Картошка на окне

Иван Паластров
Гоша жил в своем домике сразу на въезде в приисковый поселок. Он был старым северянином, прошел все прииска Колымы. Зарабатывал всегда хорошо, но кроме золотых зубов, не имел ничего.

На приисках Севера свежих овощей летом не бывает, только в сухом виде. Завозили свежие картофель и лук только поздней осенью по зимнику. Пришла весна, и запасы свежей картошки и лука заканчивались. Гоша почистил остатки картофеля и бросил его на сковородку, чтобы пожарить и последний раз наесться досыта.  Собрал очистки в ведро и хотел выбросить, но тут ему в голову пришла шальная мысль, вырастить свой картофель... на окне. Конечно, затея казалась невыполнимой, но попробовать можно, пусть даже ничего не вырастет, не будет клубней, зато ботва будет вместо цветов. Гоша взял кольца очисток и одел на горлышки пустых бутылок. "Пусть висят, если дадут корешки, пересажу в ящик с землей", подумал он и с легкой душой тут же забыл о своей затее. Прошло несколько дней, очистки не засохли, у них пошли тоненькие ниточки корешков. Гоша, увидев это, удивленно крякнув, подумал: "Надо бы ящик сколотить и земли насыпать, пусть тянутся к свету на окне, все какая-никакая зелень будет". С ящиком управился быстро, но с землей произошла заминка, ее просто не было -  был торф и ил. Гоша добавил  песка, все перемешал и зарыл очистки с корешками в эту землю.

"Ну, буду ждать урожая", - усмехнулся он и полил посадки в ящике.  На теплом окошке ботва взошла быстро и пошла в рост. Через определенное время ботва  густо  выросла и зацвела белыми цветами. "Что там у тебя за цветы растут, такие пышные?" - удивленно спрашивали соседки у Гоши. "Да картошка растет заместо цветов", - щерил он свои золотые зубы. Гоша ухаживал за картошкой: не давал расти сорнякам, которые пытались расти быстрее, чем сама ботва, даже подсыпал землю. Вскоре цветы стали сохнуть и Гоша просто оборвал их. Он где-то слышал, что на месте цветов вырастают зеленые балаболки, которые забирают из растения соки и картофель из-за этого родит хуже.

В один из августовских дней Гоша увидел в ящике с посаженным картофелем что-то белое. Он осторожно пальцем разгреб землю и увидел картофелину. Она была белой, продолговатой, чуть больше куриного яйца. Картофелине не хватило места в земле  и она вылезла наверх. Гоша с удивлением смотрел на это чудо и не верил своим глазам. "Выросла, надо же, выросла моя картошка, а я не верил", - он нежно гладил картофелину, как живое существо и все не мог оторваться. Гоша засыпал картофелину землей  и сказал, обращаясь к ботве: "Подрасти немного, ты еще мала". Но время неумомимо бежит, ботва стала разваливаться и подсыхать. "Пора собирать урожай", - сказал Гоша сам себе и стал выдергивать ботву из ящика. Картофелины отваливались сами, это значило, что она созрела. На окне в тепле  при хорошем уходе картофельные очистки отблагодарили хозяина хорошим урожаем. Гоша набрал большую кастрюлю клубней, картошины были все как одна.

Позже, картофель стали выращивать в теплицах вместе с огурцами и помидорами. Ящики ставили не на окна, а на железные бочки, чтобы были повыше от вечной мерзлоты и в каждой теплице стояли печки для обогрева.
Так старый колымчанин Гоша первым вырастил картошку на окне на Чукотском прииске.