Ещё раз о русском языке

Краснов Валерий
   Ниже приводится текст статьи,опубликованной недавно в Филадельфийской газете.


Невозможно без боли наблюдать,как в среде иммигрантов из бывшего СССР падает интерес к русскому языку.Всё меньше и меньше  их детей и внуков владеют русским языком,всё меньше и меньше они читают русские книги.
"Ну потеряем мы этот язык,-легкомысленно говорят многие,-так зачем он нужен в Америке?"
А ведь забывая язык своих предков мы теряем неоценимую кладовую души - весь золотой запас нашего бытия,всю нашу неконвертируемую валюту... неконвертируемую потому,что навеки зашифрована она по-русски,и ни на какой другой язык её уже не переведёшь.
Подумайте только : а есть ли на свете язык богаче и красивее нашего родного? Вспомним,как Белинский говорил о русском языке : "Он нежен, сладостен,мягок,как ропот волны,тягок и густ,как смола,ярок,как молния,прозрачен и чист,как кристалл,душист и благовонен,как весна,крепок и могуч,как удар меча в руке богатыря".
А вот мнение Тургенева : "Во дни сомнений,во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора,о великий,могучий,правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего,что совершается дома?Но нельзя верить,чтобы такой язык не был дан великому народу!"
Давайте вспомним высказывание Гоголя : "Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза,затейливо придумает своё,не всякому доступное умно-худощавое слово,немец,но нет слова,которое было бы так размашисто , бойко,так вырывалось бы из под самого сердца,так бы кипело и живо трепетало,как метко сказанное русское слово."
Можно привести мнение иностранца - Проспера Мериме: "Русский язык...является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одарённый чудесной сжатостью.соединённой с ясностью,он довольствуется одним словом для передачи мысли,когда другому языку потребовались бы целые фразы."
Вместе с замечательным русским языком мы теряем связь с великой русской культурой. Вдумайтесь только,у какой нации есть ещё такая плеяда писателей,как Александр Пушкин,Лев Толстой,Михаил Лермонтов,Фёдор Достоевский, такие композиторы,как Чайковский,Рахманинов,Глинка,такие живописцы,как Репин,Шишкин,Айвазовский,Тропинин?
Каждый владеющий русским языком,помня этих гигантов,ощущает себя частицей великой нации,а это помогает человеку идти по жизни с гордо поднятой головой. Так разве можно лишить такого преимущества наших детей и внуков?
А что вы скажете о неповторимой русской душе? Она включает в себя внутреннюю культуру и стремление к знаниям, милосердие и талант сочувствия, самоотверженность и простодушие. Коротко я бы выразил это так : чтобы в душе было что-то святое.
А как же добиться этого? Да с помощью мудрых книг наших предков,которые невозможно адекватно перевести ни на один другой язык.
А теперь несколько слов о практическом значении знания русского языка. Америка- это страна эмигрантов.Здесь человек,знающий какой-то язык,кроме английского, имеет как бы ещё одну руку. Юристы,врачи,учителя,секретари - все они,зная какой-то язык помимо английского,имеют дополнительную клиентуру среди пользователей этих дополнительных языков. И между прочим,многие из них,в том числе коренные американцы,приходят в мой класс,чтобы изучить русский язык.
Итак,я хочу обратиться ко всей русскоязычной олбщине с призывом : сохраните замечательный язык ваших предков! Читайте сами и приучайте ваших маленьких потомков к чтению русскоязычных книг.
И в первую очередь мой клич относится к моим настоящим и бывшим ученикам,которых накопилось уже более ста пятидесяти.
Как инструмент сохранения русского языка я хочу предложить им написанные мной книги,которые появились в Филадельфийском магазине "Книжник". Думаю,что истории,написанные их учителем,должны привлечь девочек и мальчиков,прошедших через мой класс русского языка.               
Пишу эти строки и перед глазами возникают родные лица моих маленьких студентов.
Это Рома и Боря Валерштейны,Гарик и Шана Книжники,Ребекка Виноградова,Настя Ханука,Кристина Казарова,Соня Верни,Филипп и Аля Нуждины,Саша и Софа Рубинштейны,Павлик и Филя Миньковские,Владик Айзенберг,Мишел Сатрфилд,Абрам и Саша Лишанские,Аня Иванова,Саша Сокольский,Эмили и Миша Димант,Миша и Аня Потапенко,Роман и Дима Страковские,Инга Арнаполина и многие-многие другие.
Некоторые мои ученики уже стали взрослыми и,наверное,обзавелись собственными детьми. Так вот,я бы счёл за большое счастье учить это новое поколение русскому языку.
Звоните мне,пожалуйста, по телефону (215)969-9171.
А что касается моих книг,то я обещаю каждую из них сопроводить автографом.
В заключение мне хочется привести чудную картинку,нарисованную Беллой Ахмадулиной :
 "И Пушкин ласково глядит, 
И ночь прошла,и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит..."       
"Нежный вкус родимой речи..." - неужели наши дети забудут его? Неужели они не прочтут никогда сказочные строки: "У лукоморья дуб зелёный..." ( Кстати говоря,ни в одном языке нет такого слова "лукоморье",что обозначает берег моря,изогнутый в виде лука. )
Неужели они никогда не насладятся  строками Пушкина,которые невозможно перевести ни на какой другой язык : "Редеет облаков летучая гряда..."?
Неужели наши потомки никогда не споют несравненных русских песен : "Гори,гори,моя звезда" или "Очи чёрные"?...               
                Валерий Краснов.