Мемуары. Часть 9

Александр Ивашкевич
       В жизни человека бывает не так уж и много дат, которые он вспоминает с удовольствием или с особым чувством. Эти даты жизни можно назвать реперными точками личной истории.
       Такой датой для меня стало 4 июля 1976 года. Это совпало с двухсотлетием независимости Соединённых Штатов Америки от Великобритании. Я это знал потому, что,  в то время,  об этом много говорилось и писалось в средствах массовой информации СССР.
       Сегодня, 4 июля 2016 года,  в связи с вручением дипломов о высшем образовании выпускникам нашего факультета (математики, физики, химии, информатики - МФХИ), я вспомнил этот день.
       Ровно 40 лет назад в этот день и, практически, в час вручения дипломов нашим студентам, я стоял на плацу воинской части, расположенной в казахской степи, недалеко от посёлка городского типа (ПГТ) Гвардейский в районе города Отар и приносил присягу на верность народам СССР.
       В июне, на химическом факультете Казахского Государственного университета имени С.М.Кирова, я защитил диплом (обучался на кафедре физической химии и электрохимии) и выбрал по конкурсу распределение в Павлодарский педагогический институт - тогда была система обязательного распределения выпускников вузов в определённые места с обязательной отработкой три года.
      Нам давалась возможность выбора. В распределительную комиссию выпускники заходили по очереди, в соответствии со своим средним балом за всё время обучения - у меня, например,  был бал 4,6 и я зашёл где-то четырнадцатым...
      Выбрал то, что более-менее соответствовало моим притязаниям (я претендовал на занятие наукой и, соответственно, на аспирантуру на кафедре, но по "неизвестным", формальным причинам, не проходил сразу - как показала жизнь  (см. "Рядом с М.И.Усановичем. " http://www.proza.ru/2014/06/16/1657).
       После окончания военных сборов (я стал лейтенантом запаса, командиром взвода ЗПУ-4 и ЗУ-23),  я получил свой диплом в канцелярии (не то, что сейчас наши студенты в нашем университете) и узнал, что,  пока я присягал Родине, моё место в Павлодарском педагогическом институте занял другой человек - в СССР была весьма распространена система "блата". Ну заняла и заняла. Я знал её. Нормальная тётка. Потом приехала оттуда к нам в КазГУ (я, естественно, вернулся на свою родную кафедру и занимался своим любимым делом - познавал фундаментальные законы растворов и их электропроводности).
       В каждом месте у людей каждого  времени свои проблемы. Не следует даже сравнивать - кому легче или тяжелей. Каждому своё.
       Так что мне было что сказать и пожелать нашим выпускникам...
       Реализации приобретённых знаний, заложенных способностей и удачи!