Весточка от Ивана Грозного

Владимир Калуцкий
Остались вещи, молва о коих, подобно подпочвенному огню, тлеет до поры, иногда и вовсе почти исчезая. Но вот случается нечто, и старые артефакты являют себя, словно пробившийся из-под дерна огонек. Так вот сквозь толщу веков на ладонь ко мне попал редкостный крест – вычурный, узорный, почти византийский по замысловатости. Я не поверил в удачу и остерегся сразу отнести его к известной истории с великой княгиней Анастасией Романовой - набожной и несчастной супруги Ивана Грозного. Читателя я не стану утомлять ссылками на ученые источники – историкам они и без того известны – лишь напомню, что митрополит Московский Макарий благословил Анастасию в благодарность Богу за рождение сына Ивана на изготовление серии церковной утвари и предметов под условным названием «Голгофа». И царица среди прочего распорядилась тиснуть в митрополичьих мастерских четыре сорока крестов, ныне известных под именем «Терновый венец». Анастасия раздала их родственникам и близким людям, а еще богомольцам и нищим. Из числа сих был и знаменитый Василий Блаженный.
Это сколько же судеб надо было связать собой, чтобы в конце цепочки оказаться в моих руках? Вот он – изувеченный и таинственный – приковывает меня к исторической череде лиц и событий и мне даже чудится, что на медно-серебряных его выпуклостях и гранях накопилась не только патина, но и звуки набатного и лоскутного Московского государства. Когда и с кем «Терновый венец» пришел в Дикое Поле? Государев ли родственник его принес в Верхососенск, или явился он на пеньковом гайтане поверх рваной рубахи у бродячего ярыжки? Думается мне, что крест готов рассказать свою четырехсотпятидесятилетнюю историю, стоит лишь пристальнее заняться его судьбой.
И вот его нынешнее краткое описание.

Медный крест-тельник «Терновый венец», предположительно 1557 год, серия «Голгофа». Изготовлены для царицы Анастасии Романовой. На лицевой стороне изображены по лучам слова «Iсус»,«Христос», «ИНЦI», « МЛ». На обратной стороне приведены слова Евангелия на церковнославянском языке : «И сплетши венок из терна, возложили Ему на голову и дали в правую руку трость: и становились перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь иудейский (Мф. 27.29).

Крест имеет исключительную культурную ценность. Предположительно, он появился на Верхососенске вместе с первыми ее жителями, среди которых были москвичи, близкие ко двору Романовых.

Первые кресты «Терновый венец» появились на православных иконах. Среди них – икона «Прославление венца», Х!! век (Третьяковская галерея).

Крест отражает слова Евангелия : «И одели его в багряницу, И, сплетши терновый венец, возложили на Него (Марк. 15.17)

Но подарок веков снова сокрывается от исследователя. Ныне у креста иной хозяин и вполне возможно, что с моей ладони это чудо опять на долгие годы укроется в небытии. Вспыхнувши капельками Христовой крови, «Терновый венец» не подвластен воле человеческой. Но он не гаснет. Кажется мне, что крест уходит в иную тьму, чтобы в свое время озарить и ее.

г. Бирюч.