моде. Теперь совсем другие моральные критерии.   
Сейчас только повседневные будни, проблемы с призывами и личным составом,
проблемы с деньгами, с их хронической нехваткой. Вот он, неизбежный итог
переворота 91 года. Это же надо, довести престиж офицерской профессии до того, что
в военной форме стало ходить просто опасно. А сейчас просто и не видно, где офицер,

где солдат, а где просто сторож или охранник. Все одеты в этот обезличенный
камуфляж. Строевой выправки нет, отдания воинской чести нет. Серая, а вернее
зеленая обезличенная масса. И это называется армия. Правильно сейчас говорят – в
настоящее время нашу армию боятся только призывники. Раньше советскую армию
боялись. Да, боялись. Но и уважали. И никто даже и не заикался, что у нас такие

громадные территории, что это несправедливо и так далее. Сильного всегда боятся. Но
зато и  уважают. А слабого. Слабого иногда жалеют. Но чаще всего бьют. Это законы
жизни и межгосударственных отношений. А как, все таки приятно сесть в скорый
поезд, устроиться возле окошка и наблюдать за видами и красотами, которые то и дело
мелькают в вагонном окне. Вот вдалеке белизной мелькнула березовая роща в зеленой

листве. Она быстро закончилась и взору представились необозримые просторы
русского поля, с проселочными и бетонными дорогами, с разъездами, мостами,
станциями и полустанками. Мчит скорый поезд, мелькают за окном великолепные виды
– велика ты Россия, велика наша страна. Проехал Россию, и поезд уже катит тебя по
просторам родной Украины. Этот переход всегда был заметным. Пруды, речки, озера в

России так себе, почти пустые, никакой птицы, никакой живности. Но вот едем по
территории Украины. Те же водоемы, озера, речки прямо таки забелели от изобилия
водоплавающей птицы – утки, гуси. По берегам куры, овцы, козы, коровы. Очень
сильно видна была эта разительная перемена. Ведь совсем немного проехал и такая
перемена. Может поэтому в советское время,  Украина была очень богатой республикой
в составе Союза. Но те времена давно прошли. Украина теперь самостийная,

независимая. Правда,  неизвестно от кого эта независимость. Видимо от народа. Ведь
и там, и здесь, в России, власть и государство очень и очень независимы от народа.
И очень далеки от него. Вот такие мысли навевает на нас монотонный стук колес
обычного, скорого поезда. Лучше, наверное, пересесть на обычную подмосковную
электричку. Некогда там размышлять о таких высоких материях. Смотри в окошко и

любуйся подмосковными видами и пейзажами. Во всех направлениях от Москвы с окон
электричек открываются прекрасные виды, прекрасные станции, поселки, города. Если
едешь в северном направлении – любуйся видами московского моря, или прекрасными
местами и лесами в районе Завидово. Это и есть снимки с этих замечательных мест.
Сел в сторону Орехово Зуево – наблюдай за прекрасными лесами в районе Петушков,
Костерево, вплоть до самого Владимира. А какие виды с окон электричек открываются

на киевском или западном, можайском направлении. Наро Фоминск, Малоярославец,
Обнинск, Одинцово, Голицыно, Кубинка – какие прекрасные подмосковные города и
поселки. Очень красивые виды открываются из окон подмосковных электричек. Время
не торопит, сиди и разглядывай это великолепие с окон этих детищ железной дороги.
Помните в рекламе: летайте самолетами Аэрофлота. А я бы перефразировал так:
езжайте поездами и электричками Российских железных дорог. Это удобно, быстро и
очень, очень красиво. Счастливого Вам пути.